Екатеринбург |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А60-20653/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Тороповой М.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - предприятие, ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2021 по делу N А60-20653/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "УГМК-Космонавтов, 108" - Носова Е.Д. (доверенность от 13.09.2021);
общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбург-сити" - Абдрафигин В.В. (доверенность от 07.09.2021 N 22/21);
предприятия - Смирнова К.А. (доверенность от 02.12.2020 N 6610-14-279 в порядке передоверия), Сосыкина А.С. (доверенность от 02.12.2020 N 6610-14-280 в порядке передоверия).
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "УГМК-Космонавтов, 108" (далее - общество "Специализированный застройщик "УГМК-Космонавтов, 108", истец), общество с ограниченной ответственностью "Екатеринбург-СИТИ" (далее - общество "Екатеринбург-СИТИ", истец) обратились в Арбитражный суд Свердловской области с иском к предприятию, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - управление) о признании отсутствующими зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) ограничений использования земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0109065:67 и 66:41:0109065:65 в виде зон ограничения передающего радиотехнического объекта с учетными номерами: -66.41.2.6933; -66.41.2.6934; -66.41.2.6935; -66.41.2.6936; -66.41.2.6937, исключении сведений об указанных зонах из ЕГРН.
Исковые требования изложены в соответствии с принятым судом изменением предмета исковых требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2021 исковые требования удовлетворены. Зарегистрированные в ЕГРН ограничения использования земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0109065:67 и 66:41:0109065:65 в виде зон ограничения передающего радиотехнического объекта с учетными номерами: -66.41.2.6933; -66.41.2.6934; -66.41.2.6935; -66.41.2.6936; - 66.41.2.6937 признаны отсутствующими. Судом указано на то, что решение по делу является основанием для исключения сведений об указанных зонах ограничения передающего радиотехнического объекта из ЕГРН.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, решение Орджоникидзевского районного суда по делу N 2а-444/2020 не имеет преюдициального значения для рассматриваемого спора, поскольку указанное дело рассмотрено в порядке административного судопроизводства. Заявитель жалобы указывает на то, что решения по делу N А60-57415/2019 и N 2а-444/2020 имеют противоположные выводы, а выводы по делу N А60-54566/2019 также не могут являться преюдициальными для рассмотрения настоящего спора. Предприятие настаивает на том, что истцы избрали ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку зоны ограничения передающего радиотехнического объекта застройки являются ограничением прав на земельный участок и не являются обременением объекта недвижимости. По мнению заявителя жалобы, суды вышли за пределы заявленных требований, не указав оснований для этого в мотивировочной части решения, поскольку снятие ограничений использования земельных участков должно быть произведено только в отношении земельных участков, заявленных истцом, следовательно, исключение полностью сведений о всех зонах ограничений передающего радиотехнического объекта ЕГРН не соответствует требованиям законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Специализированный застройщик "УГМК-Космонавтов, 108" просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 66:41:0109065:67, 66:41:0109065:65, собственником которых является общество "ЕкатеринбургСИТИ", предусмотрено строительство жилого района "Изумрудный Бор" в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории в границах улицы Шефской - проспекта Космонавтов - отвода железной дороги - Калиновского лесопарка, утвержденных постановлением Администрации города Екатеринбурга от 05.12.2014 N 3701.
Указанным проектом планировки территории предусмотрена высокоплотная жилая застройка с развитой социальной инфраструктурой на общей площади 124,9 га, из которых: жилая зона включает в себя 9 кварталов многоэтажной жилой застройки общей площадью 712 120 кв. м и занимает 40,7 га земли.
Согласно пояснительной записке ЦКС-01/12-МТП-16-ПП "Проект планировки и проект межевания земельного участка по проспекту Космонавтов, 108 Орджоникидзевского района города Екатеринбурга", жилой район располагается вне санитарно-защитных зон предприятий.
