Екатеринбург |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А34-15540/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.,
при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационные жалобы Администрации города Кургана (далее - администрация, заявитель), акционерного общества "Курганский центральный рынок" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 15.04.2021 по делу N А34-15540/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Каменская И.С. (доверенность от 16.04.2019 N 1603);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - управление, антимонопольный орган) - Вохменцев А.С. (доверенность от 11.01.2021 N 1);
общества - Саласюк Е.В. (доверенность от 16.11.2019);
Дмитриенковой О.В. - лично (паспорт), Шангина И.А. (доверенность от 16.01.2020).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к управлению о признании предупреждения от 07.09.2020 N 16 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 15.04.2021 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным предупреждения антимонопольного органа, ссылаясь на то, что судом первой инстанции допущено процессуальное нарушение при приобщении к материалам дела письма Правительства Курганской области от 16.10.2015 N 02-09-1449. Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами неверно истолкованы положения Порядка организации деятельности ярмарок на территории Курганской области, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 10.07.2007 N 280 (далее - Порядок N 280), не учтено, что действующее законодательство не предусматривает такого понятия как "исключительная функция по организации ярмарки", а также что администрацией соблюдены в полной мере требования действующего законодательства в части организации совместных ярмарок. Кроме того, администрация отмечает, что вывод судов о наделении общества какими-либо функциями органа местного самоуправления неверен; обществом представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие, что ему принадлежат строения и сооружения, расположенные на месте проведения ярмарки, следовательно, общество является полноправным организатором совместной ярмарки, для проведения которой им представлено имущество, соответствующее требованиям Порядка.
Общество "Курганский центральный рынок" в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, заявление администрации удовлетворить, ссылаясь на то, что оно вправе было выступать в качестве организатора совместной ярмарки, как юридическое лицо, имеющее в собственности сооружения, строения, расположенные на территории ярмарок, а потому отсутствует факт создания необоснованных преимуществ при осуществлении коммерческой деятельности.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 20.01.2020 N 114 утверждено соглашение от 16.01.2020 о взаимодействии по организации совместных ярмарок с обществом по адресам: площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников (по схеме); проспект Машиностроителей, 3 "а" (по схеме); улица Выгонная (по схеме).
В соответствии с пунктом 4 соглашения, стороны совместно разрабатывают и утверждают план мероприятий по организации ярмарок и схему размещения торговых мест на ярмарках, определяют режим работы ярмарок, порядок организации ярмарок, порядок предоставления мест на ярмарках.
Пунктами 5 - 7 соглашения предусмотрено, что общество обеспечивает прием заявок от участников ярмарок и оформление договоров с продавцами (исполнителями) о предоставлении мест на ярмарке для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), размещение участников ярмарок согласно заключенным договорам и схеме расположения мест, предоставление необходимой информации участникам ярмарок и населению города, принимает оперативные меры по устранению возникающих конфликтных ситуаций при размещении участников ярмарок и обслуживании потребителей. Общество обеспечивает оборудование торговых мест, организацию уборки территории, вывоз мусора, организацию временных стоянок для парковки личного автотранспорта, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги; перечисляет в бюджет города Кургана 12% от суммы платы за предоставленные торговые места по результатам заключенных договоров с продавцами (исполнителями) ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом на счет Управления Федерального казначейства по Курганской области.
В связи с поступлением в антимонопольный орган обращения Дмитриенковой О.В. по вопросу о законности взимания обществом платы за торговое место на территории Некрасовского рынка (проспект Машиностроителей, 3 "а"; ул. Выгонная), управлением в адрес администрации вынесено предупреждение от 07.09.2020 N 16 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с этим предупреждением, в действиях администрации установлено нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившееся в наделении администрацией общества функцией органа местного самоуправления по организации ярмарок по адресам: площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников (по схеме); проспект Машиностроителей, 3 "а" (по схеме); ул. Выгонная (по схеме), путем заключения соглашения о взаимодействии по организации совместных ярмарок, утвержденного Постановлением Администрации от 20.01.2020 N 114, что создает данному хозяйствующему субъекту необоснованные преимущества при осуществлении коммерческой деятельности. Администрации было предложено в срок до 20.10.2020 отменить постановление от 20.01.2020 N 114 и принять меры по организации ярмарок в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) и Порядком N 280.
Не согласившись с этим предупреждением, администрация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспоренного ненормативного правового акта закону.
Апелляционный суд, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, счел, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского поселения.
В силу части 1.1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15, и 16 этого Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
Пунктом 1.4 статьи 2 Положения об Администрации города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 26.09.216 N 188 предусмотрено, что администрация создает условия для обеспечения жителей города Кургана услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 6 Закона N 381-ФЗ, органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В силу положений Закон N 381-ФЗ одной из форм организации торговли являются ярмарки.
Статьей 11 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи. Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке. Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней. Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством). Размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 N 280 утвержден Порядок организации деятельности ярмарок на территории Курганской области, которым предусмотрена возможность проведения совместных ярмарок двумя или более организаторами на основании заключенных соглашений о взаимодействии при организации ярмарки (пункт 2). При этом порядок заключения указанных соглашений, перечень требований к организаторам совместных ярмарок не установлен, в связи с чем, к организаторам совместных ярмарок подлежат применению общие требования, установленные Порядком.
В соответствии с Порядком N 280, организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке (пункт 3). Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней (пункт 4).
Решение о проведении ярмарки оформляется правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Курганской области при размещении ее на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, а также, если организатором ярмарки, в том числе совместной, является соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования Курганской области.
