г. Челябинск |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А76-52146/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прайд" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.04.2021 по делу N А76-52146/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Прайд" - Снегирева В.О. (доверенность от 14.10.2019, диплом),
Администрации г. Челябинска - Савина Е.В. (доверенность от 17.07.2020, диплом),
Управления по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска - Савина Е.В. (доверенность от 25.01.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Прайд" (далее - ООО "Прайд", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, Администрация), к Управлению по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения об отказе выдаче разрешения на строительство объекта "Производственная база" на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0109002:2049 в Металлургическом районе г. Челябинска, выраженном в письме от 11.10.2019 N 20072/гасн; об обязании Администрации города Челябинска выдать разрешение на строительство объекта "Производственная база" на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0109002:2049 в Металлургическом районе г. Челябинска.
Судом первой инстанции привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Комплекс-проект" (далее - третье лицо, ООО "Комплекс-проект").
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в извещении о проведении аукциона на право аренды земельного участка с кадастровым номером 74:36:0109992:2049 размещена информация о территориальной зоне, где расположен земельный участок, а также о назначении, параметрах и размещении объекта капитального строительства. Принимая решение об участии в аукционе ООО "Прайд" полагало, что требования, предъявляемые законодательством, к извещению о проведении аукциона, соблюдены организатором аукциона в полном объеме. В градостроительном плане земельного участка (далее - ГПЗУ) содержалась аналогичная информация, проектная документация на объект капитального строительства получила положительное заключение. В информации об аукционе отсутствовало требование к общей площади объекта капитального строительства, также таковая отсутствовала и в исходных данных ГПЗУ. Полагает, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления не уполномочен проводить проверку соответствия проектной документации требованиям документации по планировке территории. Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не содержит такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство как несоответствие проектной документации объекта, предполагаемого к строительству, документации по планировке территории. Полагает, что обществом соблюдена общая площадь застройки земельного участка.
Также податель апелляционной жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции срока рассмотрения дела, дело было рассмотрено с превышением установленного статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока (свыше 15 месяцев вместо 3-х месяцев).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Комитетом по управлению имуществом и земельным отношением города Челябинска в сети "Интернет" опубликовано извещение о проведении открытого по составу участников аукциона, в том числе, по аренде земельного участка площадью 13 620 кв.м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Металлургический район, срок аренды - 66 месяцев (лот N 5).
В извещении о проведении аукциона, опубликованном в сети "Интернет", изложена следующая информация о земельном участке (лот N 5): тип торгов - аренда, местоположение земельного участка - Челябинская область, г. Челябинск, Металлургический район, площадь земельного участка -13 620 кв. м с кадастровым номером 74:36:0109002:2049, разрешенное использование: для строительства производственной базы, категория земель: земли населенных пунктов, земельный участок неделим, свободен от застройки, на земельном участке расположен металлический ангар, подкрановый путь, складские вагончики, работает грузовая техника, территориальная зона - Г.1.2 - производственно-складская территориальная зона (зона объектов III классов опасности), назначение и максимально допустимые параметры объекта капитального строительства: производственная база, площадь застройки - 10 896 кв. м, этажность - 1-4, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка, том числе площадь: номер участка I, максимальный размер 133,2 м, минимальный размер 102,4 м, площадь 13 620 кв.м.
27.05.2019 по результатам торгов на основании протокола от 16.05.2019 N 8 между Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска (арендодатель) и ООО "Прайд" (арендатор) заключен договор УЗ N 017012-К-2019 краткосрочной аренды земельного участка города Челябинска (далее - договор аренды), согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование на условиях краткосрочной аренды земельный участок площадью 13 620 кв. м, с кадастровым номером 74:36:0109002:2049, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Металлургический район, из земель населенных пунктов, находящихся в ведении муниципального образования, для строительства производственной базы, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной Постановлением Администрацией города Челябинска от 13.09.2016 N 399-п (пункт 1.1 договора аренды). Срок аренды составляет 66 месяцев (пункт 2.1 договора аренды).
