Екатеринбург |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А47-16230/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Лазарева С.В., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Центр по выплате пенсии и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области (далее - Центр ПФР) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.04.2021 по делу N А47-16230/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу 11.10.2021 от Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области в Арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве, в котором заявитель со ссылкой на статью 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просит произвести замену истца - Государственное учреждение - Центр по выплате пенсии и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области, исследовав представленные в обоснование ходатайства документы: лист записи Единого государственного реестра юридических лиц, выданный налоговым органом 04.10.2021, и установив, что указанные документы подтверждают перемену лица в материальном правоотношении в связи с реорганизацией предприятия в форме присоединения к другому юридическому лицу, считает, что заявление о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
На основании изложенного следует произвести замену истца - Государственное учреждение - Центр по выплате пенсии и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (далее - ОПФР по Оренбургской области).
Центр ПФР обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Агентсервис" (далее - общество "Агентсервис") о взыскании 21 733 руб. 71 коп. убытков (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Самойленко Виктор Васильевич, Азимбаева Альфира Ахмадиевна, Даутова Любовь Михайловна (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.04.2021 в удовлетворении исковых требований Центра ПФР отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Центр ПФР просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить иск о взыскании в пользу истца ущерба в размере 21 733 руб. 71 коп., ссылаясь на нарушение норм метательного права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что в целях расчета пенсии с применением повышающего коэффициента для неработающих пенсионеров территориальный орган Пенсионного фонда учитывает исключительно сведения индивидуального (персонифицированного) учета, содержащиеся в формах СЗВ-М. Указывает на то, что статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) не установлена обязанность Пенсионного фонда осуществлять проверку факта работы пенсионеров, тем более в период принятия решения об индексации пенсии. Обращает внимание на то, что своевременное представление отчетности по форме СЗВ-М, подтверждающей факт работы Самойленко В.В., Даутовой Л.М., Азимбаевой А.А. с февраля 2020 года, не препятствует принятию решений о перерасчете пенсии в сторону увеличения, принимаемых на основании статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в связи с отсутствием сведений об их работе за январь 2020 года., поскольку статья 26.1 Закона N 400-ФЗ обязывает органы ПФР в случае возобновления пенсионерами трудовой деятельности не уменьшать им размер пенсии, а продолжать выплачивать ее в размере, пересчитанном ранее в сторону увеличения в связи с прекращением пенсионерами трудовой деятельности в предыдущий период.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов судов первой и апелляционной инстанций ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, Самойленко В.В., Даутова Л.М., Азимбаева А.А. являются получателями страховой пенсии по старости в соответствии с Законом N 400-ФЗ.
В связи с наличием сведений о работе пенсионеров, представляемых страхователем обществом "Агентсервис" за период по декабрь 2019 года, выплаты пенсий с учетом перерасчетов в связи с применением установленных нормативными правовыми актами пенсионных коэффициентов им не производились.
Вместе с тем отчетность за январь 2020 года, в котором указанные физические лица состоят в перечне застрахованных лиц, представлена ответчиком с нарушением срока, а именно 13.03.2020, что повлекло за собой необоснованность выплаты указанным лицам пенсии в большем размере, пересчитанной с учетом корректировки размера страховой пенсии в связи с увеличением с 01.04.2017 стоимости пенсионного коэффициента.
Впоследствии управлением принято решение о пересмотре размера пенсии в сторону уменьшения, и с 01.05.2020 пенсия названным лицам выплачивается без учета перерасчета пенсии.
Установив, что за период с 01.01.2020 по 30.04.2020 Самойленко В.В. истцом излишне выплачена пенсия в размере 4 109 руб. 08 коп., Даутовой Л.М. - в размере 12 626 руб. 20 коп., Азимбаевой А.А. - в размере 12 243 руб., всего - 28 978 руб. 28 коп., пенсионный фонд направил в адрес общества требования о возмещении излишне выплаченных сумм пенсии.
Задолженность обществом была погашена в части, в отношении Самойленко В.В. в размере 1 027 руб. 27 коп., остаток задолженности в размере 3 081 руб. 81 коп., в отношении Даутовой Л.М. в размере 3 156 руб. 55 коп., остаток задолженности в размере 9 469 руб. 65 коп., в отношении Азимбаевой А.А. в размере 3 060 руб. 75 коп., остаток задолженности в размере 9 182 руб. 25 коп. Остаток задолженности за период с 01.01.2020 по 30.04.2020 составил 21 733 руб. 71 коп., что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат ОПС в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали ОПС в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
С 01.01.2016 в силу статьи 7 Закона N 385-ФЗ факт осуществления работы устанавливался на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
С 01.04.2016 вступили в действие изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее ФЗ-27).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закон N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ, действовавшей до 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми срок представления отчетности увеличен с 10-го до 15-го числа месяца. Указанные изменения, согласно статье 24 указанного Закона вступили в законную силу с 01.01.2017.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации "Обязательства вследствие причинения вреда".
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила), пунктом 84 которых установлено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом от 15.12.2001 о пенсионном страховании, производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях.
В соответствии с пунктом 85 Правил определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона о страховых пенсиях, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случаях, предусмотренных частью 9 и 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 6 и 7 статьи 16 Закона о страховых пенсиях и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях (пункт 88 Правил).
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона страховых пенсиях (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона о страховых пенсиях, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Как установлено судом, отчетность по форме СЗВ-М с типом "исходная" за январь 2020 года, согласно которой Самойленко В.В., Даутова Л.М., Азимбаева А.А. состоят в перечне застрахованных лиц, получена истцом от ответчика 13.03.2020.
Однако решение о перерасчете пенсий Самойленко В.В., Даутовой Л.М., Азимбаевой А.А. принято Центром ПФР 16.03.2020. Отчетность по форме СЗВ-М за январь 2020 года, содержащая сведения о продолжении работы застрахованных пенсионеров - Самойленко В.В., Даутова Л.М., Азимбаева А.А. представлена в Центр ПФР до вынесения распоряжения о перерасчете пенсии.
Судами принят во внимание факт своевременной сдачи ответчиком дальнейшей отчетности за февраль, март, апрель 2020 с данными об указанных пенсионерах. Надлежащие сведения по форме СЗВ-М за последующие периоды, в том числе за февраль, март, апрель 2020 обществом представлялись в установленные сроки.
Таким образом, управление с февраля 2020 владело информацией о том, что пенсионеры Самойленко В.В., Даутова Л.М., Азимбаева А.А. фактически не прекратили осуществление трудовой деятельности в обществе. Между тем управление не воспользовалось сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, в основу принятого решения об индексации и последующей выплаты положен исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за один период - январь 2020 года.
Принимая во внимание изложенное выше, суды пришли к верному выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями общества "Агентсервис" по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М и причиненным пенсионному фонду ущербом виде излишне выплаченных сумм пенсии.
Кассационная жалоба заявителя не содержит доводов, свидетельствующих о несоответствии выводов судов установленным ими обстоятельствам по делу, а изложенные в ней доводы повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, и основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.04.2021 по делу N А47-16230/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Центр по выплате пенсии и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области - без удовлетворения.
Произвести замену стороны по настоящему делу: Государственного учреждения - Центр по выплате пенсии и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона страховых пенсиях (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона о страховых пенсиях, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 октября 2021 г. N Ф09-7246/21 по делу N А47-16230/2020