Екатеринбург |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А60-6335/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н.С.,
судей Сирота Е.Г., Тимофеевой А.Д.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - общество "Т Плюс", истец) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2021 по делу N А60-6335/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Т Плюс" - Уразбаева А.М. (доверенность от 31.01.2020);
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Наш Дом Первоуральск" (далее - общество "УК Наш Дом Первоуральск") - Коньшина Н.И. (доверенность от 26.04.2021 N 1).
Общество "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (далее - общество "УК "Наш дом", ответчик) о взыскании задолженности за поставленную энергию в размере 2 684 931 руб. 82 коп.
Решением суда от 20.01.2021 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взысканы задолженность в сумме 908 651 руб. 71 коп., расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при подаче иска, в сумме 12 327 руб. 06 коп. С ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 5012 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество "Т Плюс" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы указывает, что в городском округе Первоуральск отопительный сезон составляет 8 месяцев (с сентября по апрель 2018 года), суды необоснованно отказали во взыскании за услугу отопление по многоквартирному дому по ул. Трубников, 50 за сентябрь 2018 года. Несоответствие расчетного и отопительного (фактического) периодов по времени не порождает обязанность исключить из стоимости услуги период, когда она не оказывалась. Перерасчет платы за этот период привел бы к неполной оплате нормативного количества тепловой энергии, рассчитанного исходя из отопительного периода, равного восьми месяцам.
Как отмечает истец, расчет за коммунальную услугу по отоплению исходя лишь из показаний индивидуальных приборов учета ошибочен, поскольку собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате объема тепловой энергии, потребленного в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оставить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения от 02.03.2015 N 88637-ТС, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать ответчику (потребителю) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.
Во исполнение договора в период с сентября по ноябрь 2018 года ответчику были отпущены тепловая энергия и теплоноситель, на оплату которых истцом выставлены счета-фактуры и корректировочные счета-фактуры на общую сумму 2 684 931 руб. 82 коп.
Факт потребления тепловой энергии подтверждается актами выполненных работ, счетами, счет-фактурами.
Порядок оплаты установлен Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, предусматривающими окончательный расчет за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием уплатить образовавшуюся задолженность. Претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Неисполнение обязательств по оплате поставленного ресурса явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции решение суда поддержал, признал его законным и обоснованным.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в частности, договор теплоснабжения от 02.03.2015 N 88637-ТС, акты выполненных работ, счета, счет-фактуры, приняв во внимание возражения ответчика, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований в сумме 908 651 руб. 71 коп. исходя из того, что спора по августу 2018 года между сторонами не имеется, отсутствия оснований для удовлетворения требований истца за сентябрь 2018 года, а также с учетом частичной уплаты задолженности ответчиком.
Между сторонами имеется спор относительно предъявленной истцом ко взысканию задолженности за услугу отопление по многоквартирному дому по ул. Трубников, 50 за сентябрь 2018 года. Так, истец ссылается на то, что отопительный сезон в городском округе Первоуральск определен 8 месяцев в год, при этом сентябрь 2018 года входит в указанный отопительный период.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
В соответствии с Информацией Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 10.01.2017 "О продолжительности отопительного периода, которая была использована органами местного самоуправления Свердловской области для определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период" в городском округе Первоуральск отопительный период установлен 8 месяцев.
Постановлением Главы городского округа Первоуральск от 24.12.2007 N 2888 "О нормативах потребления коммунальных услуг на территории городского округа Первоуральск" утвержден норматив потребления на теплоснабжение жилищного фонда в отопительный период - 0,032 Гкал/мес. на 1 кв. м.
Согласно пункту 42.1 Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42.1 и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяются по формуле 2.
Как указал суд апелляционной инстанции, утверждение истца о том, что 8 месяцев приходятся на период сентябрь-апрель материалами дела не подтверждено.
Как отметил апелляционный суд, из материалов следует, что акты об отключении теплопотребляющих установок подписаны сторонами 10.05.2019. Акт о включении теплопотребляющих установок на отопительный период 2018-2019 года о подключении с 01.10.2018 подписан сторонами 26.10.2018.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции указал, что довод истца о том, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, установленный на один календарный месяц отопительного периода, зависит от количества этих месяцев и не зависит от того, оказывалась коммунальная услуга по отоплению полный месяц или только часть месяца, являясь по своей сути верным, не влияет на взаимоотношения сторон по оплате ресурса в сентябре 2018 года. Истец вправе учесть количество поставленного ресурса исходя из 8 месяцев отопительного периода (октябрь 2018 года - май 2019 года). Следовательно, в отсутствие подачи тепловой энергии для целей отопления начисление платы за поставленные ресурсы в сентябре 2018 года неправомерно.
Согласно пояснениям представителя ответчика в судебном заседании суда кассационной инстанции услуга по отоплению в многоквартирном доме N 50 по ул. Трубников была подключена с октября 2018 года, отключена в мае 2019 года, поэтому 8 установленных месяцев отопительного сезона соблюдено (октябрь 2018 года - май 2019 года), задолженность за данную услугу отсутствует.
Довод заявителя жалобы в части неверного расчета задолженности за тепловую энергию по МКД 17а по ул. Чкалова, не принят судами первой и апелляционной инстанций с учетом следующего.
В силу пункта 111 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг регулируются Правилами N 354.
Согласно пунктам 80, 81 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным (статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушении сроков представления показаний.
Согласно пункту 5 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Из содержания приведенных норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10.07.2018 N 30-П указал на необходимость поощрения добросовестного, законопослушного поведения собственников и пользователей помещений, оборудованных индивидуальным прибором учета, выражающегося в обеспечении их сохранности, своевременной замене и надлежащей эксплуатации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в целях обеспечения теплоснабжения, соответствующего требованиям технических регламентов, достижения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланса прав и законных интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.
Однако отсутствие утвержденных Правительством Российской Федерации правил определения нормативов потребления на общедомовые нужды обязывает собственников помещений, оборудованных индивидуальным прибором учета, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению на основании нормативов потребления, тем самым понуждая таких лиц оплачивать фактически завышенную стоимость предоставленных им услуг.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании суда кассационной инстанции, при расчете задолженности в спорный период им учтены показания индивидуальных приборов учета в жилых помещений в многоквартирном доме N 17а по улице Чкалова, а также объем потребления на общедомовые нужды.
По существу приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов суда о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2021 по делу N А60-6335/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Васильченко |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным (статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушении сроков представления показаний.
Согласно пункту 5 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
...
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10.07.2018 N 30-П указал на необходимость поощрения добросовестного, законопослушного поведения собственников и пользователей помещений, оборудованных индивидуальным прибором учета, выражающегося в обеспечении их сохранности, своевременной замене и надлежащей эксплуатации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2021 г. N Ф09-5625/21 по делу N А60-6335/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3154/2021
23.09.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5625/2021
30.04.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3154/2021
20.01.2021 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-6335/19
14.10.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-6335/19