С целью проектирования и строительства объекта ООО "Прайд" был получен градостроительный план земельного участка N RU74315000-0000000009305 от 25.06.2019, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 74:36:0109002:2049, расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории (Постановление Администрации города Челябинска от 13.09.2016 N 399-п "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) в границах: ул. Мраморная, граница земельного участка ОАО "ЧМК", северная граница земельного участка ОАО "Челябинский электронный завод", западная граница земельного участка Челябинский завод оргстекла в Металлургическом районе города Челябинска").
Согласно разделу 2.3 градостроительного плана земельного участка N RU74315000-0000000009305 от 25.06.2019 в отношении земельного участка установлены следующие параметры застройки: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка, в том числе площадь - длина и ширина без ограничений, минимальная площадь земельного участка - 500 кв. м, максимально без ограничения, иные показатели - в соответствии с документацией о планировке территории: объект размещения - производственная база, этажность - 1-4, площадь застройки - 10 896 кв.м.
На основании градостроительного плана земельного участка ООО "Прайд" обратилось в ООО "Авалекс" для разработки проектной документации производственной базы по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Металлургический район (кадастровый номер участка 74:36:0109002:2049).
На указанную проектную документацию ООО "ЧелЭкспертиза" выдано экспертное заключение негосударственной экспертизы N 74-2-1-2-000537-2019 от 18.11.2019.
Согласно экспертному заключению негосударственной экспертизы N 74-2-1-2-000537-2019 от 18.11.2019, помимо здания открытого цеха площадью 376, 65 кв.м и цеха площадью 385,92 кв.м на спорном земельном участке предусмотрено строительство иных объектов в составе производственной базы, а именно: бетонной площадки для установки некапитального павильона для охраны и работников площадью 891,43 кв.м, открытого склада металлолома площадью 322 кв.м, погрузочно-разгрузочной площадки площадью 3939 кв.м, открытого склада дефектных труб L = 6...8 м площадью 1 825 кв.м.
В августе 2019 года ООО "Прайд" обратилось в Администрацию г. Челябинска с заявлением о предоставлении разрешения на строительства объекта "Производственная база" по ул. Мраморная, 18-а в Металлургическом районе г. Челябинска, в составе вышеуказанных объектов.
05.09.2019 письмом N 1720/гасн Администрация г. Челябинска сообщила обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство, поскольку предполагаемый к строительству объект не соответствует параметрам документации планировки территории (далее - ДПТ), а также не представлены документы, указанные в части 7 статьи 51 ГрК РФ, в частности: схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка.
07.10.2019 ООО "Прайд" повторно обратилось в Администрацию г. Челябинска с заявлением о предоставлении разрешения на строительства объекта "Производственная база" по ул. Мраморная, 18-а в Металлургическом районе г. Челябинска.
11.10.2019 письмом N 20072/гасн Администрация г. Челябинска сообщила обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Производственная база" в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка N RU74315000-0000000009305, выданного Комитетом градостроительства и архитектуры города Челябинска 25.06.2019.
В обоснование отказа, Администрация указала, что в соответствии с ДПТ предусмотрен объект капитального строительства - производственная база: этажность - 1-4, площадь застройки - 10896 кв. м, общая площадь - 26150 кв. м, а согласно направленным заявлению и проектной документации, предполагается строительство производственной базы в составе: открытого цеха - количеством этажей 1, площадью застройки 376,65 кв. м, цеха - количеством этажей 1, площадью застройки 385,92 кв. м, бетонной площадки для установки некапитального павильона для охраны и работников - площадью застройки - 891, 43 кв. м, открытого склада металлолома - площадью застройки 322 кв. м, погрузочно-разгрузочной площадки - площадью застройки 3939 кв. м, открытого склада дефектных труб - площадью застройки - 1825 кв.м, автостоянки для ожидающего загрузки/разгрузки длинномерного транспорта - площадью застройки 900 кв.м, участков загрузки/разгрузки - площадью застройки 711 кв.м, разворотных площадок, проездов - площадью застройки 1545 кв.м. Кроме того, объекты, перечисленные в проектной документации, представляют собой плоскостные сооружения, а не производственную базу. Таким образом, предполагаемый к строительству объект не соответствует параметрам ДПТ (несоответствие этажности, отсутствие общей площади объектов капитального строительства).