Общество "Специализированный застройщик "УГМК-Космонавтов, 108" осуществляет строительство жилого района "Изумрудный Бор" в городе Екатеринбурге, по адресу: пр. Космонавтов на арендуемом у общества "Екатеринбург-СИТИ" земельном участке с кадастровым номером 66:41:0109065:67. Освоение участка с кадастровым номером 66:41:0109065:65 не начато.
Градостроительный план земельного участка от 08.04.2016 N RU66302000-00153 не содержит сведений о наличии на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0109065:67 санитарно-защитных зон или иных зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации, либо иных ограничений, предусмотренных статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обществом "Специализированный застройщик "УГМК-Космонавтов, 108" получены разрешения на строительство:
- на строительство многоэтажного односекционного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями (N 2.1 по плану земельного участка) - 2-ой этап строительства, этап 2.1 (32 этажа, высота 99,16 метра) от 22.03.2019 N RU 66302000-1481-2019;
- на строительство многоэтажного односекционного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения и помещениями хозяйственных кладовых в подвальном этаже (N 2.3 по плану земельного участка) в жилом квартале N1 - 2-ой этап строительства, этап 2.2 (24 этажа, высота 73,65 метра) от 11.06.2019 N RU 66302000-1584-2019;
- на строительство многоэтажного односекционного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения (N 2.2 по плану земельного участка) и помещениями хозяйственных кладовых в подвальном этаже в жилом квартале N 1 - 2-ой этап строительства, этап 2.2 (27 этажей, высота 84,0 метра) от 11.06.2019 N RU 66302000-1586-2019;
- на строительство (этап 2.2.2) встроенно-пристроенной подземной автостоянки (N 2.01 по ПЗУ) в жилом квартале N 1 (1 этаж) - 2-ой этап строительства, этап 2.2 от 11.06.2019 N RU 66302000-1585-2019.
Один из домов высотой 20 этажей на данном участке построен и введен в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 24.12.2019 N RU 66302000- 416-2017).
Указанный земельный участок, а также иные участки, на которых запроектировано строительство жилого района "Изумрудный Бор" (в том числе участки с кадастровыми номерами 66:41:0109065:65, 66:41:0109065:34, 66:41:0109065:36, 66:41:0109065:38, 66:41:0109065:41), расположены в территориальной зоне Ц-2. В настоящее время градостроительный регламент территориальной зоны Ц-2 в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденными Решением Екатеринбургской городской Думы от 19.06.2018 N 22/83, предусматривает среди основных видов разрешенного использования "многоэтажную жилую застройку (высота до 100 метров)", среди условно разрешенных видов использования - "многоэтажную жилую застройку (высота свыше 100 метров)".
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0109065:67, 66:41:0109065:65 до 11.02.2020 в ЕГРН отсутствовала информация о наличии зон с особыми условиями использования территории, устанавливающих ограничения, препятствующие строительству.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области 11.02.2020 в ЕГРН внесены сведения об ограничениях в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0109065:67, 66:41:0109065:65 - о пяти зонах с особыми условиями использования территории: - учетный номер зоны 66.41.2.6934 - зона ограничения на высоте 232 метра; - учетный номер зоны 66.41.2.6935 - зона ограничения на высоте 110 метров; - учетный номер зоны 66.41.2.6936 - зона ограничения на высоте 80 метров; - учетный номер зоны 66.41.2.6937 - зона ограничения на высоте 50 метров; - учетный номер зоны 66.41.2.6933 - зона ограничения на высоте 30 метров.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (https://pkk.rosreestr.ru), данные зоны являются зонами ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства - радиотелевизионной передающей станции высотой 236 метров.
Строительство указанной радиотелевизионной передающей станции осуществляется на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0109071:9, по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 99. Застройщиком участка является предприятие на основании разрешения на строительство от 20.09.2018 N RU 66302000-1357-2018, выданного Министерством строительства и инфраструктуры Свердловской области.
По сведениям ЕГРН на земельных участках с кадастровыми номерами 66:41:0109065:67, 66:41:0109065:65 со ссылкой на указанные выше учетные номера зон установлены следующие ограничения:
"Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, СанПиН 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 от 09.06.2003".
