Екатеринбург |
|
06 октября 2021 г. |
Дело N А76-52146/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Сулейменовой Т. В., Лазарева С. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРАЙД" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.04.2021 по делу N А76-52146/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "ПРАЙД" (далее - общество "ПРАЙД") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - администрация), к Управлению по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска (далее - управление) о признании незаконным решения об отказе выдаче разрешения на строительство объекта "Производственная база" на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0109002:2049 в Металлургическом районе г. Челябинска, выраженном в письме от 11.10.2019 N 20072/гасн; об обязании администрации выдать разрешение на строительство объекта "Производственная база" на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0109002:2049 в Металлургическом районе г. Челябинска.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Комплекс-проект" (далее - общество "Комплекс-проект").
Решением суда первой инстанции от 07.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ПРАЙД" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Заявитель настаивает на том, что органом местного самоуправления в отношении застройки земельного участка, предъявляются требования, отличные от тех, которые были изложены в извещении о проведении аукциона и иных первичных документах. По мнению заявителя, условия предоставления земельного участка были изменены органом местного самоуправления в дальнейшем в одностороннем порядке. Заявитель отмечает, что в извещении о проведении аукциона размещена информация о территориальной зоне, где расположен земельный участок, а также о назначении, параметрах и размещении объекта капитального строительства. Поясняет, что информация о наличии требований к общей площади объекта капитального строительства отсутствовала как в извещении о проведении аукциона, в исходных данных, так и в градостроительном плане земельного участка, при этом общество "ПРАЙД" полагало, что информация, изложенная в извещении о проведении аукциона о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, являлась актуальной. Изложенным выше обстоятельствам, в том числе опубликованному извещению о проведении аукциона, на основании которого проводились торги, судами первой и апелляционной инстанций оценка не дана.
Кроме того, по мнению заявителя, являются ошибочными выводы суда апелляционной инстанции о том, что требования, установленные документацией по планировке территории являются безусловными градостроительными ограничениями, обязательными к исполнению при проектировании и строительстве, и что частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено требование о соответствии проектной документации, требованиям, установленным проектом планировки и проектом межевания территории.
Также заявитель полагает, что для строительства объекта, запланированного обществом "ПРАЙД", в силу закона подготовка проекта планировки территории не требуется, в связи с чем уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в рассматриваемом случае не уполномочен проводить проверку соответствия проектной документации требованиям документации по планировке территории. Настаивает на том, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит таких оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство как несоответствие проектной документации объекта предполагаемого к строительству документации по планировке территории.
Также заявитель отмечает, что разработанная заявителем проектная документация для строительства объекта "Производственная база" по ул. Мраморная, Металлургический район г. Челябинска являлась объектом негосударственной экспертизы, согласно экспертному заключению негосударственной экспертизы N 74-2-1-2-000537-2019 представленные на рассмотрение разделы проектной документации рекомендуются к утверждению для строительства объекта. Более того, при рассмотрении проектной документации эксперты пришли к выводу о том, что площадь объекта (26 150 кв. м), указанная в разработанной ранее документации по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации города Челябинска от 13.09.2016 N 399-п, является избыточной, поскольку необходимой и достаточной является площадь застройки 10 896 кв. м, предусмотренная проектной документацией.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что Комитетом по управлению имуществом и земельным отношением города Челябинска в сети "Интернет" опубликовано извещение о проведении открытого по составу участников аукциона, в том числе по аренде земельного участка площадью 13 620 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Металлургический район, срок аренды - 66 месяцев (лот N 5).
В извещении о проведении аукциона, опубликованном в сети "Интернет", изложена следующая информация о земельном участке (лот N 5): тип торгов - аренда, местоположение земельного участка - Челябинская область, г. Челябинск, Металлургический район, площадь земельного участка -13 620 кв. м с кадастровым номером 74:36:0109002:2049, разрешенное использование: для строительства производственной базы, категория земель: земли населенных пунктов, земельный участок неделим, свободен от застройки, на земельном участке расположен металлический ангар, подкрановый путь, складские вагончики, работает грузовая техника, территориальная зона - Г.1.2 - производственно-складская территориальная зона (зона объектов III классов опасности), назначение и максимально допустимые параметры объекта капитального строительства: производственная база, площадь застройки - 10 896 кв. м, этажность - 1-4, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка, том числе площадь: номер участка I, максимальный размер 133,2 м, минимальный размер 102,4 м, площадь 13 620 кв. м.
