Екатеринбург |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А71-6105/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Лукьянова В.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.03.2021 по делу N А71-6105/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседании) приняли участие представители акционерного общества "Газпром газораспределение Ижевск" (далее - общество, АО "Газпром газораспределение Ижевск") - Наговицына Ж.В. (доверенность от 19.05.2021 N 12-11/080, паспорт, диплом), Трофимова О.В. (доверенность от 13.05.2021 N 12-11/078, паспорт, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к управлению о признании незаконным и отмене постановления от 25.05.2020 N 018/04/9.21-111/2020 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и представления от 25.05.2020 N 018/04/9.21-111/2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (дело N А71-6105/2020).
АО "Газпром газораспределение Ижевск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений от 04.06.2020 N 018/04/9.21-137/2020, от 26.06.2020 N 018/04/9.21-147/2020 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (дела N А71-6826/2020, N А71-7936/2020).
Определением арбитражного суда от 07.10.2020 дела N А71-6105/2020, N А71-6826/2020 и N А71-7936/2020 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А71-6105/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная антимонопольная службы, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, Шушпанова Э.И., Родыгин Р.С., Побережный С.А., Данилова К.В., Пшеничников Д.В., Юшкова Д.В., Шемякина В.В., Сырыгин М.Л., Кирьянова Е.М., Якимова К.В., Истомина Т.Г., Травкина О.И., Киселева Е.Н., Воробьев С.А., Ашрапов Ф.Ф., Шкляева Е.И., Думкина В.Н., Ситдиков Д.Р., Ахметдинов Р.Р., Баранов С.В., Пиков А.В., Сидоров П.В., Волков Е.В., Тукмачев А.В.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.03.2021 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным и отменил постановление от 26.06.2020 N 018/04/9.21-147/2020, применив статью 2.9 КоАП РФ. Постановление от 25.05.2020 N 018/04/9.21-111/2020 признано незаконным и изменено в части назначения наказания, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб. Постановление от 04.06.2020 N 018/04/9.21-137/2020 признано незаконным и изменено в части назначения наказания, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 25.05.2020 N 018/04/9.21111/2020 суд признал незаконным в части обязания общества принять меры по отнесению заявителей по категориям строго в соответствии с пунктом 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила подключения N 1314). В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам просит указанные судебные акты изменить, признать незаконными выводы судов об отнесении заявителей ко второй категории, о применении срока подключения 1.5 года вместо 9 месяцев, а также в части применения стандартизированных ставок.
Административный орган в жалобе выражает несогласие с выводом судов о том, что заявители, являющиеся потерпевшими по названным административным делам, относятся ко второй категории. Считает, что судами при определении категории заявителей допущено неправильное толкование пункта 2 Правил подключения N 1314. Полагает, что для подключения заявителей строительство газораспределительного газопровода не требуется, подключение данных заявителей возможно посредством газопровода. По мнению подателя жалобы, неверно определив категорию заявителей, суды неправомерно делают вывод об отсутствии нарушений со стороны АО "Газпром газораспределение Ижевск" в части сроков подключения (пункт 85 Правил подключения N 1314). Полагает, что, поскольку заявители по параметрам подпадают под первую категорию, то срок для подключения ее объекта должен составлять 9 месяцев, в связи с этим указанный судами срок подключения, равный 1.5 годам, является ошибочным.
Управление считает неправомерными выводы судов о правильности расчета платы по стандартизированным ставкам. Отмечает, что необходимость строительства сети газораспределения газораспределительная организация связывает исключительно с наличием негазифицированных потребителей (соседних земельных участков), но не связывает с необходимостью строительства сети газораспределения для непосредственного подключения конкретного заявителя. Полагает, что не доказано строительство именно сети газораспределения как объекта, определение которому дано в Техническом регламенте. Указывает, что для подключения (технологического присоединения) объектов заявителей достаточно строительства газопровода (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа), это подтверждается выданными техническими условиями, договором, расчетом платы, который является неотъемлемой частью договора. В материалах дела и технических условиях отсутствуют доказательства необходимости строительства газораспределительной сети.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в управление поступили заявления граждан Пшеничниковой Д.В., Кисилевой Е.Н., Шушпановой Э.И., Родыгина Р.С., Даниловой К.З., Юшковой Д.В., Шемякиной В.В., Сырыгина М.Л, Истоминой Т.Г., Травкиной О.И., Воробьева С.А., Кирьяновой Е.М., Ашрапова Ф.Ф, Думкиной В.Н., Шкляевой Е.И., Побережного С.А., Якимовой К.В. на неправомерные действия АО "Газпром газораспределение Ижевск", выразившиеся в нарушении Правил подключения N 1314, а именно: при предъявлении обществом необоснованной платы за подключение объектов к сетям газоснабжения. Ашрапов Ф.Ф., Побережный С.А. и Пшеничников Д.В. дополнительно не согласны с указанным в проектах договоров, выданных им обществом; сроком выполнения мероприятий по подключению - 3 года.
