Екатеринбург |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А60-59532/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Вдовина Ю.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск (далее - администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.02.2021 по делу N А60-59532/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Чемерикина П.С. (доверенность от 26.05.2021 N 967-43/2021, диплом о высшем юридическом образовании);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) - Сехина В.С. (доверенность от 20.02.2021 N 210, диплом о высшем юридическом образовании).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа от 22.09.2020 по жалобам N 066/01/18.1-3718/2020, 066/01/18.13719/2020, 066/01/18.1-3720/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Злоказова Ю.Н., Лубенцова Д.В., Мишарина Ю.А., открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК-Урала"), акционерное общество "Газэкс" (далее - АО "Газэкс"), акционерное общество "Облкоммунэнерго" (далее - АО "Облкоммунэнерго"), общество с ограниченной ответственностью "ЗБВ "Квадра" (далее - ООО "ЗБВ "Квадра").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Заявитель в жалобе указывает, что при подготовке к проведению аукциона администрацией сделаны запросы о предоставлении сведений о технических условиях технологического присоединения, полученные ответы указаны в пунктах 3.1.5, 3.2.5, 3.3.5 извещения N 1410-2020/АФ, полнота и достоверность которых предполагалась, оснований для сомнений у администрации не имеется. Отмечает, что отсутствие в извещении необходимого объема технических условий не могло повлиять на возможность участия в торгах или их результат и не привело к нарушению антимонопольного законодательства. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, законный интерес потенциального участника торгов обеспечен возможностью получения всей необходимой информации в компетентном органе (о чем непосредственно указано в извещении) и проведением торгов в форме открытого аукциона в соответствии с действующим законодательством.
Администрация считает, что антимонопольным органом в рассматриваемом деле неправомерно рассмотрены жалобы физических лиц, которыми не были поданы заявки на участие в аукционе, также они не являются субъектами хозяйственной деятельности. Полагает, что в нарушение статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Злоказова Ю.Н., Лубенцова Д.В., Мишарина Ю.А. не указали и суды не исследовали действия администрации, которые помешали им принять участие в аукционе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании статей 274, 284, 286 АПК РФ в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Злоказова Ю.Н., Лубенцова Д.В., Мишарина Ю.А. обратились в антимонопольный орган с жалобами на действия (бездействие) организатора торгов - администрации, совершенные при организации и проведении торгов (N 270820/0163433/02 на сайте https://torgi.gov.ra) в форме аукциона: лот N 1 - право на заключение договора аренды земельного участка, с кадастровым N 66:58:1701003:476 местоположение: Свердловская область, городской округ Первоуральск, с. Битимка, ул. Тутовая горка, 18а, разрешенное использование земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1453 кв. м, сроком на 20 (двадцать) лет; лот N 2 - право на заключение договора аренды земельного участка, с кадастровым N 66:58:1701003:475 местоположение: Свердловская область, городской округ Первоуральск, с. Битимка, ул. Тутовая горка, 18б, разрешенное использование земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1398 кв. м, сроком на 20 (двадцать) лет; лот N 3 - право на заключение договора аренды земельного участка, с кадастровым N 66:58:0120001:2014 местоположение: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Кузнецова, 19, разрешенное использование земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1500 кв.м, сроком на 20 (двадцать) лет.
По результатам проверки управлением 22.09.2020 вынесено решение по жалобам N 066/01/18.1-3718/2020, N 066/01/18.1-3719/2020, N 066/01/18.13720/2020, в соответствии с которым жалобы Злоказовой Ю.Н., Лубенцова Д. В., Мишариной Ю.А., признаны обоснованными; организатор торгов в лице администрации признан нарушившим подпункт 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), что выразилось в неразмещении в извещении о проведении аукционов N 1410-2020/АД сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования извещения.
Полагая, что решение является недействительным, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Сделав вывод о соответствии оспариваемых ненормативных актов нормам действующего законодательства, суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьями 200 и 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Порядок организации и проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ.
Согласно подпунктам 3, 4 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно- технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть в соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними
Из частей 7 и 8 статьи 48 Градостроительного кодекса следует, что технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.
