Екатеринбург |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А07-243/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Вдовина Ю. В., Жаворонкова Д. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НТС-РЕСУРС" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2021 по делу N А07-243/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "НТС-РЕСУРС" - Тавдиряков Р.Я. (доверенность от 26.02.2020, диплом);
Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) - Сорокин С.А. (доверенность от 21.12.2020, диплом);
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (далее - онлайн - заседание), также принял участие представитель Хабаровской таможни - Харанена П.В. (доверенность от 07.06.2021 N 05-54/237, диплом).
Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан (далее - Инспекция) 11.08.2021 заявлено ходатайство об участии в онлайн-заседании, которое удовлетворено судом. При открытии судом кассационной инстанции судебного заседания с использованием онлайн сервиса "Картотека арбитражных дел" представитель указанного лица Заманов Т.М. не подключился к каналу связи, что свидетельствует о его неявке. Установив, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителю стороны обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не в полной мере реализована по причинам, находящимся в сфере его контроля, суд рассмотрел кассационную жалобу в отсутствие неявившегося представителя.
Представителем Самарской таможни - Пирской Е.Н. после неоднократных попыток видео/аудио подключения к онлайн заседанию, в электронном чате веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество с ограниченной ответственностью "НТС-РЕСУРС" (далее - заявитель, ООО "НТС-РЕСУРС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Инспекции, ФТС России, Самарской таможне, Хабаровской таможне с требованиями:
1. Признать незаконными действия Инспекции и ФТС России по прекращению государственной регистрации самоходной машины: погрузчик фронтальный XCMG LW300FN (заводской идентификационный номер: VIN: XUG 0300FHHCB 00715).
2. Признать незаконными действия Инспекции и ФТС России по прекращению государственной регистрации паспорта самоходной машины: погрузчик фронтальный XCMG LW300FN (заводской идентификационный номер: VIN: XUG0300FHHCB00715)
3. Обязать ФТС России выдать паспорт самоходной машины погрузчик фронтальный XCMG LW300FN (заводской идентификационный номер: VIN: XUG 0300FHHCB 00715).
4.Обязать Инспекцию восстановить государственную регистрацию самоходной машины: погрузчик фронтальный XCMG LW300FN (заводской идентификационный номер: VIN: XUG 0300FHHCB 00715).
5. О взыскании судебных расходов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Орентех" (далее - ООО "Орентех"), общество с ограниченной ответственностью "Национальная Лизинговая Компания".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2021, оставленным без изменения Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021, в удовлетворении требований ООО "НТС-РЕСУРС" отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. ООО "НТС-РЕСУРС" настаивает на соответствии транспортного средства нормативным требованиям безопасности дорожного движения, в подтверждение указанного довода, указывает, что Инспекцией, при выдаче свидетельства о прохождении технического осмотра, транспортное средство дважды признано соответствующим правилам безопасности дорожного движения.
Податель жалобы ссылается на то, что он является добросовестным приобретателем, не знал и не мог знать о нарушении таможенного законодательства и совершении преступных деяний ООО "Орентех", и в связи с этим не должен нести ответственность и имущественные потери за неисполнение ООО "Орентех" и его участниками, как субсидиарно ответственными лицами, обязательств по оплате обязательных платежей.
В отзывах на кассационную жалобу Инспекция, ФТС России, Самарская таможня и Хабаровская таможня, мотивированно опровергая доводы заявителя, просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что ООО "НТС-РЕСУРС" по трехстороннему договору купли-продажи от 27.07.2017 N НЛК/УФА06456/КП, заключенному с ООО "Орентех" (продавец) и ООО "Национальная Лизинговая Компания" (лизингодатель) приобрело в собственность погрузчик фронтальный XCMG LW300FN.
Вместе с погрузчиком передан паспорт самоходной машины, выданный Благовещенской таможней 07.07.2017 N ТК 014687.
ООО "НТС-РЕСУРС" 27.07.2017 обратилось в Инспекцию Гостехнадзора по муниципальному району Мелеузовский район и городскому поселению г. Мелеуз РБ с заявлением о постановке на регистрационный учет погрузчика, с приложением следующих документов: договор финансовой аренды от 27.02.2017 N НЛК/УФА-06456/ДЛ (согласно которому постановку на регистрационный учет осуществляет лизингополучатель); акт приема-передачи от 21.07.2017; паспорт самоходной машины серии ТК N 014687 от 07.06.2017.
Самоходная машина: погрузчик фронтальный XCMG LW300FN дважды прошла технический осмотр: 18.07.2018, 18.07.2019.
Инспекцией был получен запрос Оренбургской таможни от 17.12.2018 N 04-22/19298 о предоставлении информации об осуществлении государственной регистрации фронтальных колесных погрузчиков, в том числе: погрузчик фронтальный XCMG LW300FN VIN: XUG 0300FHHCB 00715.
Инспекция предоставила в Оренбургскую таможню запрашиваемые сведения о погрузчике (письмо от 15.01.2019 N 112-05).
Оренбургская таможня уведомила Инспекцию (письмо от 29.03.2019 N 10-20/04866дсп) об обнаружении признаков подделки паспорта самоходной машины.
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия Инспекцией решения о прекращении государственной регистрации паспорта самоходной машины: погрузчик фронтальный XCMG LW300FN (приказ от 26.06.2019 N 198), о чем Инспекция уведомила ООО "НТС-РЕСУРС" письмом от 03.07.2019 N 3765-05.