В ходе проверочных мероприятий управлением выявлено, что все названные выше граждане в соответствии с пунктом 2 Правил подключения N 1314 по всем критериям относятся к заявителям первой категории, тогда как общество в нарушение указанной нормы отнесло их к заявителям второй категории, что повлекло за собой неправомерное определение платы за подключение по стандартизированным ставкам; нарушение в определении срока подключения, как в технических условиях, так и в проектах договоров.
По факту выявленных нарушений пунктов 2, 85 Правил подключения N 1314 административным органом составлен протокол N 018/04/9.21-111/2020 об административном правонарушении, 25.05.2020 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 018/04/9.21-111/2020, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 руб.
На основании статьи 29.13 КоАП обществу выдано представление от 25.05.2020 N 018/04/9.21-111/2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому АО "Газпром газораспределение Ижевск" необходимо принять меры, направленные на надлежащее исполнение Правил подключения N 1314, а именно: распорядительным документом руководителя (приказом) довести до сведения сотрудников АО "Газпром газораспределение Ижевск", задействованных в подготовке проектов и заключении договоров о подключении, требование: о необходимости определения сроков подключения строго в соответствии с пунктом 85 Правил подключения N 1314; применять иные сроки, отличные от общих сроков подключения (1,5 года для заявителей 2 категории, 2 года для заявителей по индивидуальному проекту и заявителей 3 категории), только если иные сроки предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон; отнесение заявителей по категориям проводить строго в соответствии с пунктом 2 Правил подключения N 1314.
По поступившим в управление заявлениям граждан Волкова Е.В., Ситдикова Д.Р., Ахметдиновой P.P., Баранова С.В., Пикова А.В., Сидорова П.В. на неправомерные действия АО "Газпром газораспределение Ижевск", выразившиеся в нарушении Правил подключения N 1314 по определению неправомерной платы за подключение объектов к сетям газоснабжения, управлением проведены проверочные мероприятия и установлено, что в нарушение пунктов 2 и 85 данных Правил заявители Пиков А.В., Сидоров В.П., Волков Е.В. необосновано отнесены обществом к заявителям второй категории и плата за подключение им определена по стандартизированным ставкам, срок подключения - 3 года. В отношении заявителей Ситдикова Д.Р., Ахметдиновой P.P., Баранова С.В. административный орган выявил, что подключение возможно только в газопровод высокого давления, в связи с чем в отношении названных лиц расчет платы по индивидуальному проекту произведен обществом правомерно. Заявителям Пикову А.В., Сидорову В.П., Волкову Е.В. в связи с неправомерным отнесением ко второй категории неверно определен срок подключения - 3 года вместо 9 месяцев; Ситдикову Д.Р., Ахметдиновой P.P., Баранову С.В. срок подключения неправомерно установлен 4 года вместо 2-х лет.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола от 07.05.2020 N 018/04/9.21-137/2020 об административном правонарушении, вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 04.06.2020 N 018/04/9.21-137/2020, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 руб.
В управление поступило заявление Тукмачевой О.В. на неправомерные действия АО "Газпром газораспределение Ижевск", выразившиеся в том, что потребитель в нарушение пунктов 2, 85 Правил подключения N 1314 необоснованно отнесен обществом ко второй категории, что повлекло за собой неправомерное определение платы за подключение по стандартизированным ставкам и нарушение в определении срока подключения в 3 года, как в технических условиях, так и в проектах договоров, в связи с чем управлением в отношении общества 11.02.2020 составлен протокол N 018/04/9.21-147/2020 об административном правонарушении, на основании которого 26.06.2020 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 018/04/9.21-147/2020, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что названные постановления, не соответствуют нормам действующего законодательства, АО "Газпром газораспределение Ижевск" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми заявлениями.