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Администрации оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, поскольку документацией о планировке территории установлена площадь размещаемого на земельном участке объекта капитального строительства, однако согласно представленной проектной документации площадь объекта капитального строительства, планируемого к застройки, меньше установленной.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводам о соответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 названной статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
В части 7 статьи 51 ГрК РФ определено, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в орган местного самоуправления, к заявлению прилагаются документы, указанные в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
Из части 11 статьи 51 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В части 13 статьи 51 ГрК РФ установлены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, к числу которых относятся: отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 ГрК РФ).
Администрация в качестве основания для отказа заявителям в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - "Производственная база" - указала на то, что объект не соответствует требованиям к строительству, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка N RU74315000-0000000009305 от 25.06.2019, поскольку предполагаемый к строительству объект не соответствует параметрам ДПТ (несоответствие этажности, отсутствие общей площади объектов капитального строительства).
Из системного толкования положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (пункта 1 статьи 263, пункта 2 части 1 статьи 40) и Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункта 1 статьи 1, пункта 4 части 1 статьи 3) следует обязанность субъектов градостроительной деятельности осуществлять свою деятельность в соответствии с принятыми документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территорий.
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета, интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории (часть 1 статьи 26 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 30 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников, на что верно указано судами.
Правила землепользования и застройки являются документом, которыми конкретизируются задачи по развитию территории, установленные в документах территориального планирования (генеральном плане), путем установления предельных (минимальных и максимальные) параметров разрешенного строительства в отношении территорий, отнесенных к территориальным зонам.
В статье 41 ГрК РФ указано, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию (часть 1 статьи 41.1 ГрК РФ).
На основании пункта 2 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки включает в себя, в частности, положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры.
Таким образом, документация по планировке территории не должна противоречить правилам землепользования и застройки, градостроительным регламентам, но может конкретизировать требования к строительству, изложенные в них, в том числе, устанавливая конкретные характеристики объектов капитального строительства в пределах конкретной территориальной зоны.
Именно на стадии принятия документации по планировке территории (проекта планировки территории проекта межевания территории) устанавливаются конкретные требования к планируемым к строительству объектам капитального строительства, с учетом положений документов территориального планирования, градостроительного зонирования.
Установленные документацией по планировке территории (проектом планировки и проектом межевания) требования о параметрах застройки территории и характеристиках объектов капитального строительства, являются безусловными градостроительными ограничениями, обязательными к исполнению при проектировании и строительстве объектов капитального строительства.
Данное обстоятельство следует из части 1 статьи 51 ГрК РФ, устанавливающей требование о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительного регламента, проектом планировки территории и проектом межевания территории.
Согласно части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).
Таким образом, градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона), применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
В градостроительном плане дается характеристика земельного участка и возможность его использования, в том числе и возможность осуществления строительства на нем соответствующих объектов с учетом расположения земельных участков в определенных территориальных зонах и видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При этом в соответствии с абзацем 4 пункта 1 Особенностей применения разрешительных режимов, предусмотренных ГрК РФ (Приложение N 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3.04.2020 N 440), вступившего в силу с 06.04.2020, на один год продлевается срок использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, для целей, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктами 3 и 4 части 21.15 статьи 51, части 10 статьи 57.3 ГрК РФ, в случае, если указанный срок истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Главы города Челябинска от 13.09.2016 N 399-п по итогам публичных слушаний (протокол от 21.07.2016 N 12) утверждена документация о планировке территории (проекта планировки территории с проектом межевания территории) в границах: ул. Мраморная, граница земельного участка ОАО "ЧМК", северная граница земельного участка ОАО "Челябинский электродный завод", западная граница земельного участка Челябинского завода оргстекла в Металлургическом районе города Челябинска.
Согласно утвержденной ДПТ (проекта планировки и проекта межевания территории) установлены, в том числе параметры застройки земельного участка площадью 1,3620 га, согласно которым: площадь застройки земельного участка определена (с учетом благоустройства в части автостоянок и проездов) в 1,0896 га; на земельном участке предусмотрено размещение производственной базы с параметрами: этажность от 1 до 4 этажей, площадью застройки 10 896 кв. м, площадью объекта 26 150 кв. м.