Действия государственных органов, по мнению заявителя, ограничивают право собственности ООО "НТС-РЕСУРС" на спорную самоходную машину в части использования погрузчика по его прямому назначению.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "НТС-РЕСУРС" в суд с настоящими требованиями
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности прекращения государственной регистрации паспорта самоходной машины: погрузчик фронтальный XCMG LW300FN (приказ от 26.06.2019 N 198) и отсутствия совокупности условий необходимых для признания оспариваемого заявителем действия заинтересованного лица незаконным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает в связи со следующим.
Исходя из положений части 1 статьи 198, статей 200 - 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у административного органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который приняли решение.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), согласно которому допуск транспортных средства, изготовленных в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона N 196-ФЗ предусмотрено, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
В целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации издало постановление от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938).
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления N 938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и решения Коллегии ЕАЭС от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" паспорт самоходной машины выдается после уплаты утилизационного сбора.
На основании пункта 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (ред. от 10.03.2017) "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" выданный паспорт признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что основанием для прекращения государственной регистрации паспорта транспортного средства, принадлежащего заявителю жалобы, послужило установление Оренбургской таможней в ходе проведения камеральной таможенной проверки, факта представления в органы Гостехнадзора при совершении регистрационных действий в отношении транспортных средств паспортов самоходных машин и других видов техники, содержащих недостоверные сведения и имеющие признаки поддельных.
Так, в отношении паспорта самоходной машины N ТК 014687 была осуществлена проверка полученной информации с данными, содержащимися в информационных ресурсах таможенного органа, по результатам которой установлено, что сведения указанные в паспорте самоходной машины N ТК 014687 и сведения, содержащиеся в базах данных таможенных органов, относятся к другому транспортному средству, паспорт самоходной машины выдан таможенным органом иному лицу.
Указанные обстоятельства явились основанием для принятия Инспекцией обжалованных заявителем действий.
При этом судами правомерно указано, что выдача паспорта самоходной машины таможенным органом возможна после уплаты утилизационного сбора, а регистрация погрузчика осуществляется после получения паспорта самоходной машины в таможенных органах, в соответствии с действующим законодательством.
В ходе камеральной таможенной проверки было установлено, что плательщиком утилизационного сбора в связи с ввозом транспортного средства в Российскую Федерацию является ООО "Орентех", которое указанный сбор не оплатило, в связи с чем, Арбитражным судом Оренбургской области на основании заявления Оренбургской таможни принято решение от 10.12.2018 по делу N А47-12366/2018 о взыскании с ООО "Орентех" сумму неуплаченного утилизационного сбора, в том числе в отношении ввезенного фронтального колесного погрузчика (заводской идентификационный номер VIN: XUG 0300FHHCB 00715).
ООО "Орентех" произвело отчуждение указанной техники по трехстороннему договору купли-продажи, заключенному между ООО "Национальная Лизинговая Компания" и ООО "НТС-РЕСУРС", вместе с погрузчиком передан паспорт самоходной машины, выданный Благовещенской таможней. При этом, как установлено судами, Благовещенской таможней паспорт самоходной машины не выдавался, ввиду чего, ООО "НТС-РЕСУРС" приобрело фронтальный колесный погрузчик (заводской идентификационный номер VIN: XUG 0300FHHCB 00715) с поддельным паспортом, у лица, не уплатившего утилизационный сбор, без проверки указанного обстоятельства.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о законном прекращении государственной регистрации паспорта самоходной машины: погрузчик фронтальный XCMG LW300FN, а оспариваемые действия Инспекции, направленные на прекращение государственной регистрации паспорта самоходной машины: погрузчик фронтальный XCMG LW300FN (приказ от 26.06.2019 N 198), совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства и не могут быть признаны незаконными.
Довод заявителя о том, что утилизационный сбор должно уплатить ООО "Орентех" как лицо, осуществившее ввоз спорного погрузчика на территорию Российской Федерации, правомерно отклонен апелляционным судом, со ссылкой на абзац 4 пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Кроме того, исходя из предмета заявленных требований и установленных судами обстоятельств видно, что основанием для совершения оспариваемых действий государственных органов, являющихся лицами, участвующими в настоящем деле, явился установленный факт того, что обнаружены признаки подделки паспорта спорной самоходной машины, которые в ходе проведенной проверки подтвердились. Указанный факт является достаточным для приостановления государственной регистрации самоходной машины.
Доводы ООО "НТС-РЕСУРС", изложенные в кассационной жалобе, аналогичны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов фактические обстоятельства судами установлены полно и получили всестороннюю оценку; нормы материального права применены судами правильно, а нормы процессуального права не нарушены, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2021 по делу N А07-243/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НТС-Ресурс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления N 938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и решения Коллегии ЕАЭС от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" паспорт самоходной машины выдается после уплаты утилизационного сбора.
...
Довод заявителя о том, что утилизационный сбор должно уплатить ООО "Орентех" как лицо, осуществившее ввоз спорного погрузчика на территорию Российской Федерации, правомерно отклонен апелляционным судом, со ссылкой на абзац 4 пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 августа 2021 г. N Ф09-5351/21 по делу N А07-243/2020