При исследовании обстоятельств дела суды пришли к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, в том числе, заключается в несоблюдении лицом порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
Услуги по транспортировке газа оказываются газораспределительными организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети (далее - ГРО), всем потребителям услуг по транспортировке газа (далее - потребитель услуг), получившим доступ к газораспределительным сетям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" Приказ ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7 "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям".
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства урегулирован Правилами подключения N 1314, в пункте 60 которых установлено, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных названными Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон).
Пунктом 83 Правил подключения N 1314 установлены существенные условия договора о подключении, к которым в частности относится размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Также размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 96 Правил подключения N 1314).
В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации" указано, что газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
Абзацем 14 пункта 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, определено понятие "сети газораспределения", которая представляет собой единый производственнотехнологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).
В соответствии с пунктом 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила охраны N 878) "распределительные газопроводы" - газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций - потребителей газа; "газопровод-ввод" - газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа.
Подпунктом "а" пункта 4 Правил охраны N 878 предусмотрено, что в состав газораспределительных сетей входят, в том числе наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой.
Исходя из указанных норм, суды верно заключили, что отличие газопровода-ввода от распределительного газопровода заключается в том, что газопровод-ввод соединяет сеть газораспределения с сетью газопотребления конкретного потребителя газа и предназначен для газоснабжения конкретного потребителя газа. Распределительный газопровод предназначен для газоснабжения множества потребителей посредством присоединенных к распределительному газопроводу нескольких газопроводов-вводов.
В силу пункта 2 Правил подключения N 1314, заявителями первой категории являются заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 42 куб. метров в час включительно с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования, ранее подключенного в данной точке подключения объекта капитального строительства, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом) и устройство пунктов редуцирования газа (при необходимости), за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту.
С учетом названной выше нормы суды обоснованно определили, что отнесение заявителя к той или иной категории возможно только при соблюдении всей совокупности критериев, предусмотренных пунктом 2 Правил N 1314, а именно: к первой категории относятся потребители, в отношении которых установлен максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 42 куб. метров в час; расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 Мпа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров; мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом) и устройство пунктов редуцирования газа (при необходимости).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее - Основные положения N 1021)из пункта 26(18) которых следует, что при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов.
В силу пункта 26(22) Основных положений N 1021, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей (с налогом на добавленную стоимость, если заявителем выступает физическое лицо, а в иных случаях без налога на добавленную стоимость) при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
С учетом изложенного, суды верно посчитали, что названной выше нормой установлен размер "льготной" платы за технологическое присоединение, а также критерии ее применения, к которым относятся: 1) часовой расход газа - не более 5 куб.м/час. для некоммерческих потребителей; 2) проектное рабочее давление - не более 0,3 Мпа, 3) расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети по прямой линии - не более 200 метров; 4) состав мероприятий по подключению - строительство газопроводов в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации.
Аналогичные положения определены в пункте 2 Методических указаниях по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 N 101э/3 (далее - Методические указания).
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о том, что заявителю, обратившемуся с заявлением о подключении (технологическом присоединении) своего объекта к сетям газораспределения, устанавливается "льготная" плата за присоединение, если соблюдаются в совокупности такие критерии, как часовой расход газа, проектное рабочее давление, расстояние до газораспределительной сети, состав мероприятий по подключению. Плата в размере не менее 20 тысяч рублей и не более 50 тысяч рублей устанавливается при условии, когда мероприятия со стороны газораспределительной организации предполагают строительство газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) протяженностью не более 200 метров.
