Екатеринбург |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А76-51526/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Жаворонкова Д. В., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Российский Федеральный Ядерный Центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабхина" (далее - предприятие, заказчик, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2021 по делу N А76-51526/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель предприятия - Востротина Е.А. (доверенность от 06.05.2020 N 75).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - УФАС по Челябинской области, антимонопольный орган) о признании незаконными: 1) решения от 16.11.2020 по жалобе N 074/07/3-2591/2020 в части удовлетворения жалобы ООО "Табия" о непредставлении заказчиком разъяснений положений документации о конкурентной закупке и размещении их в единой информационной системе (далее - решение); 2) предписания от 16.11.2020 по жалобе N 074/07/3-2591/2020, которым предписано в срок до 16.12.2020 прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), а именно: вернуться на стадию подачи заявок; продлить срок подачи заявок в соответствии с Законом N 223- ФЗ (далее - предписание).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Табия" (далее - общество "Табия").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2021 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела. Предприятие полагает, что расчет трехдневного срока на обращение за разъяснениями произведен в соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона N 223, в действиях заказчика отсутствует недобросовестность действий. Заявитель считает, что общество "Табия" была подана жалоба в антимонопольный орган об оспаривании положений закупочной документации, поэтому подлежала обжалованию до окончания срока подачи заявок (до 06.00 (мск) 05.11.2020), в связи с пропуском указанного срока, доводы жалобы не могли быть рассмотрены антимонопольным органом.
От УФАС по Челябинской области поступил отзыв, в котором антимонопольный орган просит отказать в удовлетворении заявленных предприятием требований.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что заявитель относится к предприятиям атомной отрасли, деятельность по осуществлению закупок которого регулируется положениями Закона N 223-ФЗ; при организации закупок товаров, работ, услуг предприятие руководствуется Единым отраслевым стандартом (Положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37 (далее - Положение о закупке).
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок предприятием 28.10.2020 опубликовано извещение о проведении закупки в форме открытого конкурса котировок в электронной форме с предметом закупки - право заключения договора на поставку широкоформатного многофункционального устройства.
В соответствии с извещением о закупке: дата начала предоставления участникам закупки разъяснений положений закупочной документации - 28.10.2020; дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений закупочной документации на запрос, поступивший организатору закупки не позднее 06.00 (время московское) 30.10.2020 - не позднее 06.00 (время московское) 05.11.2020; дата начала срока подачи заявок на участие в закупке - 28.10.2020; дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 06.00 (время московское) 05.11.2020; дата рассмотрения заявок и подведения итогов закупки - 25.11.2020.
В УФАС по Челябинской области 05.11.2020 поступила жалоба общества "Табия" на действия заказчика при проведении указанной закупки, выразившиеся в нарушении Положения о закупке ввиду незаконного сокращения срока подачи заявок на участие в закупке и сокращения срока приема запроса о разъяснениях.
По итогам рассмотрения указанной жалобы УФАС по Челябинской области приняты оспариваемые решение и предписание.
Заявитель, не согласившись с вышеуказанными актами антимонопольного органа, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались, в том числе положениями статей 10, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон N 135-ФЗ), статьей 2, 3 Закона N 223-ФЗ, сделали вывод о законности и обоснованности оспоренных ненормативных правовых актов.
Как установлено судами, заявителем проведена закупка в форме открытого конкурса котировок в электронной форме, в соответствии с Законом N 223-ФЗ и Положением о закупке.
Частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Пунктом 2.1 Приказа Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 27 июня 2019 N 1/624-П закреплено право любого заинтересованного лица направить организатору запрос о даче разъяснений положений документации через ЭТП не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 2.1 Раздела 1 "Порядок проведения конкурса, аукциона, запроса предложений в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства" Приказа Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 27.06.2019 N 1/624-П "Об установлении порядка проведения закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства" закреплено право любого заинтересованного лица направить организатору запрос о даче разъяснений положений документации через ЭТП не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Как установлено судом апелляционной инстанции, запрос на разъяснение закупочной документации направлен обществом "Табия" заказчику 01.11.2020, то есть по истечении срока, установленного в извещении о закупке (30.10.2020).
Между тем, учитывая, что на изучение закупочной документации и направление запроса о ее разъяснении предоставлено всего 2 полных рабочих дня (извещение о закупке размещено в Единой информационной системе 28.10.2020 в 15 часов 21 минут, а датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке является 05.11.2020 в 06 часов 00 мин), суды пришли к верному выводу о нарушении принципа добросовестности, установленному частью 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истолковав положение части 3 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ применительно к рассматриваемому спору, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд округа соглашается с тем, что действия заказчика, не направившего по запросу третьего лица разъяснение документации, свидетельствует о нарушении принципов, установленных статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 3 Закона N 223-ФЗ.
Довод предприятия о пропуске срока подачи жалобы в антимонопольный орган отклоняется, поскольку согласно части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов
Поскольку в жалобе обществом "Табия" оспорены действия заказчика, связанные с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в закупке, и совершенные до окончания установленного в документации о закупке срока подачи заявки, суды правомерно отметили, что общество "Табия" имело право на обращение с указанной жалобой в антимонопольный орган.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2021 по делу N А76-51526/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Российский Федеральный Ядерный Центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабхина" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод предприятия о пропуске срока подачи жалобы в антимонопольный орган отклоняется, поскольку согласно части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов"
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 сентября 2021 г. N Ф09-6109/21 по делу N А76-51526/2020