Екатеринбург |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А07-17083/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А. Д.,
судей Абозновой О. В., Громовой Л. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Центр общественной безопасности" городского округа город Уфа МКУ "Центр общественной безопасности (далее - МКУ "Центр общественной безопасности") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.03.2021 по делу N А07-17083/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Публичное акционерное общество "Башинформсвязь" (далее - ПАО "Башинформсвязь") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к МКУ "Центр общественной безопасности" о взыскании задолженности в размере 2 089 296 рублей 94 копейки.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.03.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением, МКУ "Центр общественной безопасности" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
МКУ "Центр общественной безопасности" считает, что указывает на отсутствие в период март - май 2019 года актов выполненных работ и первичных документов на оплату. В ответ на письмо учреждения от 26.03.2019 от общества были получены документы в рамках контракта. Обращает внимание, что в спорный период были отключены видеокамеры, что свидетельствует о совершении истцом действий по прекращению муниципального контракта. Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не предусмотрена закупка услуг связи по предоставлению каналов связи у единственного поставщика, на территории Республики Башкортостан находится не менее 8 провайдеров по предоставлению каналов связи. Отказ ответчика от контракта по истечении срока его действия не поступал, поскольку в договоре установлен срок его действия. Рассматриваемые правоотношения не подпадают по действие части 4 статьи 51.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". Учреждение действует в пределах выделенных лимитов бюджетных средств. На учреждение не возлагается разрешение вопросов, связанных с гражданской обороной. Учреждение не согласно с расчетом суммы исковых требований, предлагает руководствоваться контрактами, заключенными 13.05.2019 и 20.05.2019.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Из материалов дела следует и установлено судами, что 21.12.2018 между учреждением (Заказчик) и обществом (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 0301300247618001279-0489400-01, в соответствии с которыми предметом контракта является оказание услуг по предоставлению каналов связи.
Исполнитель обязуется оказать услуги по предоставлению каналов связи (далее - услуги), согласно техническому заданию (Приложение N 1 к контракту), являющемуся неотъемлемой частью контракта, а заказчик - принять результаты услуг и обеспечить оплату на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 1.3. контракта сроки оказания услуг: с 01 января 2019 года по 28 февраля 2019 года.
Место оказания услуг в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) по месту нахождения исполнителя и заказчика (п. 1.4 контракта).
Цена контракта составляет 1 393 200 рублей, указана с учетом расходов на уплату налогов и других обязательных платежей, всех затрат и расходов, предусмотренных условиями исполнения контракта. Финансирование осуществляется из бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2019 год.
В соответствии с п. 4.3. контракта заказчик обеспечивает оплату в форме безналичного расчета, ежемесячно по факту оказания услуг в течение 30 календарных дней после подписания акта об оказании услуг, на основании первичных документов на оплату.
Истец указывает, что по окончанию срока оказания услуг новый контракт заключен не был, но объекты видеонаблюдения учреждения не были отключены от каналов связи ПАО "Башинформсвязь" в связи с отсутствием отказа от услуг связи со стороны ответчика.
Таким образом, учреждение продолжило пользоваться услугами связи по предоставлению каналов связи по месту нахождения истца и ответчика, а истец продолжил обеспечивать ответчика выделенной канальной емкостью, эквивалентной синхронному каналу связи со скоростью передачи данных согласно техническому заданию для каждого объекта ответчика без ограничения трафика с маршрутизацией информационных потоков между точками, указанными в техническом задании.
В период с марта по май 2019 года ПАО "Башинформсвязь" оказало учреждению услуги по предоставлению каналов связи по лицевым счетам 302001133143, 302001133143, 30201134646 на общую сумму 2 089 296 рублей 94 копейки.
Ответчиком оплата оказанных услуг произведена не была.
Каких-либо письменных обращений со стороны учреждения в адрес ПАО "Башинформсвязь" о прекращении оказания услуг по предоставлению каналов связи в указанный период не поступало.