Судами из материалов дела установлено и не оспаривается сторонами по делу, что объекты заявителей Шушпановой Э.И., Родыгина Р.С., Побережного С.А., Даниловой К.В., Пшеничникова Д.В., Юшковой Д.В., Шемякиной В.В., Сырыгина М.Л., Кирьяновой Е.М., Якимовой К.В., Истоминой Т.Г., Травкиной О.И., Киселевой Е.Н., Воробьева С.А., Ашрапова Ф.Ф., Шкляевой Е.И., Думкиной В.Н., Ситдикова Д.Р., Ахметдинова Р.Р., Баранова С.В., Пикова А.В., Сидорова П.В., Волкова Е.В., Тукмачева А.В. не включены в программы газификации Удмуртской Республики на 2019-2021 годы и на 2018-2022 годы, утвержденные распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 29.07.2019 N 885-р и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2017 N 581.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе документы, представленные гражданами с заявками на подключение, техническую документацию, условия договоров, суды установили, что в некоторых населенных пунктах утвержденная в установленном порядке органом местного самоуправления схема газоснабжения отсутствует; в некоторых такие схемы, утвержденные администрацией муниципальных образований имеются; при этом согласно данным таких схем для подключения объектов заявителей к газораспределительной сети необходимо осуществить строительство не только газопровода, но и участка распределительного газопровода, так как земельные участки заявителей располагаются в зоне застройки нескольких негазифицированных земельных участков.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суды сделали правильный вывод о том, что расчет стоимости подключения АО "Газпром газораспределение Ижевск" произведен в соответствии с приказами Минстроя УР "Об установлении стандартизированных тарифных ставок, применяемых для расчета платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения", правомерно указав на то, что приказ Минстроя УР от 22.01.2019 N 1/1, от 13.12.2019 N 27/3 (в редакции приказа от 20.12.2019 N 29/105) "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям" применяется в случае строительства только газопроводов (без устройства пунктов редуцирования газа), в случае если не требуется строительства распределительного газопровода либо мероприятия по строительству распределительного газопровода учтены в программе газификации на соответствующий год.
Кроме того, установив нахождение спорных объектов капитального строительства в зоне негазифицированных земельных участков, в связи с чем необходимо строительство участка распределительного газопровода для подключения названных объектов к сети газораспределения, суды верно заключили, что в отношении объектов, принадлежащих указанным лицам, критерии для установления "льготной" платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения не соблюдаются, сделав правильный вывод о том, что названные заявители не подпадают под "льготную" категорию заявителей, определенную в пункте 26 (22) Основных положений N 1021.
Таким образом, установив, что во всех случаях существует необходимость строительства распределительного газопровода (его части), указанные мероприятия отсутствуют в программе газификации, суды обоснованно пришли к выводу о правомерности отнесения обществом ко второй категории спорных заявителей.
С учетом изложенного доводы управления в данной части судом кассационной инстанции отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм материального права и противоречащие материалам дела.
Правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что при рассмотрении административных дел, в рамках которых вынесены оспариваемые постановления, управлением не исследован вопрос технологии подключения в каждом конкретном случае, не опровергнуты доводы общества о необходимости строительства газораспределительной сети.
Доказательств, опровергающих данный вывод судов, управлением в материалы дела суду не представлено.
Довод управления о том, что для подключения заявителей, признанных потерпевшими в рамках административных дел, строительство газораспределительного газопровода не требуется, подключение заявителей возможно посредством газопровода, рассмотрен судом апелляционной инстанции и обоснованно не принят как не подтвержденный конкретными документами, представленными заявителями, полученными административным органом самостоятельно и исследованными в рамках административных дел.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии у административного органа оснований вменения в действиях общества нарушение пункта 26(22) Основных положений N 1021.
С учетом установленного, суды правильно сделали вывод о недоказанности состава вменяемого обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в части установления платы за подключение к газораспределительным сетям.
Недоказанность административным органом наличия в действиях АО "Газпром газораспределение Ижевск" по установлению платы за подключение к газораспределительным сетям состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении в данной части.
На основании изложенного суды обоснованно признали незаконным оспариваемое обществом представление от 25.05.2020 N 018/04/9.21-111/2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 25.05.2020 N 018/04/9.21-111/2020 в части возложения на общество обязанности принять меры по устранению данного нарушения, касающегося определения категории заявителей.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы управления и отмены или изменения обжалуемых судебных актов в указанной части у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 85 Правил подключения N 1314 срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать (с учетом положений пункта 85(3) этих Правил): а) 8 месяцев - для заявителей первой категории; в) 1,5 года - для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон; г) 2 года - для заявителей, плата за технологическое присоединение которых устанавливается по индивидуальному проекту, а также для заявителей третьей категории, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.
Как верно определили суды, по смыслу приведенных положений установленные сроки осуществления мероприятий по подключению - 1,5 года, 2 года являются обязательными; иные сроки - не более 3-х и 4-х лет устанавливаются при наличии условий, предусмотренных пунктом 85 Правил подключения N 1314.
С учетом изложенного, суды правильно указали, что данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления газораспределительной организацией как сильной стороной в договоре с потребителем услуги. Произвольное увеличение предусмотренных законом сроков объективно ущемляет охраняемые законом интересы той стороны, на защиту которой эта норма направлена (в данном случае - интересы потребителей - физических лиц).
