Екатеринбург |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А60-6623/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Вдовина Ю.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Среднеуральский медеплавильный завод" (далее - общество, ПАО "СУМЗ", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2021 по делу N А60-6623/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Барахвостов М.А. (доверенность от 11.11.2020, диплом о высшем юридическом образовании).
ПАО "СУМЗ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 04.12.2020 по делу N 066/04/9.15-4346/2020 о привлечении к административной ответственности по статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 200 000 руб., а также представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 04.12.2020.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2021 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным и отменил оспариваемое постановление управления, ограничившись устным замечанием. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить в части признания законным сделанного управлением вывода о нарушении ПАО "СУМЗ" требований подпункта "а" пункта 12 и абзаца 1 пункта 15 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты) и вынесенного представления в части устранения указанного нарушения, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Общество считает, что основанием для распространения на субъекты рынков электроэнергии требований подпункта "а" пункта 12 и абзаца 1 пункта 15 Стандартов о раскрытии годовой бухгалтерской отчетности в срок до 1 апреля года следующего за отчетным на сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, является наличие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы. Указывает, что заявитель не имеет утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы и не планирует ее разработку в дальнейшем в связи с незначительным объемом услуг по передаче электроэнергии в общем объеме производственной деятельности предприятия. В связи с этим полагает, что Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977, к ПАО "СУМЗ", как не имеющему инвестиционной программы, не применимы.
Заявитель в жалобе приводит довод о том, что судами не дана оценка разъяснению применения антимонопольного законодательства, данного ФАС России в ответе от 30.12.2020 N ВК/116377/20 на обращение представителя ПАО "СУМЗ", в соответствии с которым размещение информации, предусмотренной подпунктом "а" пункта 12 в порядке определенном абзацем 1 пункта 15 Стандартов обязательно для субъектов рынка электрической энергии, имеющих утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу.
Общество считает, что судами не применены подлежащие применению положения абзаца 2 пункта 15 Стандартов, в соответствии с которыми субъекты рынков электрической энергии, за исключением указанных в абзаце 1 этого пункта субъектов рынков электрической энергии, раскрывают информацию, указанную в подпункте "а" пункта 12 Стандартов, в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня, что и было сделано ПАО "СУМЗ" 27.03.2020 путем размещения годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения за 2019 год на своей официальной странице в сети "Интернет" в электронном средстве массовой информации - "Интерфакс - Центр раскрытия корпоративной информации".
Как следует из материалов дела, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением установленных Стандартами порядка, способов, сроков опубликования информации, управлением произведен осмотр официального сайта ПАО "СУМЗ" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.sumz.umm.ru, о чем составлен акт осмотра интернет-сайта от 30.09.2020.
В ходе осмотра всего официального сайта общества в сети "Интернет" выявлено нарушение сетевой организацией порядка и сроков раскрытия информации, а именно отсутствует информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 12, подпункта "к" пункта 19 Стандартов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением в отношении ПАО "СУМЗ" протокола от 22.10.2020 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 КоАП РФ, вынесения постановления от 08.09.2019 о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб., а также внесения представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 04.12.2020.
Полагая, что указанные постановление и представление являются недействительными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения, вместе с тем, пришел к выводу, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным. Оснований для признания недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 04.12.2020, суд не установил.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился, оставил судебный акт суда первой инстанции без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения для их изменения или отмены.
В соответствии со статьей 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) предусмотрено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона N 35-ФЗ субъектами розничных рынков являются потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 данного Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
В части 5 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" закреплено, что в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с данным законом (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со Стандартами раскрытия информации путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 контроль за соблюдением Стандартов возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы.
В соответствии с пунктом 1 Стандартов, под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных названным документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
Информация раскрывается путем опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии (пункт 3 Стандартов).
Согласно пункту 4 Стандартов субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети "Интернет", где информация размещается в полном объеме.
Субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования.
В силу пункта 10 Стандартов субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 12 Стандартов установлено, что субъекты рынков электрической энергии раскрывают, в том числе, информацию относительно годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка).
На основании абзаца 1 пункта 15 Стандартов субъекты рынков электрической энергии, инвестиционные программы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, раскрывают информацию, указанную в подпункте "а" пункта 12 данного документа, на официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации для раскрытия информации об инвестиционных программах указанных субъектов рынков электрической энергии, ежегодно, не позднее 1 апреля. Субъекты рынков электрической энергии, за исключением указанных в абзаце первом этого пункта субъектов рынков электрической энергии, раскрывают информацию, указанную в подпункте "а" пункта 12 данного документа, в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня (абзац 2 пункта 15 Стандартов).
Сетевая организация в соответствии со Стандартами обязана раскрывать, в том числе информацию о возможности подачи заявки на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 13 и 14 Правил технологического присоединения, к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации (подпункт "к" пункта 19 Стандартов) на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 24 Стандартов).
Судами установлено, что постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24.12.2014 N 256-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области", от 27.12.2019 N 274-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области, на 2020 - 2024 годы" ПАО "СУМЗ" утверждены соответствующие тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом установленных обстоятельств, оцененных в совокупности, суды обоснованно заключили, что общество является территориальной сетевой организацией - субъектом электроэнергетики, осуществляющей деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии в границах своих объектов электросетевого хозяйства, что обязывает ПАО "СУМЗ" раскрывать информацию в соответствии со Стандартами.