По результатам торгов 27.05.2019 на основании протокола от 16.05.2019 N 8 между Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска (арендодатель) и обществом "ПРАЙД" (арендатор) заключен договор УЗ N 017012-К-2019 краткосрочной аренды земельного участка города Челябинска, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование на условиях краткосрочной аренды земельный участок площадью 13 620 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0109002:2049, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Металлургический район, из земель населенных пунктов, находящихся в ведении муниципального образования, для строительства производственной базы, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной постановлением администрацией от 13.09.2016 N 399-п "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) в границах: ул. Мраморная, граница земельного участка открытого акционерного общества "ЧМК", северная граница земельного участка открытого акционерного общества "Челябинский электронный завод", западная граница земельного участка Челябинский завод оргстекла в Металлургическом районе города Челябинска") (пункт 1.1 договора аренды).
Срок аренды составляет 66 месяцев (пункт 2.1 договора аренды).
С целью проектирования и строительства объекта обществом "ПРАЙД" был получен градостроительный план земельного участка от 25.06.2019 N RU74315000-0000000009305, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 74:36:0109002:2049, расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории (постановление администрации от 13.09.2016 N 399-п).
Согласно разделу 2.3 градостроительного плана земельного участка от 25.06.2019 N RU74315000-0000000009305 в отношении земельного участка установлены следующие параметры застройки: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка, в том числе площадь - длина и ширина без ограничений, минимальная площадь земельного участка - 500 кв. м, максимально без ограничения, иные показатели - в соответствии с документацией о планировке территории: объект размещения - производственная база, этажность - 1-4, площадь застройки - 10 896 кв. м.
На основании градостроительного плана земельного участка общество "ПРАЙД" обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Авалекс" для разработки проектной документации производственной базы по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Металлургический район (кадастровый номер участка 74:36:0109002:2049).
На указанную проектную документацию обществом с ограниченной ответственностью "ЧелЭкспертиза" выдано экспертное заключение негосударственной экспертизы от 18.11.2019 N 74-2-1-2-000537-2019.
Согласно экспертному заключению негосударственной экспертизы от 18.11.2019 N 74-2-1-2-000537-2019, помимо здания открытого цеха площадью 376, 65 кв. м и цеха площадью 385,92 кв. м на спорном земельном участке предусмотрено строительство иных объектов в составе производственной базы, а именно: бетонной площадки для установки некапитального павильона для охраны и работников площадью 891,43 кв. м, открытого склада металлолома площадью 322 кв. м, погрузочно-разгрузочной площадки площадью 3939 кв. м, открытого склада дефектных труб L = 6...8 м площадью 1825 кв. м.
В августе 2019 г. общество "ПРАЙД" обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительства объекта "Производственная база" по ул. Мраморная, 18-а в Металлургическом районе г. Челябинска, в составе вышеуказанных объектов.
Письмом от 05.09.2019 N 1720/гасн администрация сообщила обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство, поскольку предполагаемый к строительству объект не соответствует параметрам документации планировки территории (далее - ДПТ), а также не представлены документы, указанные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в частности: схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка.
Общество "ПРАЙД" 07.10.2019 повторно обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительства объекта "Производственная база" по ул. Мраморная, 18-а в Металлургическом районе г. Челябинска.
Письмом от 11.10.2019 N 20072/гасн администрация сообщила обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Производственная база" в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка N RU74315000-0000000009305, выданного Комитетом градостроительства и архитектуры города Челябинска 25.06.2019.