В публичной кадастровой карте на официальном сайте управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (https://pkk.rosreestr.ru) указаны следующие ограничения:
- внешняя граница зоны ограничения определяет максимальную высоту зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень электромагнитных полей не превышает предельно допустимые уровни (пункт 3.17 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, пункт 3.16 СанПиН 2.1.8/22.4.1190-03);
- зона ограничений не может использоваться в качестве территории жилой застройки, не может иметь статус селитебной территории, а также не может использоваться для размещения площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, складов нефти и нефтепродуктов и т.п. Зона ограничений или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория передающего радиотехнического объекта и использоваться для расширения промышленной площадки (пункт 3.19 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 и пункт 3.18 СанПиН 2.1.8/22.4.1190-03);
- предельная высота проектируемых объектов капитального строительства на промежуточной территории между зонами ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства - строящейся радиотелевизионной передающей станции (РТПС) в городе Екатеринбурге по адресу: проспект Космонавтов, д. 99, на отметках 392.135 м. в Балтийской системе высот (зона ограничения на высоте ПО м. от нулевой отметки строящейся башни) и 514.135 м. в Балтийской системе высот (зона ограничения на высоте 232 м. от нулевой отметки строящейся башни) - определяется расчетным методом, выполненным специализированной организацией, от нулевой отметки строящейся башни имеющей сертифицированное программное обеспечение.
Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, изложенному в письме от 12.03.2020 N 07-17/06536, установление названных зон ограничений застройки осуществлено на основании разрешения на строительство от 29.09.2018 N RU 66302000-1357-2018, выданного Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, санитарно-эпидемиологического заключения от 04.10.2016 N 66.01.32.000.Т.002066.10.16, выданного управлением на "Расчет санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки" с шифром N ДТР-024-16-РР, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Высотник-Радиострой". Сведения о зонах с особыми условиями использования территории внесены в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" на основании обращения управления от 16.01.2020 N 66-00-15/05-709-2020.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия оснований для внесения и сохранения в реестре сведений о зонах ограничений передающего радиотехнического объекта, поскольку санитарно-эпидемиологическое заключение от 04.10.2016, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 29.12.2017, выданное ответчику разрешение на строительство от 20.09.2018 признаны незаконными вступившим в законную силу решением Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга от 17.03.2020 по административному делу 2а-444/2020.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу пункта 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены только в порядке, установленном настоящим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии со статьей 104 Земельного кодекса Российской Федерации в целях защиты жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов связи, а также иных целях в границах зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 19 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации зона ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства, относится к зонам с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ).
Порядок и последствия установления, изменения, прекращения зон с особыми условиями использования территории с 01.01.2019 определен нормами статей 106, 107 Земельного кодекса Российской Федерации, введенными Федеральным законом "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).
В силу пункта 6 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решений уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.
В соответствии с положениями пункта 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в ЕГРН.
Согласно пункту 1 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи.
Обращаясь с иском, истцы указали на невозможность осуществления строительства жилого района в связи с наличием спорных ограничений в использовании земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22), соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела, судами установлено, что вступившим в законную силу решением Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга от 17.03.2020 по делу N 2а-444/2020 (2а-4793/2019) санитарно-эпидемиологическое заключение от 04.10.2016, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 29.12.2017, а также выданное ответчику разрешение на строительство от 20.09.2018 признаны незаконными.
В указанном решении установлено, что представленные в целях получения разрешения на строительство документы не соответствовали санитарно-эпидемиологическим требованиям, поскольку не учитывали перспективу многоэтажной жилой застройки территории, предусмотренной действовавшим на тот момент Генеральным планом развития муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 г., утвержденным решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1, Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48, а также проектом планировки и проектом межевания территории в границах улицы Шефской - проспекта Космонавтов - отвода железной дороги - Калиновского лесопарка, утвержденными постановлением Администрации города Екатеринбурга от 05.12.2014 N 3701.
