Екатеринбург |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А71-15313/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Сухановой Н.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) (далее - Пенсионный фонд, управление) на мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.03.2021, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А71-15313/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с Ипотечного кредитного потребительского кооператива граждан "Доступное жилье" (далее - потребительский кооператив, ИКПКГ "Доступное жилье") 3500 руб. 00 коп. финансовых санкций на основании решений от 09.10.2019 N 019S19190020781, N 019S19190020783, N 019S19190020784, N 019S19190020787, от 19.11.2019 N 019S19190022214, от 10.12.2019 N 019S19190022975, от 20.06.2020 N 019S19200007923.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.03.2021, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд просит названные судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на том, что акты о выявлении правонарушения составлены управлением в предусмотренный статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации срок, что свидетельствует об отсутствии нарушения процессуальных сроков проверки. Также необоснованным считает вывод судов о пропуске совокупности сроков, устанавливающих процедуру привлечения к ответственности, выставления требований и обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, указывая, что управление обратилось в суд с заявлением о взыскании санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных липах за апрель-июль 2019 г. о страховом стаже застрахованного лица за 2019 год с соблюдением установленных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) и Налоговым кодексом Российской Федерации процессуальных сроков. Выводы судов о рассмотрении материалов проверки без участия ответчика и в отсутствии сведений о его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения актов проверки является ошибочным, противоречат материалами дела и фактическим обстоятельствам. Настаивает на том, что ответчик в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ о времени и месте рассмотрения материалов проверки был извещен надлежащим образом.
Как установлено судами при рассмотрении дела, в ходе проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления кооперативом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, на основе форм СЗВ-М за апрель - сентябрь 2019 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, поверяющими выявлено, что указанные сведения в отношении 1 застрахованного лица в каждой форме представлены ответчиком с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, а именно: 17.08.2019 - за апрель, май, июнь, июль 2019 года, 18.09.2019 - за август 2019 года, 21.10.2019 - за сентябрь 2019 года.
Управлением 29.08.2019, 07.10.2019, 30.10.2019 составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и вынесены решения от 09.10.2019 N 019S19190020781, N 019S19190020783, N 019S19190020784, N 019S19190020787, от 19.11.2019 N 019S19190022214, от 10.12.2019 N 019S19190022975 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в общей сумме 3000 руб.
В целях добровольной уплаты финансовых санкций управлением выставлены требования от 08.11.2019 со сроком исполнения до 03.12.2019, от 24.12.2019 со сроком исполнения до 23.01.2020, от 13.01.2020 со сроком исполнения до 07.02.2020.
Управлением также установлено, что ответчиком не представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, сведения о котором были представлены в формах СЗВ-М за январь - сентябрь 2019 года 15.02.2019, 01.03.2019, 17.08.2019, 18.09.2019, 21.10.2019, в связи с чем составлен акт от 21.05.2020 N 019S18200006296 и вынесено решение от 30.06.2020 N 019S19200007923 о привлечении страхователя к ответственности к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в размере 500 руб.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции управлением выставлено требование 29.07.2020 со сроком исполнения до 26.08.2020.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке указанных требований послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций в размере 3500 руб. 00 коп.
Определением суда от 23.11.2020 по делу N А71-14176/2020 управлению отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, в связи с чем 09.12.2020 управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика финансовых санкций.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Отказывая в удовлетворении требований фонда, суды исходили из незаконности привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, так как управлением пропущен срок, установленный законодателем для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Из совокупного толкования положений Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона N 27-ФЗ следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Учитывая совокупность сроков, устанавливающих процедуру привлечения к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, предусмотренную статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пунктом 3 статьи 46, статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, суды установили, что обращение управления в суд 09.12.2020 свидетельствует о пропуске срока взыскания финансовых санкций и о незаконности принятия указанных решений от 09.10.2019 N 019S19190020781, N 019S19190020783, N 019S19190020784, N 019S19190020787, которые не могли быть принудительно реализованы, иначе как за пределами совокупности указанных сроков.
Также обоснованно судами указано на то, что обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения, отнесено к существенным условиям процедуры рассмотрения акта (абзацы 15 - 17 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, абзац 10 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
При этом, нарушение уполномоченным органом существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, является основанием для отмены принятого им решения о привлечении лица к ответственности вышестоящим органом или судом.
С учетом изложенного, оценив материалы дела, фактические обстоятельства спора, доводы сторон в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Управление приняло решения от 19.11.2019 N 019S19190022214, от 10.12.2019 N 019S19190022975, от 30.06.2020 N 019S19200007923 в отсутствие надлежащим образом извещенного общества, что свидетельствует о существенном нарушении прав лица, привлекаемого к ответственности, в связи с чем правомерно признали решения фонда недействительными.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено.
Судом кассационной инстанции таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.03.2021, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А71-15313/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая совокупность сроков, устанавливающих процедуру привлечения к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, предусмотренную статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пунктом 3 статьи 46, статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, суды установили, что обращение управления в суд 09.12.2020 свидетельствует о пропуске срока взыскания финансовых санкций и о незаконности принятия указанных решений от 09.10.2019 N 019S19190020781, N 019S19190020783, N 019S19190020784, N 019S19190020787, которые не могли быть принудительно реализованы, иначе как за пределами совокупности указанных сроков.
Также обоснованно судами указано на то, что обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения, отнесено к существенным условиям процедуры рассмотрения акта (абзацы 15 - 17 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, абзац 10 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 сентября 2021 г. N Ф09-6632/21 по делу N А71-15313/2020