В обоснование отказа администрация указала, что в соответствии с ДПТ предусмотрен объект капитального строительства - производственная база: этажность - 1-4, площадь застройки - 10 896 кв. м, общая площадь - 26 150 кв. м, а согласно направленным заявлению и проектной документации, предполагается строительство производственной базы в составе: открытого цеха - количеством этажей 1, площадью застройки 376,65 кв. м, цеха - количеством этажей 1, площадью застройки 385,92 кв. м, бетонной площадки для установки некапитального павильона для охраны и работников - площадью застройки - 891, 43 кв. м, открытого склада металлолома - площадью застройки 322 кв. м, погрузочно-разгрузочной площадки - площадью застройки 3939 кв. м, открытого склада дефектных труб - площадью застройки - 1825 кв.м, автостоянки для ожидающего загрузки/разгрузки длинномерного транспорта - площадью застройки 900 кв.м, участков загрузки/разгрузки - площадью застройки 711 кв. м, разворотных площадок, проездов - площадью застройки 1545 кв.м. Кроме того, объекты, перечисленные в проектной документации, представляют собой плоскостные сооружения, а не производственную базу. Таким образом, предполагаемый к строительству объект не соответствует параметрам ДПТ (несоответствие этажности, отсутствие общей площади объектов капитального строительства).
Не согласившись с указанным решением, общество "ПРАЙД" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом "ПРАЙД" требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 названной статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в орган местного самоуправления, к заявлению прилагаются документы, указанные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, к числу которых относятся: отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета, интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории (часть 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию (часть 1 статьи 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки включает в себя, в частности положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры.
Согласно части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 Особенностей применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (приложение N 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3.04.2020 N 440), вступившего в силу с 06.04.2020, на один год продлевается срок использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, для целей, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктами 3 и 4 части 21.15 статьи 51, части 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если указанный срок истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что постановлением администрации от 13.09.2016 N 399-п по итогам публичных слушаний (протокол от 21.07.2016 N 12) утверждена документация о планировке территории (проекта планировки территории с проектом межевания территории) в границах: ул. Мраморная, граница земельного участка открытого акционерного общества "ЧМК", северная граница земельного участка открытого акционерного общества "Челябинский электродный завод", западная граница земельного участка Челябинского завода оргстекла в Металлургическом районе города Челябинска.
Согласно утвержденной ДПТ (проекта планировки и проекта межевания территории) установлены, в том числе параметры застройки земельного участка площадью 1,3620 га, согласно которым: площадь застройки земельного участка определена (с учетом благоустройства в части автостоянок и проездов) в 1,0896 га; на земельном участке предусмотрено размещение производственной базы с параметрами: этажность от 1 до 4 этажей, площадью застройки 10 896 кв. м, площадью объекта 26 150 кв. м.
Суды установили, что согласно заявлению обществу "ПРАЙД" о выдаче разрешения на строительство, проектной документации и заключению негосударственной экспертизы проектной документации, общая площадь застройки земельного участка составила 10 896 кв. м, в том числе: площадь здания открытого цеха - 376,65 кв. м, площадь здания цеха - 385,92 кв. м, площадь покрытий: проезды и автопарковки, площадки - 10 133,43 кв. м.
Из представленных обществом документов видно, что в составе производственной базы, параметры строительства которой, определены в проектной документации, предусмотрено строительство двух объектов капитального строительства здания открытого цеха - 376,65 кв. м (этажность -1), здания цеха - 385,92 кв. м (этажность - 1), а также объектов, не имеющих признаков объекта капитального строительства: бетонной площадки, открытого склада металлолома, погрузочно-разгрузочной площадки, открытого склада дефектных труб (площадь застройки - 10 133,43 кв. м).
Согласно представленной заявителем проектной документацией общая площадь объектов капитального строительства на указанном земельном участке не указана, а согласно заключению негосударственной экспертизы проектной документации от 18.11.2019, площадь застройки двух объектов капитального строительства (цеха и открытого цеха) составляет 762,57 кв. м, остальные объекты определены как покрытия, проезды, парковки и площадки.
При этом, суды приняли во внимание, что в документации о планировке территории, утвержденной постановлением администрации от 13.09.2016 N 399-п, установлены параметры разрешенного строительства, в том числе и в части территории, в которую входит земельный участок с кадастровым номером 74:36:0109002:2049. Документацией о планировке территории установлена площадь размещаемого на указанном земельном участке объекта капитального строительства - производственной базы, которая составляет 26 150 кв. м.