В правовом акте указывается тип (в случае проведения ярмарки по продаже товаров), место, срок проведения ярмарки (пункт 5).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели выступают организаторами ярмарки при организации ярмарок на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности данных хозяйствующих субъектов (пункт 7).
Таким образом, Порядком определены лица, которые могут обладать правами организатора ярмарки: при ее размещении на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности - органы местного самоуправления муниципального образования Курганской области; при организации ярмарок на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности хозяйствующих субъектов - данные хозяйствующие субъекты.
Аналогичное толкование пунктов 5 и 7 Порядка N 280 дано судами трех инстанций при рассмотрении дел N А34-4205/2014 и N А34-11143/2016, а также в письме Правительства Курганской области от 16.10.2015 N 02-09-1449/вх.
С учетом изложенного, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судами установлено, что анализ перечня имущества, находящегося в собственности общества, не позволяет прийти к выводу о том, что оно является собственником строения или сооружения, в котором может быть организована ярмарка, по смыслу пункта 7 Порядка N 280, следовательно, оснований для передачи обществу полномочий организатора ярмарки не имелось.
Кроме того, судами верно отмечено, что нахождение указанного имущества общества на земельных участках, на которых предусмотрено проведение ярмарок, обусловлено исключительно осуществлением обществом в предшествующие периоды деятельности по организации ярмарок в рамках ранее заключенных им с администрацией соглашений от 18.03.2011 N 2042, от 20.07.2015 N 5492, которые были отменены на основании законных предписаний антимонопольного органа (что установлено в судебном порядке).
Также судами принято во внимание, что пунктом 18 раздела 4 Порядка N 280 предусмотрены обязанности организатора ярмарки. Так организатор ярмарки обязан: заключить договор с продавцом (исполнителем) о предоставлении места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке; организовать работу ярмарки в строгом соответствии с противопожарными, санитарными, ветеринарными и экологическими нормами; обеспечить необходимые условия для нормального функционирования ярмарки, в том числе надлежащее санитарное состояние мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), оснащение мест проведения ярмарки контейнерами для сбора мусора, урнами и туалетами; принять оперативные меры по устранению возникающих конфликтных ситуаций при обслуживании потребителей; установить в специально отведенном месте контрольные весы, если специализацией ярмарки предусмотрена продажа весовых товаров; организовать временные стоянки для парковки личного автотранспорта и регулирование движения в местах проведения ярмарки; организовать уборку территории и вывоз мусора после завершения деятельности ярмарки.
Во исполнение пункта 4 главы 2 Соглашения Постановлениями администрации от 13.07.2020 N 3979, от 13.07.2020 N 3978, от 13.07.2020 N 3980 утверждены Планы мероприятий, Порядки организации ярмарок и схемы размещения торговых мест на ярмарках, расположенных по адресам: площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников; проспект Машиностроителей, 3 "а"; ул. Выгонная, в соответствии с которыми функции организатора ярмарки по приему заявок от участников ярмарки, по оформлению и заключению договоров о предоставлении торговых мест на ярмарке, для продажи товаров (выполнение работ, оказания услуг), по размещению участников ярмарки согласно заключенным договорам и схеме расположения мест на ярмарке, по оборудованию торговых мест, по организации уборки территории и вывозу мусора, переданы исключительно обществу.
Вместе с тем, положения части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ содержат запрет на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, независимо от объема переданных полномочий (полного или частичного).
В данном случае администрацией общество в нарушение пунктов, 5, 7 Порядка было определено в качестве организатора ярмарок, на которого Соглашением возложены определенные обязанности, связанные с организацией торговли на ярмарках, в связи с чем, антимонопольный орган правомерно усмотрел в действиях администрации признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций являются законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений судами норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, как и влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 3, 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
По своей сути доводы кассационных жалоб повторяют изложенную в ходе рассмотрения дела позицию администрации и общества по спору, основаны на иной, отличной от изложенной в судебных актах оценки судами представленных в материалы дела доказательств и обстоятельств дела, и при этом уже были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 15.04.2021 по делу N А34-15540/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации города Кургана, акционерного общества "Курганский центральный рынок" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение пункта 4 главы 2 Соглашения Постановлениями администрации от 13.07.2020 N 3979, от 13.07.2020 N 3978, от 13.07.2020 N 3980 утверждены Планы мероприятий, Порядки организации ярмарок и схемы размещения торговых мест на ярмарках, расположенных по адресам: площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников; проспект Машиностроителей, 3 "а"; ул. Выгонная, в соответствии с которыми функции организатора ярмарки по приему заявок от участников ярмарки, по оформлению и заключению договоров о предоставлении торговых мест на ярмарке, для продажи товаров (выполнение работ, оказания услуг), по размещению участников ярмарки согласно заключенным договорам и схеме расположения мест на ярмарке, по оборудованию торговых мест, по организации уборки территории и вывозу мусора, переданы исключительно обществу.
Вместе с тем, положения части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ содержат запрет на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, независимо от объема переданных полномочий (полного или частичного).
В данном случае администрацией общество в нарушение пунктов, 5, 7 Порядка было определено в качестве организатора ярмарок, на которого Соглашением возложены определенные обязанности, связанные с организацией торговли на ярмарках, в связи с чем, антимонопольный орган правомерно усмотрел в действиях администрации признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 октября 2021 г. N Ф09-7424/21 по делу N А34-15540/2020