Согласно заявлению ООО "Прайд" о выдаче разрешения на строительство, проектной документации и заключения негосударственной экспертизы проектной документации, общая площадь застройки земельного участка составила 10 896 кв. м, в том числе: площадь здания открытого цеха - 376,65 кв. м, площадь здания цеха - 385,92 кв. м, площадь покрытий: проезды и автопарковки, площадки - 10 133,43 кв. м.
Из представленных обществом документов следует, что в составе производственной базы, параметры строительства которой, определены в проектной документации, предусмотрено строительство двух объектов капитального строительства здания открытого цеха - 376,65 кв. м (этажность -1), здания цеха - 385,92 кв. м (этажность - 1), а также объектов, не имеющих признаков объекта капитального строительства: бетонной площадки, открытого склада металлолома, погрузочно-разгрузочной площадки, открытого склада дефектных труб (площадь застройки - 10 133,43 кв. м).
Между тем, в документации о планировке территории, утвержденной постановлением Главы города Челябинска от 13.09.2016 N 399-п, установлены параметры разрешенного строительства, в том числе и в части территории, в которую входит земельный участок с кадастровым номером 74:36:0109002:2049.
В частности, документацией о планировке территории установлена площадь размещаемого на указанном земельном участке объекта капитального строительства - производственной базы, которая составляет 26 150 кв. м.
В представленной заявителем проектной документацией общая площадь объектов капитального строительства на указанном земельном участке не указана. При этом согласно заключению негосударственной экспертизы проектной документации от 18.11.2019 года, площадь застройки двух объектов капитального строительства (цеха и открытого цеха) составляет 762,57 кв. м, остальные объекты определены как покрытия, проезды, парковки и площадки (л.д. 140-оборот, том 1).
Таким образом, представленная заявителем проектная документация на производственную базу не соответствует требованиям документации о планировки территории, в части параметров объекта капитального строительства (площади объекта капитального строительства).
Относительно соответствия проектной документации ГПЗУ следует прежде всего отметить, что в градостроительном плане земельного участка отражены, в том числе реквизиты документации о планировке территории, утвержденной постановлением Администрации города Челябинска от 13.09.2016 N 399-п, вследствие чего, заявитель обладал сведениями о параметрах строительства на спорном земельном участке.
Судом первой инстанции верно установлено, что в выданном обществу 25.06.2019 градостроительном плане земельного участка N RU74315000-0000000009305 не отражены сведения о площади объекта капитального строительства, указаны только параметры в части возведения производственной базы, в частности: этажность - 1-4 и площадь застройки - 10896 кв. м.
При этом в силу положений Свода правил. Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования (СП 160.1325800.2014), утвержденных Приказом Минстроя России от 07.08.2014 N 440/пр, Свода правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003 (СП 54.13330.2016), утвержденных Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 883/пр, площадь застройки здания и площадь самого здания определяются по разному.
Так, площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания по цоколю, включая выступающие части (входные площадки и ступени, веранды, террасы, приямки, входы в подвал). Площадь под зданием, расположенным на столбах, проезды под зданием, а также выступающие части здания, консольно выступающие за плоскость стены на высоте менее 4,5 м, включаются в площадь застройки (А 1.1 СП 54.13330.2016).
Площадь здания определяют как сумму площадей этажей (А.1.2 СП 54.13330.2016).
С учетом указанных положений, в документации о планировке территории, утвержденной постановлением Администрации города Челябинска от 13.09.2016 N 399-п, отражена как площадь застройки земельного участка (10 896 кв. м), так и площадь здания (26 150 кв. м).
Указанный в ДПТ параметр общей площади производственной базы, равный 26 150 кв. м, при допустимом параметре этажности до 4 этажей, свидетельствует об установлении площади объекта (объектов), которая определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и технический), а также эксплуатируемой кровли (пункт 5 Требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90).