На основании изложенного суды пришли к верному выводу о том, что представленная обществом "ПРАЙД" проектная документация на производственную базу не соответствует требованиям документации о планировки территории, в части параметров объекта капитального строительства (площади объекта капитального строительства).
При этом суды установили, что заявитель обладал сведениями о параметрах строительства на спорном земельном участке, поскольку в градостроительном плане земельного участка отражены, в том числе реквизиты документации о планировке территории, утвержденной постановлением администрации от 13.09.2016 N 399-п.
Суды установили также, что в выданном обществу 25.06.2019 градостроительном плане земельного участка N RU74315000-0000000009305 не отражены сведения о площади объекта капитального строительства, указаны только параметры в части возведения производственной базы, в частности: этажность - 1-4 и площадь застройки - 10 896 кв. м.
Вместе с тем суды приняли во внимание, что в силу положений Свода правил. Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования (СП 160.1325800.2014), утвержденных приказом Минстроя России от 07.08.2014 N 440/пр, Свода правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003 (СП 54.13330.2016), утвержденных приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 883/пр, площадь застройки здания и площадь самого здания определяются по разному. Так, площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания по цоколю, включая выступающие части (входные площадки и ступени, веранды, террасы, приямки, входы в подвал). Площадь под зданием, расположенным на столбах, проезды под зданием, а также выступающие части здания, консольно выступающие за плоскость стены на высоте менее 4,5 м, включаются в площадь застройки (А 1.1 СП 54.13330.2016). Площадь здания определяют как сумму площадей этажей (А.1.2 СП 54.13330.2016).
С учетом указанных положений, судами верно отмечено, что в документации о планировке территории, утвержденной постановлением администрации от 13.09.2016 N 399-п, отражена как площадь застройки земельного участка (10 896 кв. м), так и площадь планируемого к строительству здания (26 150 кв. м).
Суды установили, что указанный в ДПТ параметр общей площади производственной базы, равный 26 150 кв. м, при допустимом параметре этажности до 4 этажей, свидетельствует об установлении площади объекта (объектов), которая определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и технический), а также эксплуатируемой кровли (пункт 5 Требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90).
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что представленная заявителем проектная документация в части параметров предполагаемой к строительству производственной базы, указанным требованиям не отвечает, поскольку общая площадь объекта (производственной базы) должна быть равна максимальной площади застройки земельного участка.
Таким образом суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным решения администрации, изложенного в письме от 11.10.2019 N 20072/гасн, об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта. В удовлетворении заявленных обществом "ПРАЙД" требований правомерно отказано.
Обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Довод общества "ПРАЙД" о том, что информация о наличии требований к общей площади объекта капитального строительства отсутствовала как в извещении о проведении аукциона, в исходных данных, так и в градостроительном плане земельного участка, отклоняется судом кассационной инстанции, с учетом изложенных в мотивировочной части постановления фактических обстоятельств дела. Так судами установлено, что документацией о планировке территории установлена как площадь застройки земельного участка (10 896 кв. м), так и площадь планируемого к строительству здания (26 150 кв. м).
Довод общества "ПРАЙД" об отсутствии в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство как несоответствие проекту планировки территории, также являлся предметом исследования суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонен судом с учетом того, что проект планировки территории является одним из требований к строительству объекта капитального строительства, следовательно, несоответствие объекта, предполагаемого к строительству, таким требованиям является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренного частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Довод общества "ПРАЙД" изложенный в кассационной жалобе о том, что при проведении негосударственной экспертизы экспертами была установлена избыточность площади объекта, указанная в документации по планировке территории обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции с учетом того, что проект планировки территории разрабатывается в соответствии со статьями 41-42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение также происходит в строго регламентированном порядке (статья 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в связи с чем у экспертов отсутствуют полномочия для постановки таких выводов.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.04.2021 по делу N А76-52146/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРАЙД" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.