Екатеринбург |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А60-66434/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Черкезова Е.О., рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Объединенная компания Русал Уральский алюминий" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2021 по делу N А60-66434/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 по тому же делу.
До судебного заседания от общества поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы по общим правилам искового производства. Суд кассационной инстанции, рассмотрев названное ходатайство, не усмотрел оснований, указанных в части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для вызова лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, судьей единолично без вызова сторон.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) с требованием о признании незаконным постановления от 22.12.2020 N 155 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 90 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2021 заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части привлечения к административной ответственности общества по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа, превышающего 50 000 руб. В остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие состава вмененного правонарушения, поскольку согласно платежным документам (квитанциям), выставленным к оплате потребителям, во исполнение договора поставки, предъявлены к оплате суммы за использование тепловой энергии и теплоносителя, согласно данным приборов учета и тарифов, установленных для филиала общества в Краснотурьинске постановлением РЭК Свердловской области от 11.12.2018 N 284-ПК и постановлением от 11.12.2018 N 266-ПК. В связи с этим общество отмечает, что тарифы на тепловую энергию и теплоноситель установлены для общества в законном порядке. Таким образом, общество полагает, что не нарушало требований и норм ценообразования в сфере теплоснабжения.
В отзыве на кассационную жалобу РЭК Свердловской области просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения к ответственности послужили выводы РЭК Свердловской области о нарушении обществом требований порядка ценообразования в сфере теплоснабжения.
Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) цены (тарифы) на услуги в сфере теплоснабжения подлежат регулированию и устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Постановлением РЭК Свердловской области от 11.12.2018 N 284-ПК "Об установлении теплоснабжающим организациям Свердловской области долгосрочных тарифов на теплоноситель с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования на 2019 - 2023 годы" для филиала общества в Краснотурьинске утверждены тарифы на теплоноситель.
Постановлением РЭК Свердловской области от 11.12.2018 N 266-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории городского округа Краснотурьинск и о внесении изменений в некоторые постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории городского округа Краснотурьинск" для филиала общества в Краснотурьинске утверждены тарифы на тепловую энергию.
Постановлением РЭК Свердловской области от 11.12.2018 N 250-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более и поставляемую потребителям Свердловской области на коллекторах источника тепловой энергии на период 2019 - 2023 годы" для филиала общества в Краснотурьинске утверждены тарифы на тепловую энергию.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Исходя из приведенных норм права, следует, что плата за теплоноситель, тепловую энергию на теплоноситель не входит в состав платы за коммунальные услуги и не подлежит предъявлению гражданам.
Согласно пункту 6 главы 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), внутридомовая система отопления включается в состав общего имущества дома и, в соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил, должна содержаться в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность для предоставления коммунальных услуг гражданам. Для обеспечения возможности предоставления услуги отопления необходим объем теплоносителя для заполнения, промывки и подпитки системы отопления жилого дома, который оплачивается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предъявление платы за теплоноситель и тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды, возможно исключительно в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, предназначенную для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Из материалов дела следует, что "РУСАЛ Краснотурьинск" имеет на праве собственности комплексы зданий и сооружений, необходимые для выработки и поставки тепловой энергии и теплоносителя. Решение об определении единой теплоснабжающей организации на территории городского округа Краснотурьинск не принято.
Судами установлено, что гражданке, проживающей по адресу г. Краснотурьинск, ул. Базстроевская, д. 13, кв. 9, по платежному документу (квитанции) за январь 2020 г. неправомерно предъявлено в составе платы за коммунальные услуги к оплате: 54 руб. 94 коп. за "Теплоноситель" в объеме 4,01 м3 по тарифу в размере 13 руб. 70 коп./м3; 290 руб. 19 коп. за "Тепловая энергия на теплоноситель" в объеме 0,2356 Гкал по тарифу в размере 1231 руб. 54 коп./Гкал. Сумма нарушения по данному потребителю составила 345 руб. 13 коп; гражданину, проживающему по адресу г. Краснотурьинск, ул. Базстроевская, д. 13, кв. 2, по платежному документу (квитанции) за август 2020 г. неправомерно предъявлено в составе платы за коммунальные услуги к оплате: 286 руб. 31 коп. за "Теплоноситель" в объеме 20,05 м3 по тарифу в размере 14 руб. 28 коп./м3; 1523 руб. 67 коп. за "Тепловая энергия на теплоноситель" в объеме 1,1781 Гкал по тарифу в размере 1293 руб. 29 коп./Гкал. Сумма нарушения по данному потребителю составила 1809 руб. 98 коп.
В связи с этим судами установлен факт неправомерного предъявления обществом в период с 01.02.2020 по 01.09.2020 (платежные документы за январь - август 2020 г.) гражданам в составе платы за коммунальные услуги платы за услуги "Тепловая энергия на Теплоноситель" и "Теплоноситель", что является нарушением порядка ценообразования и образует состав административного правонарушения как "иное нарушение установленного порядка ценообразования".
Суды, верно указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
С учетом положений пунктов 3.2, 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции, применив критерии пропорциональности и соразмерности ответственности, счел возможным изменить размер административного штрафа до суммы 50 000 руб.
Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований для применения названной статьи.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено.
Судом кассационной инстанции таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2021 по делу N А60-66434/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Объединенная компания Русал Уральский алюминий" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.