Екатеринбург |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А71-499/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Гавриленко О. Л., Жаворонкова Д. В.
рассмотрел материалы кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Файерс Гранд" (далее - общество "Файерс Гранд", заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.03.2021 по делу N А71-499/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Файерс Гранд" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными бездействий Управления финансов Администрации муниципального образования "Камбарский район" (далее - управление, заинтересованное лицо), выразившихся в неисполнении в предусмотренный законом трехмесячный срок исполнительных листов, выданных Арбитражным судом Уральского округа серии ФС N 006551486 от 20.03.2020 по делу N А71-1128/2020; серии ФС N 006551495 от 18.08.2020 по делу N А71-1126/2020; серии ФС N 006551487 от 07.05.2020 по делу N А71-1127/2020, а также об обязании управление исполнить исполнительные листы.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования "Камбарский район".
Решением Арбитражного суда Удмуртской республики от 03.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Файерс Гранд" просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неверное применение норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что в результате принятия решения об отказе в признании бездействия управления незаконными суды самостоятельно установили обстоятельства, затрудняющие исполнение судебных актов Арбитражного суда Уральского округа, тем самым нарушили положения статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ввели дополнительное условие применения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Общество "Файерс Гранд" отмечает, что суды неверно истолковали статью 217 БК РФ, не применили положения статьи 319 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в соответствии с которой, по мнению заявителя, исполнительные листы о компенсации являются издержкой кредитора на получение денежных средств, следовательно, не могут исполняться в одной очереди с исполнительными листами о взыскании; указывает, что управлением не доказано наличие иных исполнительных листов и отсутствие средств на погашение задолженности.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Арбитражного суда Уральского округа от 17.06.2020 по делу N А71-1126/2020 с МО "Камбарский район" в лице управления за счет средств бюджета Камбарского района в пользу общества "Файерс Гранд" взыскано 50 000 руб. компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок определения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.03.2014 по делу N А71-10563/2012 и 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На основании указанного судебного акта Арбитражным судом Уральского округа заявителю выдан исполнительный лист серии ФС N 006551495, направленный обществом для исполнения в управление и полученный последним 02.09.2020.
В соответствии с решением Арбитражного суда Уральского округа от 07.05.2020 по делу N А71-1127/2020 с МО "Камбарский район" в лице управления за счет средств бюджета Камбарского района в пользу общества "Файерс Гранд" взыскано 200 000 руб. компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.12.2015 по делу N А71-12873/2015 и 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На основании указанного судебного акта Арбитражным судом Уральского округа заявителю выдан исполнительный лист серии ФС N 006551487, направленный обществом для исполнения в управление и полученный последним 02.10.2020.
В соответствии с решением Арбитражного суда Уральского округа от 16.03.2020 по делу N А71-1128/2020 с МО "Камбарский район" в лице управления за счет средств бюджета Камбарского района в пользу общества "Файерс Гранд" взыскано 100 000 руб. компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по делу N А71-4245/2015 Арбитражного суда Удмуртской Республики и 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На основании указанного судебного акта Арбитражным судом Уральского округа заявителю выдан исполнительный лист серии ФС N 006551486, направленный обществом для исполнения в управление и полученный последним 02.10.2020.
По состоянию на дату направления заявления в Арбитражный суд Удмуртской Республики (21.01.2021) данные исполнительные листы исполнены частично, общая сумма денежных средств, перечисленных из бюджета муниципального образования в адрес общества по данным исполнительным документам, составила 384 руб., 486 руб., 252 руб. соответственно.
Считая незаконным бездействие управления, выразившееся в неисполнении исполнительных листов, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности фактов бездействия по исполнению требований исполнительных документов, поскольку управление осуществляло все необходимые предусмотренные бюджетным законодательством мероприятия по исполнению исполнительных листов в отношении заявителя за счет казны муниципального образования, действовало в пределах своей компетенции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 БК РФ).
Таким образом, при достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае - в управление).
В силу части 3 статьи 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но только в пределах объема бюджетных ассигнований, установленных решением о бюджете.
Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать, внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования (определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года N 1312-О-О).
Кроме того, направление актом исполнительно-распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета. Соответственно, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Истолковав вышеперечисленные правовые нормы применительно к рассматриваемому спору, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе решение Совета депутатов муниципального образования "Камбарский район" от 18.12.2019 N 246 "О бюджете муниципального образования "Камбарский район" на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", решение Совета депутатов муниципального образования "Камбарский район" от 16.12.2020 N 304 "О бюджете муниципального образования "Камбарский район" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", уведомление от 30.09.2020 N 236 о перераспределении бюджетных ассигновании и лимитов бюджетных обязательств в общей сумме 1200 руб., в их совокупности и взаимосвязи, установив, что в ведомственную структуру расходов местного бюджета на 2021 год на исполнение судебных актов предусмотрено 1 350 тыс. руб.; общая сумма задолженности по исполнительным документам значительно превышает запланированные расходы, поскольку на исполнении в управлении находятся исполнительные документы с более ранними датами выдачи и предъявления к исполнению; учитывая, что по состоянию на 03.02.2021 исполнительные листы исполнены частично, остаток по исполнительным документам: серии ФС N 006551486 составляет 102 248 руб.; серии ФС N 006551495 составляет 53 741 руб.; серии ФС N 006551487 составляет 198 764 руб.; суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что все возложенные на должника и распределителя бюджетных средств нормами бюджетного законодательства обязанности выполняются; между тем средств, предусмотренных в бюджете, недостаточно для полного погашения всей задолженности по судебным актам.
Таким образом, фактов незаконного бездействия управления по исполнению требований исполнительных документов не установлено.
С учетом вышесказанного суды также обоснованно указали на то, что у руководителя финансового органа не возникло право на внесение изменений в сводную бюджетную роспись, предусмотренное пунктом 3 статьи 217 БК РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом "Файерс Гранд" требований.
Доводы заявителя о недоказанности отсутствия средств на погашение задолженности и наличия иных исполнительных листов были рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции со ссылкой на документы, предоставленные управлением.
Иные доводы кассационной жалобы судом округа во внимание не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права,
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.03.2021 по делу N А71-499/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Файерс Гранд"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но только в пределах объема бюджетных ассигнований, установленных решением о бюджете.
Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать, внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования (определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года N 1312-О-О).
...
С учетом вышесказанного суды также обоснованно указали на то, что у руководителя финансового органа не возникло право на внесение изменений в сводную бюджетную роспись, предусмотренное пунктом 3 статьи 217 БК РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 сентября 2021 г. N Ф09-5048/21 по делу N А71-499/2021