Проанализировав доказательства, представленные в материалы дела, суды установили, что отнеся указанных граждан, обратившихся за подключением к газораспределительным сетям, ко второй категории заявителей (кроме Ситдикова Д.Р., Ахметдиновой Р.Р., Баранова С.В. - плата за технологическое присоединение которых установлена по индивидуальному проекту), общество установлен во всех направленных ими проектах договоров срок подключения - 3 года (за исключением Баранова С.В., в проекте договора которого срок подключения указан - 4 года), обоснованно признав доказанным наличие в таких действиях АО "Газпром газораспределение Ижевск" нарушения подпункта "в" пункта 85 Правил подключения N 1314, которым срок для заявителей второй категории установлен 1,5 года.
Доказательства наличия в указанных случаях инвестиционных программ или соглашений с заявителями, которые бы предусматривали иные сроки подключения, а также объективных причин для установления большего срока проведения мероприятий по подключению, по сравнению с установленными Правилами подключения N 1314, обществом в материалы дела, суду не представлены.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что АО "Газпром газораспределение Ижевск" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением антимонопольного органа от 06.08.2018 N ЕС06-07/2018-29А, вступившем в законную силу 18.12.2018 (штраф оплачен 19.02.2019).
Таким образом, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, судами обоснованно сделан вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ суды установили доказанным материалами дела вины общества во вменяемом ему административном правонарушении.
Суды верно указали на то, что обществом не предприняты своевременные меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на соблюдения требований действующего законодательства, как и что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми для общества препятствиями, судами не установлено и материалы дела не содержат.
Таким образом, принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих во включении АО "Газпром газораспределение Ижевск" в проекты договоров не предусмотренного Правилами подключения N 1314 срока выполнения мероприятий по подключению потребителей, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности материалами дела наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судами не установлено.
Постановление вынесено с соблюдением установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценив фактические обстоятельства по делу об административном правонарушении N 018/04/9.21-147/2020, приняв во внимание, что постановление от 26.06.2020 в рамках данного дела вынесено по результатам рассмотрения жалобы одного потребителя, не согласившегося с ценой за подключение, а не со сроком подключения; договор с Тукмачевым А.В. не заключен, заявка аннулирована, в связи с чем указание в направленном проекте договора срока подключения 3 года никаких правовых последствий не повлекло, существенной угрозы для общества, государства и охраняемых государством общественных отношений не содержит, существенного вреда интересам государства не причинило, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости наказания, суды обоснованно пришли к выводу о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием в отношении общества.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Вместе с тем признавая незаконными оспариваемые постановления от 25.05.2020 N 018/04/9.21-111/2020 и от 04.06.2020 N 018/04/9.21-137/2020 в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 300 000 руб., суды правомерно исходили из того, что административный штраф в указанном размере является законным, обоснованным, соответствующим тяжести совершенного правонарушения и обеспечивающим достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Оснований для переоценки данного вывода судов, у суда кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования в данной части.
Все доводы административного органа, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу выражают несогласие заявителя жалобы с произведенной судами оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может быть положено в основу отмены принятых по делу законных судебных актов по результатам кассационного производства. Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законных судебных актов. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм материального права или процессуальных нарушений, в том числе влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.03.2021 по делу N А71-6105/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив фактические обстоятельства по делу об административном правонарушении N 018/04/9.21-147/2020, приняв во внимание, что постановление от 26.06.2020 в рамках данного дела вынесено по результатам рассмотрения жалобы одного потребителя, не согласившегося с ценой за подключение, а не со сроком подключения; договор с Тукмачевым А.В. не заключен, заявка аннулирована, в связи с чем указание в направленном проекте договора срока подключения 3 года никаких правовых последствий не повлекло, существенной угрозы для общества, государства и охраняемых государством общественных отношений не содержит, существенного вреда интересам государства не причинило, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости наказания, суды обоснованно пришли к выводу о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием в отношении общества.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Вместе с тем признавая незаконными оспариваемые постановления от 25.05.2020 N 018/04/9.21-111/2020 и от 04.06.2020 N 018/04/9.21-137/2020 в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 300 000 руб., суды правомерно исходили из того, что административный штраф в указанном размере является законным, обоснованным, соответствующим тяжести совершенного правонарушения и обеспечивающим достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 октября 2021 г. N Ф09-7028/21 по делу N А71-6105/2020