Екатеринбург |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А34-3733/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А. В.,
судей Вербенко Т. Л., Гайдука А. А.,
при ведении протокола помощником судьи Шерстовой А.Р. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.01.2021 по делу N А34-3733/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области принял участие представитель публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - Бутынцева Т.М. (доверенность от 31.12.2020).
Администрация города Кургана (ОГРН: 1024500521506, ИНН: 4501005007; далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Курганская генерирующая компания" (ОГРН: 1064501172416, ИНН: 4501122913; далее - ответчик, общество "КГК") об обязании принять для эксплуатации, содержания и обслуживания путем подписания акта приема-передачи N 2/19- ГВС - сеть горячего водоснабжения к многоквартирному дому N 4 по ул. Победы в г.Кургане, протяженностью 16 м, диаметром 40 мм с кадастровым номером 45:25:070106:2135.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 19.01.2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021, исковые требования Администрации удовлетворены. Кроме того, с общества "Курганская генерирующая компания" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 6 000 руб.
Общество "КГК" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает, что поскольку в г. Кургане предусмотрено наличие исключительно закрытой системы теплоснабжения, что подтверждается соответствующей схемой, утвержденной Постановлением Администрации г. Кургана от 31.03.2015 N 2953, к отношениям по содержанию бесхозяйных сетей горячего водоснабжения применяются нормы Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
По мнению ответчика, общество "КГК" не является гарантирующей организацией, в связи с чем положения Закона N 416-ФЗ, регулирующих деятельность гарантирующей организации в данной ситуации не применимы, у ответчика нет законодательно установленной обязанности по принятию в эксплуатацию спорных сетей.
Кроме того, заявитель указывает на подписание обществом "КГК" передаточного акта N 2/19-ГВС и направлении его в адрес Администрации. Таким образом, на момент принятия решения суда ответчик фактически принял в эксплуатацию, на содержание и обслуживание бесхозяйную сеть горячего водоснабжения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, сеть горячего водоснабжения к многоквартирному дому N 4 по ул. Победы в г. Кургане, протяженностью 16 м, диаметром 40 мм с кадастровым номером 45:25:070106:2135, принята Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости 21.10.2019.
В целях обеспечения эксплуатации, содержания и обслуживания бесхозяйной сети горячего водоснабжения на территории муниципального образования г. Курган 1Администрацией г. Кургана в адрес ответчика направлен для подписания передаточный акт N 2/19-ГВС (от 14.11.2019 исх. N 5048) для эксплуатации, содержания и обслуживания объекта инженерной инфраструктуры по вышеуказанному адресу.
Общество "КГК" 27.12.2019 в адрес Администрации г. Кургана направило отказ от подписания передаточного акта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражным суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из наличия у общества "КГК" как организации, осуществляющей поставку ресурсов, обязанности по содержанию сетей, являющихся бесхозяйными.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
В силу пункта 5 указанного Порядка недвижимые вещи, находящиеся на территориях муниципального образования, принимаются на учет на основании соответствующего заявления органа местного самоуправления.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 2 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение, - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем; централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения);
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями данного Федерального закона.
Согласно пункту 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии пунктом 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в
сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к правомерному выводу о наличии у общества "КГК" как организации, осуществляющей поставку ресурсов (горячего водоснабжение и являющей единой теплоснабжающей организацией), обязанность по содержанию сетей, являющихся бесхозяйными и опосредованно присоединенными к централизованной системе горячего водоснабжения.
Довод заявителя о том, что ответчик не является гарантирующей организацией, в связи с чем не имеет обязанности по содержания бесхозяйных сетей, отклоняется, учитывая, что общество "КГК" является организацией, осуществляющей поставку ресурсов для целей горячего водоснабжения.
Факт непосредственного присоединения сети горячего водоснабжения к многоквартирному дому N 4 по ул. Победы в г. Кургане, протяженностью 16 м, диаметром 40 мм с кадастровым номером 45:25:070106:2135 к сетям общества "КГК" и осуществление подачи горячего водоснабжения к многоквартирному дому N 4 по ул. Победы в г. Кургане ответчиком, при отсутствии иной сети горячего водоснабжения ответчиком не оспаривается (статья 9, 65 Арбитражного ).
Ответчик является лицом, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере горячего водоснабжения, которая предполагает наличие у него организационных и технических возможностей для обеспечения надлежащей эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры, посредством которой он осуществляет коммерческую деятельность по обеспечению абонентов водой.
Расходы организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ).
Таким образом, Законом N 416-ФЗ бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что положения Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) не подлежат применению к спорным правоотношениям, в связи с тем, что в городе Курган при осуществлении горячего водоснабжения используется исключительно закрытая система теплоснабжения, из которой отбор теплового ресурса для нужд горячего водоснабжения не производится, также рассмотрен и отклонен судами со ссылкой на его документальную неподтвержденность. Более того, пункт 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении (в редакции, действующей на момент принятия решения) содержит аналогичную обязанность, установленную пунктом 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ.
Отклоняя доводы о подписании ответчиком передаточного акта, суд апелляционной инстанции отметил, что между сторонами после направления ответчиком в адрес Администрации передаточного акта возникли разногласия, связанные с включением обществом "КГК" в указанный акт пункта 2, предусматривающего обязанность Администрации по истечении года со дня постановки указанной бесхозяйной недвижимой вещи на учет признать право муниципальной собственности на указанный в акте объект инженерной инфраструктуры, который противоречит порядку признания права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, установленному частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку передаточный акт без включения вышеуказанного пункта ответчиком не подписан, суды не установили оснований полагать фактическое подтверждение обстоятельства исполнения заявленных требований Администрации г. Кургана со стороны общества "КГК".
По существу, изложенные в кассационной жалобе доводы выражают несогласие с произведенной судами оценкой установленных по делу фактических обстоятельств, что само по себе не является основанием для отмены принятых по делу законных судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационном порядке, не имеет полномочий устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценить данные выводы судебных инстанций, основанные на представленных в материалы дела доказательствах (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу положений статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 19.01.2021 по делу N А34-3733/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
Т.Л. Вербенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что положения Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) не подлежат применению к спорным правоотношениям, в связи с тем, что в городе Курган при осуществлении горячего водоснабжения используется исключительно закрытая система теплоснабжения, из которой отбор теплового ресурса для нужд горячего водоснабжения не производится, также рассмотрен и отклонен судами со ссылкой на его документальную неподтвержденность. Более того, пункт 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении (в редакции, действующей на момент принятия решения) содержит аналогичную обязанность, установленную пунктом 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ.
Отклоняя доводы о подписании ответчиком передаточного акта, суд апелляционной инстанции отметил, что между сторонами после направления ответчиком в адрес Администрации передаточного акта возникли разногласия, связанные с включением обществом "КГК" в указанный акт пункта 2, предусматривающего обязанность Администрации по истечении года со дня постановки указанной бесхозяйной недвижимой вещи на учет признать право муниципальной собственности на указанный в акте объект инженерной инфраструктуры, который противоречит порядку признания права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, установленному частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 августа 2021 г. N Ф09-5238/21 по делу N А34-3733/2020