Представленная заявителем проектная документация в части параметров предполагаемой к строительству производственной базы, указанным требованиям не отвечает, поскольку общая площадь объекта (производственной базы) должна быть равна максимальной пощади застройки земельного участка.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что при проведении негосударственной экспертизы экспертами была установлена избыточность площади объекта, указанная в документации по планировке территории подлежит отклонению, поскольку проект планировки территории разрабатывается в соответствии со статьями 41-42 ГрК РФ, утверждение также происходит в строго регламентированном порядке (статья 45 ГрК РФ), в связи с чем мнение лиц, проводивших негосударственную экспертизу, при наличии утверждённого проекта планировки территории, не имеет значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку у экспертов отсутствуют полномочия для постановки таких выводов.
Довод об отсутствии в части 13 статьи 51 ГрК РФ такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство как несоответствие проекту планировки территории, не принимается судом, поскольку проект планировки территории, исходя из вышеприведенных положений ГрК РФ, является одним из требований к строительству объекта капитального строительства, следовательно, несоответствие объекта, предполагаемого к строительству, таким требованиям является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренного частью 13 статьи 51 ГрК РФ.
С учетом изложенного, следует признать верным вывод суда первой инстанции об отсутствии основания для признания недействительным решения Администрации, изложенного в письме от 11.10.2019 N 20072/гасн, об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта.
Податель апелляционной жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции срока рассмотрения дела, дело было рассмотрено с превышением установленного статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока (свыше 15 месяцев вместо 3-х).
Согласно части 3 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к одной из задач арбитражного судопроизводства является справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом.
Частью 3 статьи 6.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при определении разумного срока судопроизводства в арбитражных судах, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в арбитражный суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников арбитражного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, а также общая продолжительность судебного разбирательства.
Таким образом, разумный срок рассмотрения дела определяется с учетом задач судопроизводства в арбитражных судах, одной из которых является справедливое судебное разбирательство, то есть объективное и правильное рассмотрение дела.
Согласно части 1 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный в настоящем абзаце срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.
Вместе с тем, срок, на который производство по делу было приостановлено или судебное разбирательство отложено в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, не включается в срок рассмотрения дела, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.
В силу части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании.
Заявление поступило в суда апелляционной инстанции 19.12.2019, определением от 17.01.2020 принято к производству, предварительное судебное заседание, назначено на 05.03.2020 года в 12 час. 00 мин.
Определениями от 05.03.2020, 20.04.2020, 25.06.2020, 05.08.2020 судебное заседание откладывалось.
Определением от 05.08.2020 судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Комплекс-проект".
В соответствии с частью 4 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, вступило в дело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда производится с самого начала.
Из пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках", следует, что в случаях, предусмотренных частью 8 статьи 46, частью 3 статьи 47, частью 3 статьи 50, частью 4 статьи 51, частью 8 статьи 130, частью 6 статьи 132, частью 6 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение дела, а в случае, определенном частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное разбирательство производится с самого начала.
В связи с этим установленный Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок рассмотрения дела начинает исчисляться заново с момента вынесения арбитражным судом определения о привлечении третьего лица к участию в деле.
Далее, определениями от 29.09.2020, 05.11.2020, 03.12.2020.ю 25.12.2020, 15.01.2021, 25.01.2021, 04.02.2021, 25.02.2021, 23.03.2021 судебное заседание откладывалось, с 17.02.2021 по 24.02.2021, и с 16.03.2021 по 19.03.2021 был объявлен перерыв.
Следовательно, с учетом вынесения судом первой инстанции определения о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица от 05.08.2020, определений об отложении судебных заседания, в том числе, в связи с необходимостью явки лиц, участвующих в деле, то срок рассмотрения дела судом первой инстанции не нарушен.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределены в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.04.2021 по делу N А76-52146/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прайд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-52146/2019
Истец: ООО "ПРАЙД"
Ответчик: Администрация г. Челябинска, Комитет градостраительства и архитектуры г. Челябинска, Управление по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска
Третье лицо: Администрация города Челябинска, ООО "КОМПЛЕКС-ПРОЕКТ"