При этом Орджоникидзевский районный суд установил, что в нарушение пункта 3.17 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 при расчете зон ограничений передающего радиотехнического объекта не было учтено перспективное развитие населенного пункта и максимальная высота зданий перспективной застройки.
Кроме того, при рассмотрении арбитражным судом Свердловской области дела N А60-54566/2019 также установлено, что в соответствии с генеральным планом развития муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года, утвержденным решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1, территория в северной части г. Екатеринбурга по четной и нечетной стороне проспекта Космонавтов выше улиц Бакинских Комиссаров и Шефской (в том числе в районе планируемого размещения объекта предприятия) отнесена к многоэтажной и среднеэтажной жилой застройке, общественной и жилой застройке с повышенными архитектурно-художественными требованиями.
Вместе с тем генеральным планом развития муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года предусмотрено, что в зоне полной трансформации должно произойти полное изменение функционального назначения, производственные функции должны перейти в непроизводственные, за счет чего будет получено основное сокращение производственных территорий, произойдет высвобождение земель для других общегородских функций. Вынос наиболее крупных предприятий представлен в таблице по административным районам. В соответствии с перечнем выносимых предприятий ПКЗ "Антенные поля" Екатеринбургского радиоцентра. Радиостанция N 3 по адресу: г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, 99 подлежат выносу из города Екатеринбурга. Таким образом, территория в границах улицы Шефской - проспекта Космонавтов - отвода железной дороги - Калиновского лесопарка была определена как селитебная территория перспективной жилой застройки в соответствии с генеральным планом, правилами землепользования и застройки и проектом планировки, утвержденными до начала подготовки проектной документации, в связи с чем и согласно требованиям СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 перспективная жилая застройка должна была быть в первую очередь учтена при определении места размещения станции в целях исключения попадания в границы зон ограничения застройки кровли верхних этажей перспективных (проектируемых) многоэтажных жилых домов.
При указанных обстоятельствах, приняв во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дел N 2а-444/2020, N А60-54566/2019, суды установили, что документы-основания внесения в ЕГРН записей об ограничениях оспорены в судебном порядке. Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ограничения прав истцов ввиду установления зон с особыми условиями использования территории нельзя признать возникшими в установленном порядке, следовательно, соответствующие записи в ЕГРН об ограничениях прав на земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0109065:67, 66:41:0109065:65 не могут быть сохранены.
Таким образом, удовлетворение исковых требований является правомерным.
Доводы заявителя жалобы о том, что установленные обстоятельства решением Орджоникидзевского районного суда по делу N 2а-444/2020 не имеет преюдициального значения для рассматриваемого спора, поскольку указанное дело рассмотрено в порядке административного судопроизводства, основаны на неправильном толковании статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя на наличие противоположных выводов относительно законности документов-оснований для внесения сведений в ЕГРН об ограничениях, сделанных при рассмотрении дел N А60-57415/2019 и N 2а-444/2020, не является обоснованной ввиду отсутствия вступившего в законную силу решения суда первой инстанции по делу N А60-57415/2019.
Ссылка предприятия на то, что истцы избрали ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку зоны застройки являются ограничением прав на земельный участок и не являются обременением объекта недвижимости, судом кассационной инстанции не принимается. Данный довод был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонен.
Так, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что соответствующие записи в ЕГРН не погашены, а истцы не имеют возможности иным образом устранить нарушение прав.
Суд кассационной инстанции также отклоняет довод предприятия о том, что суды вышли за пределы заявленных требований, поскольку резолютивная часть решения соответствует предмету заявленных требований.
Положение о том, что данный судебный акт является основанием для исключения сведений об ограничениях из ЕГРН, соответствует требованиям закона и разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 52 постановления Пленума N 10/22.
Иск рассмотрен судами в пределах заявленных требований с установлением значимых для дела обстоятельств, оценкой доводов и возражений сторон спора.
Таким образом, оснований полагать, что суды вышли за пределы заявленных исковых требований, отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2021 по делу N А60-20653/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.