С учетом изложенного, доводы заявителя об отсутствии у общества обязанности по раскрытию информацию по подпункту "а" пункта 12 Стандартов в соответствии с требованиями абзаца 1 пункта 15 Стандартов рассмотрены апелляционным судом и обоснованно отклонены как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с абзацем 2 пункта 18 Правил осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977, сетевые организации и субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, инвестиционные программы которых утверждают Министерство энергетики Российской Федерации и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ежеквартально, не позднее чем через 45 дней после окончания отчетного квартала, размещают на официальном сайте системы (Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)) в соответствии со Стандартами, отчеты о реализации инвестиционных программ за предыдущий квартал.
С учетом изложенного, апелляционный суд обоснованно заключил, что ПАО "СУМЗ" обязано раскрыть информацию по подпункту "а" пункта 12 Стандартов в соответствии с требованиями абзаца 1 пункта 15 Стандартов на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) не позднее 1 апреля за 2019 год.
Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что срок для раскрытия информации по не установлен. При этом фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода, а прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода. Однако, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, в зависимости от характера информации, то есть прогнозная или фактическая, не более календарного года
Таким образом, проанализировав пункты 5 и подпункт "к" пункта 19 Стандартов, суды правильно посчитали, что пункт 5 Стандартов не применим к подпункту "к" пункта 19 Стандартов.
Суды из материалов дела установили, что на официальном сайте общества в разделах "Бизнес" - "Раскрытие информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии в соответствии с пунктом 19 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" в файле "19к" - "2019 год" - "2018 год" раскрыта информация для направления заявки на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, содержащего указание на наименование организации, почтовый адрес, местонахождение офиса, раскрыты также сами формы заявок на технологическое присоединение.
Судами установлено также, сведения о возможности подачи заявки на осуществление технологического присоединения именно посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации, не раскрыты, как предусматривает подпункт "к" пункта 19 Стандартов.
Оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили факт нарушения ПАО "СУМЗ" приведенных выше требований стандартов, как он отражен в процессуальных документах административного органа, сделав правомерный вывод о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
Признавая вину общества в совершенном правонарушении доказанной, в соответствии с положениями части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суды исходили из наличия у общества возможности раскрыть указанную выше информацию в установленном порядке и в установленные сроки на своем официальном сайте в сети "Интернет", но им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, установленных действующим законодательством, и не доказанности наличия обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии для этого объективной возможности.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон, суды обоснованно признали доказанным в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судами не установлено.
Постановление вынесено с соблюдением установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценив фактические обстоятельства дела и установив, что степень общественной опасности допущенного заявителем правонарушения не носит существенного и систематического характера, совершенное правонарушение существенной угрозы для общества, государства и охраняемых государством общественных отношений не содержит, вредных последствий не повлекло, существенного вреда интересам государства не причинило, суды пришли к выводу о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием в отношении заявителя.
Оснований для переоценки данного вывода судов, у суда кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования в данной части.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, об отсутствии обязанности по размещению на официальном сайте в сети "Интернет" спорной информации об инвестиционной программе, указывая на то, что общество такой программы не имеет и не планирует ее разработку в связи с незначительным объемом по передаче электроэнергии в общем объеме производственной деятельности данного юридического лица, подлежат отклонению поскольку Стандарты не предусматривают возможности выборочного размещения необходимой информации. По смыслу стандартов, в случае действительного отсутствия какой-либо информации сетевая организация должна указать на факт отсутствия такой информации и причинах ее отсутствия, в ином случае данное обстоятельство рассматривается как ее не раскрытие (письмо ФАС России от 17.06.2013 N ЦА/23366/13 "О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)").
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Из анализа статьи 29.13 КоАП РФ следует, что выносимое в соответствии с указанной нормой права представление неразрывно связано с процедурой рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, в ходе которого в соответствии с пунктом 7 статьи 26.1 этого Кодекса подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения. Для цели установления обоснованности вынесения оспоренного представления необходимым условием является проверка доказанности факта совершения вмененного заявителю правонарушения.
Таким образом, оценив оспариваемое представление и установив, что оно внесено на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, содержит информацию о наличии в действиях общества состава административного правонарушения и требование о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, суды верно заключили, что данное представление соответствует требованиям действующего законодательства, правомерно отказав в удовлетворении требований о признании данного представления недействительным.
Судами правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения и установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка.
Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2021 по делу N А60-6623/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Среднеуральский медеплавильный завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, об отсутствии обязанности по размещению на официальном сайте в сети "Интернет" спорной информации об инвестиционной программе, указывая на то, что общество такой программы не имеет и не планирует ее разработку в связи с незначительным объемом по передаче электроэнергии в общем объеме производственной деятельности данного юридического лица, подлежат отклонению поскольку Стандарты не предусматривают возможности выборочного размещения необходимой информации. По смыслу стандартов, в случае действительного отсутствия какой-либо информации сетевая организация должна указать на факт отсутствия такой информации и причинах ее отсутствия, в ином случае данное обстоятельство рассматривается как ее не раскрытие (письмо ФАС России от 17.06.2013 N ЦА/23366/13 "О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)").
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 сентября 2021 г. N Ф09-6123/21 по делу N А60-6623/2021