В силу части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за 30 дней до дня проведения аукциона предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в течение 14 дней со дня поступления заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляет в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).
Согласно статье 76 Правил землепользования и застройки территории г. Первоуральск, общественно-деловые зоны предназначены для застройки территории многофункциональными комплексными объектами и специализированными объектами общественно-делового назначения, в том числе: ОД(К) Комплексная общественно-деловая зона. Комплексная общественно-деловая зона - территории, застроенные или планируемые к застройке объектами социального обслуживания, бытового обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, культурного развития, религиозного использования, общественного управления, обеспечения научной деятельности, ветеринарного обслуживания, рынков, магазинов, общественного питания, гостиничного обслуживания.
Основные виды разрешенного использования: социальное обслуживание, бытовое обслуживание, культурное развитие, общественное управление, деловое управление, объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), рынки, магазины, банковская и страховая деятельность, общественное питание, гостиничное обслуживание, развлечения.
Вспомогательные виды использования: коммунальное обслуживание, обслуживание автотранспорта, земельные участки (территории) общего пользования.
На основании подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в частности, о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения)
В соответствии с пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
С учетом изложенного земельный участок не может быть предметом аукциона в случае отсутствия сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения.
Согласно пункта 5 Правил N 83 орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка, находящегося в государственной собственности, предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для их получения, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия указанного решения обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Технические условия должны содержать следующие данные, а именно: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе, в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены (пункт 10 Правил N 83).
Исходя из пункта 9 Правил N 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
При этом заключение о невозможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является соблюдением условий, предусмотренных подпункта 4 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса.
Из материалов дела и пояснений администрации следует, что в ходе подготовки к проведению аукциона организатором торгов запрошены технические условия о техприсоединении.
Судами также установлено, что в извещении о проведении аукциона относительно земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116002:471 указаны следующие сведения о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения:
Исследуя извещение о проведении аукционов на право заключения договоров аренды относительно земельных участков с кадастровыми номерами, а именно: N 66:58:1701003:476 по лоту N 1, N 66:58:1701003:475 по лоту N 2; N 66:58:0120001:2014 по лоту N 3, и, проанализировав ответы от ОАО "МРСК Урала", АО "Газэкс", АО "Облкоммунэнерго", представленные администрацией материалы, суды установили, что в извещении указаны следующие сведения о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно ответу ОАО "МРСК Урала" от 03.06.2020 N С7/37С/0121/4878 по лоту N 1, электроснабжение земельного участка кадастровый N 66:58:1701003:476 возможно (ВЛ - 0,4 кВт Битимка ТП - 4141). Из ответа АО "Газэкс" от 04.06.2020 следует, что техническая возможность подключения объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым N 66:58:1701003:476 возможна от проектируемого газопровода. При этом ответы на запросы о предоставлении технических условий прописаны в пункте 3.1.5 извещения.
В соответствии с ответом ОАО "МРСК Урала" от 03.06.2020 N С7/37С/01-21/4878, данному по лоту N 2, электроснабжение земельного участка кадастровый N 66:58:1701003:475 возможно (ВЛ -0,4 кВт Битимка ТП - 4141). При этом АО "Газэкс" от 04.06.2020 в ответе указано на то, что техническая возможность подключения объекта капитального строительства на земельном участке кадастровый N 66:58:1701003:475 возможна от проектируемого газопровода. Данные ответы на запросы о предоставлении технических условий прописаны в пункте 3.2.5 извещения.
По лоту N 3 АО "Облкоммунэнерго" согласно ответа указано на то, что электроснабжение участка кадастровый N 66:58:0120001:2014 возможно от сетей АО "Облкоммунэнерго". Из ответа АО "Газэкс" следует о технической возможности подключения объекта, расположенного на земельном участке от проектируемого газопровода. В соответствии с ответом ППМУП "Водоканал" от 15.10.2018 имеется техническая возможность присоединения данного земельного участка к сетям водоотведения и невозможность присоединения к сетям водоснабжения земельного участка. При этом ООО "ЗБВ "Квадра" на запрос администрации о предоставлении информации о технических условиях присоединения к сетям водоснабжения сообщено о невозможности техприсоединения к сетям водоснабжения. Полученные ответы на запросы о предоставлении технических условий прописаны в пункте 3.3.5 извещения.
