Екатеринбург |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А47-11095/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Поротниковой Е. А. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2021 по делу N А47-11095/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по тому же делу.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Общество с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - ООО "Природа", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.07.2020 N 40/01-128-2020, которым заявитель привлечен к ответственности в соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2021 оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель настаивает на отсутствии в его действиях состава вменяемого правонарушения; указывает на то, что создание мест накопления отходов и их содержание относятся к компетенции органа местного самоуправления.
Заявитель указывает на то, что вывоз ТКО с площадки производился 4 раза в неделю, что соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее также - Правила N 354). С 29.08.2019 контейнер для накопления ТКО был перемещен на другой адрес, откуда вывоз ТКО производился 2 раза в неделю, что, по мнению общества, соответствует требованиям СанПиН 42- 128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 (далее - СанПиН 42-128-4690-88).
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО "Природа" к административной ответственности послужили выводы инспекции о нарушении обществом требований, установленных подпунктом "а" пункта 148 (22) и пункта 148 (45) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, выразившееся в нарушении периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) жителям дома N 28 по ул. Центральная с. Новоалександровка Бузулукского района Оренбургской области в период с 01.01.2019 по 26.09.2019.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, инспекцией в отсутствие надлежаще извещенного уполномоченного представителя общества 23.07.2020 вынесено постановление N 40/01-128-2020 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Природа" привлечено к административной ответственности в соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды исходили из доказанности материалами дела наличия в действиях ООО "Природа" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании следующего.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Частью 15.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, начиная от места накопления ТКО, если иное не установлено договором.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Региональный оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (абзац 27 статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) под "контейнерной площадкой" понимается место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; под "погрузкой ТКО" понимается перемещение ТКО из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО.
На основании пункта 10 Правил N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно Правилам N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является обращение с ТКО (то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах) (подпункт "ж" пункта 4 Правилам N 354).
На основании пункта 148(22), пункта 17 Приложения N 1 Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, этими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги. Обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления осуществляется в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
В соответствии с пунктом 148(45) Правил N 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Из материалов дела следует, что в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО в Оренбургской области от 28.04.2018 общество с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Оренбургской области.
Таким образом, общество является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей Оренбургской области, в том числе - проживающих в спорном жилом доме.
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменено в вину нарушение указанных выше положений в связи с тем, что в период с 01.01.2019 по 29.08.2019 жителям дома N 28 по ул. Центральная с Новоалександровка Бузулукского района Оренбургской области предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществлялось четыре раза в неделю (понедельник, вторник, четверг, суббота), а в период с 29.08.2019 по 18.11.2019 - два раза в неделю (вторник, четверг). При этом, общество, как исполнитель коммунальной услуги, с 01.01.2019 по 30.11.2019 выставляло потребителям указанного жилого дома платежные документы на оплату коммунальной услуги.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе графики вывоза ТКО, отчет посещения геозон от 08.10.2019, суды пришли к выводу об установленности и доказанности факта необеспечения обществом режима предоставления потребителям спорного жилого дома коммунальной услуги по вывозу ТКО с необходимой периодичностью в период с 01.01.2019 по 18.11.2019, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
При этом судами сделан верный вывод о том, что состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, относится к составам, предусматривающим привлечение к ответственности за нарушение законодательства в области защиты прав потребителей, и срок давности привлечения к административной ответственности по данной статье составляет один год со дня совершения правонарушения.
Таким образом, учитывая, что на момент вынесения инспекцией оспариваемого постановления от 28.07.2020 за период с 01.01.2019 по 27.07.2019 годичный срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек, судами правомерно исключен указанный период из объема вменяемого правонарушения.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств принятия заявителем надлежащих мер для соблюдения установленного порядка накопления ТКО в материалах дела не имеется.
Существенных нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судами не установлено.
Наказание назначено административным органом в соответствии с требованиями части 3 статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суды не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судами правомерно отказано ООО "Природа" в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено.
Суды правомерно отклонили ссылку заявителя на нормы СанПиН 42-128-4690-88, поскольку в данном случае речь идет не о нарушении санитарных норм, а о нарушении нормативного уровня или режима обеспечения потребителей коммунальной услугой по обращению с ТКО.
Доводы кассационной жалобы о том, что создание мест накопления отходов и их содержание относятся к компетенции органа местного самоуправления инспекцией не оспариваются, выводы судов не опровергают, поскольку в рассматриваемом споре заявителю вменяется нарушения периодичности вывоза отходов из мест их накопления, а не нарушения обязанности по созданию и надлежащему содержанию контейнерной площадки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2021 по делу N А47-11095/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа"- без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе графики вывоза ТКО, отчет посещения геозон от 08.10.2019, суды пришли к выводу об установленности и доказанности факта необеспечения обществом режима предоставления потребителям спорного жилого дома коммунальной услуги по вывозу ТКО с необходимой периодичностью в период с 01.01.2019 по 18.11.2019, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
При этом судами сделан верный вывод о том, что состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, относится к составам, предусматривающим привлечение к ответственности за нарушение законодательства в области защиты прав потребителей, и срок давности привлечения к административной ответственности по данной статье составляет один год со дня совершения правонарушения.
Таким образом, учитывая, что на момент вынесения инспекцией оспариваемого постановления от 28.07.2020 за период с 01.01.2019 по 27.07.2019 годичный срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек, судами правомерно исключен указанный период из объема вменяемого правонарушения.
...
Наказание назначено административным органом в соответствии с требованиями части 3 статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суды не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
...
Суды правомерно отклонили ссылку заявителя на нормы СанПиН 42-128-4690-88, поскольку в данном случае речь идет не о нарушении санитарных норм, а о нарушении нормативного уровня или режима обеспечения потребителей коммунальной услугой по обращению с ТКО."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2021 г. N Ф09-6326/21 по делу N А47-11095/2020