Екатеринбург |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А60-57339/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Жаворонкова Д. В., Токмаковой А. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПРОдвижение" (далее - заявитель, общество, ООО УК "ПРОдвижение") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2021 по делу N А60-57339/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Витвицкая Е.В. (доверенность от 11.01.2021, диплом),
Прокуратуры Свердловской области - Филипенко Т.С. (доверенность от 11.06.2021).
ООО УК "ПРОдвижение" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры Дзержинского района города Нижнего Тагила (далее - прокуратура) от 14.10.2020 N 564 (8)ж-2019.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО УК "ПРОдвижение" просит названные судебные акты отменить, прекратить производство по делу, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Настаивает на том, что в соответствии с действующим законодательством включение в расходы на оплату электроэнергии в целях содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее- МКД) площадей помещений общего пользования, в том числе подвала МКД N 14 по улице Орджоникидзе, который оснащен сетями электроэнергии, и используется в целях освещения, обслуживания, эксплуатации и благоустройства всего МКД произведено заявителем правомерно. Ссылку судов на Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 31.05.2017 N 39-ПК считает некорректной.
Прокуратура Свердловской области представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что ООО "УК "ПРОдвижение" осуществляет деятельность по управлению МКД N 14 по ул. Орджоникидзе в г. Нижнем Тагиле Свердловской области.
В ходе проверки исполнения требований законодательства при расчете платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества указанного дома, прокуратурой были выявлены нарушения, выразившиеся во включении в расходы на оплату электроэнергии площадей чердаков и подвалов дома.
По результатам проверки вынесено оспариваемое представление об устранении выявленных нарушений закона от 14.10.2020 N 564 (8)ж-2019.
Не согласившись с указанным ненормативным актом прокуратуры, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия совокупности условий для признания оспариваемого представления недействительным.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств спора.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 Закона о прокуратуре).
Согласно части 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Материалами дела подтверждено, что между ООО "УК "ПРОдвижение" и АО "Нижнетагильская энергосбытовая компания" заключен агентский договор о начислении платы за коммунальную услугу и ресурс "электроснабжение", в том числе потребляемый при использовании и содержании общего имущества в МКД.
Согласно информации АО "Нижнетагильская энергосбытовая компания" от 02.10.2020 общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в указанном МКД и применяемая ООО "УК "ПРОдвижение" до 01.06.2020 для исчисления размера платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества (площадь лестничных клеток), составляет 185 кв. м. С 01.06.2020 общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в рассматриваемом МКД и применяемая для начисления платы за электроснабжение, составила 749,9 кв. м.
В соответствии с пунктами 9, 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений. Нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Подпунктом 7 пункта 12 главы 2 Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденного указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 N 1067-УГ, определено, что в целях исполнения возложенных задач Комиссия осуществляет на территории Свердловской области полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 31.05.2017 N 39-ПК (далее - Постановление N 39-ПК) утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Свердловской области. При утверждении указанных нормативов Региональной энергетической комиссией Свердловской области использовались только площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в МКД, не принадлежащих отдельным собственникам.
Постановление N 39-ПК является действующим нормативным правовым актом, принятым уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, в связи с этим суды обоснованно руководствовались им, соответствующие доводы общества отклоняются как несостоятельные.
Таким образом, как верно указано судами, площади чердачных, подвальных помещений, технических этажей в указанный показатель не включались и не могут применяться при начислении платы за электроснабжение при содержании общего имущества с использованием ранее утвержденных нормативов.
Указанная правовая позиция подтверждена определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2019 по делу N 304-ЭС19-16030.
Вместе с тем, судами установлено, что общество с июня 2020 года применило установленный вышеуказанным постановлением норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества к иной площади помещений (с учетом чердаков и подвалов) спорного МКД.
Кроме того, суды отметили, что фактические данные о площадях помещений, используемые ООО "УК "Продвижение" для начисления платы за коммунальные услуги при содержании общего имущества, противоречат сведениям, размещенным в информационной системе, что является нарушением требований Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что обществом неправомерно включены показатели расхода потребленной электроэнергии, используемой при содержании и эксплуатации чердаков и подвалов, в оплачиваемый собственниками жилых помещений МКД расчет объема потребленной электрической энергии на содержание общего имущества МКД.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое представление прокуратуры соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным ими обстоятельствам.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении норм права судами нижестоящих инстанций.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2021 по делу N А60-57339/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Управляющая компания "ПРОдвижение" - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Управляющая компания "ПРОдвижение" из федерального бюджета 1500 руб., излишне уплаченных в качестве госпошлины по кассационной жалобе платежным поручением от 22.06.2021 N 2297.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.