Оценив ответ ОАО "МРСК Урала, выраженный в письме от 03.06.2020 N С7/37С/0121/4878, о возможности электроснабжения земельного участка кадастровый N 66:58:1701003:476 от ВЛ - 0,4 кВт Битимка ТП - 4141 по лоту N 2, суды правомерно посчитали, что названное письмо не является техническими условиями, так как не содержит сведения, предусматривающие предельную свободную мощность существующих сетей, сроки действия технических условий, плату за подключение техприсоединение.
Принимая во внимание технические условия, выданные АО "Газэкс" от 04.06.2020 N 935/2020, суды установили, что срок их действия составляет 70 дней, обоснованно придя к выводу об их недействительности на момент опубликования извещения, в связи с чем они признаны ненадлежащими.
По лоту N 2 судами учтено указание ОАО "МРСК Урала" в письме от 03.06.2020 N С7/37С/0121/4878 на возможность электроснабжения земельного участка кадастровый N 66:58:1701003:475 от ВЛ - 0,4 кВт Битимка ТП - 4141, которое, как верно заключили суды, не является техническими условиями, поскольку не содержит сведений, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, сроки действия технических условий, плату за подключение техприсоединение.
Оценив технические условия, выданные АО "Газэкс" от 04.06.2020 N 928/2020 и установив, что срок их действия составляет 70 дней, суды правомерно посчитали их недействительными на момент опубликования извещения, признав их ненадлежащими.
Принимая во внимание по лоту N 3 ответ АО "Облкоммунэнерго" от 15.06.2020 N 50-07/50/И-330, содержащий указание на возможность электроснабжения земельного участка кадастровый N 66:58:012001:2014 от точки присоединения (на границе земельного участка) ВЛ 0,4 кВт РУ - 0,4 кВт ТП - 4034, суды установили, что данное письмо не является техническими условиями, так как не содержит сведения, предусматривающие сроки действия технических условий, плату за подключение техприсоединение.
Судами дана также оценка ответу, приведенному ППМУП "Водоканал" в письме от 15.10.2018 N 13673/1, направленному в адрес организатора торгов, в соответствии с которым суды установили, что в нем содержатся технические условия на техприсоединение к земельным участкам, в том числе к указанному выше участку, однако, в разделе технические условия извещения они отсутствуют; гарантирующим поставщиком в этом районе является ООО "ЗБВ "Квадра", которым согласно письму от 21.04.2020 N 2020/69, несмотря на наличие сетей в районе данного земельного участка, отказано выдавать технические условия.
Проанализировав технические условия, выданные АО "Газэкс" от 23.04.2020 N 632/2020, суды пришли к выводу об их недействительности на момент опубликования извещения, поскольку срок их действия составляет 70 дней.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки в рассматриваемом случае фактических обстоятельств, доказательств, представленные в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи, в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, суды установили, что в рассматриваемом случае организатором торгов в извещении о проведении аукционов N 1410-2020/АФ не указаны сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования извещения, что является нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем обоснованно признали оспариваемый ненормативный акт законным, правомерно отказав администрации в удовлетворении заявленных требований.
Доказательств, опровергающих данный вывод судов, заявителем в материалы дела, суду не представлено.
При той совокупности представленных в дело доказательств у судов отсутствовали основания для иного вывода.
С учетом установленных обстоятельств, оцененных в совокупности, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного администрацией требования.
Довод подателя жалобы о нарушении статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поскольку рассматриваемые действия администрации не помешали Злоказовой Ю.Н., Лубенцову Д.В., Мишариной Ю.А. принять участие в аукционе, подлежат отклонению как несостоятельные, так как намерения на участие в торгах зависят от надлежащим образом объявленного аукциона, поскольку заинтересованность его участника напрямую зависит от предложенных условий использования земельных участков.
Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, и сводятся к несогласию с выводами судов. При этом доводы администрации не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках рассматриваемого дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ). При этом переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.02.2021 по делу N А60-59532/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.