Объем и стоимость оказанных услуг подтвержден расшифровками показаний оборудования связи за период с марта 2019 по май 2019 года.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 17.10.2019 с требованием оплатить задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об оказании истцом в период с марта по май 2019 услуг на общую сумму 2 089 296 рублей 94 копейки, по истечении срока действия контракта ответчик продолжил пользоваться предоставляемыми истцом услугами связи, факт оказания истцом услуг связи не опроверг, претензий по качеству, объему и стоимости оказанных услуг не заявил. В рассматриваемой ситуации отношения между сторонами носили длящийся и регулярный характер, оказание услуг было необходимо, направлено на защиту охраняемого публичного интереса, поэтому общество не могло отказаться от выполнения данных действий даже при отсутствии контракта или по истечении срока его действия.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены в Федеральном законе от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
Статьей 44 Закона о связи предусмотрено, что на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
В соответствии со статьей 51 Закона о связи оказание услуг связи для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг связи, заключаемого в форме государственного или муниципального контракта в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в объеме, соответствующем объему финансирования предусмотренных соответствующими бюджетами расходов на оплату услуг связи.
Согласно части 4 статьи 51.1 Закона о связи при исполнении государственного контракта на оказание услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанный государственный контракт, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика.
Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи (часть 2 статьи 54 Закона о связи).
В силу пункта 44 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 N 32, основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные соединения по сети передачи данных (сеансы связи) являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого оператором связи для учета объема оказанных услуг связи по передаче данных.
Согласно статьям 4, 21 Закона о связи отношения в области связи регулируются также правовыми актами Президента Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В силу части 3 статьи 109 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) оператор связи не вправе отказаться от возложенной на него обязанности по оказанию услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Между обществом и учреждением заключен муниципальный контракт, в соответствии с которыми общество оказывало учреждению услуги по предоставлению каналов связи для подключения объектов видеонаблюдения к каналам связи согласно Техническому заданию, а заказчик обязался принять результаты услуг и обеспечить оплату на условиях, предусмотренных контрактом.
Указанный контракт заключен учреждением во исполнение муниципальной программы "Безопасный город" в г. Уфа Республике Башкортостан.
Постановлением Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.03.2016 N 369 утверждена Муниципальная подпрограмма "Развитие системы общественной безопасности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (Приложение N 4), в соответствии с которой учреждение является ответственным исполнителем указанной муниципальной подпрограммы.
Цель данной муниципальной программы является профилактика правонарушений и обеспечение общественной безопасности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Задачи: профилактика правонарушений в жилом секторе, среди несовершеннолетних, в сфере благоустройства и обеспечение общественной безопасности в местах массового пребывания граждан; развитие и эксплуатация подсистемы видеонаблюдения аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
Программа "Безопасный город" - это интегрированная комплексная система, предназначенная для решения задач обеспечения правопорядка, видеомониторинга, охраны собственности и безопасности граждан.
Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования (распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р).
На основании приведенных положений суды пришли к верному выводу о том, что муниципальный контракт заключен и услуги после истечения срока его действия оказывались исполнителем в целях выполнения заказчиком обязанностей по муниципальной программе "Развитие системы общественной безопасности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Таким образом, фактическое оказание услуг обществом по предоставлению каналов связи осуществлялось не только во исполнение законодательства в области связи, но и с учетом фактического поведения заказчика, совершавшего в спорный период действия, свидетельствующие о его намерении к заключению контракта и оплате фактически оказанных услуг.
Следовательно, истец на регулярной основе продолжал оказание спорных услуг, не терпящих отлагательства до момента заключения муниципального контракта в установленном порядке (13.05.2019 и 20.05.2019).
В связи с чем, суды признали доказанным факт оказания обществом учреждению услуг связи на сумму 2 089 296,94 рублей за март - май 2019 г. Данный факт подтверждается расшифровками соответствующих услуг по лицевым счетам абонента, справками о сумме задолженности за услуги связи.
При этом в спорный период между сторонами отсутствовал муниципальный контракт, регулирующий порядок расчетов, при этом в связи с фактическим потреблением услуг ответчик знал (не мог не знать) об оказании услуг, их объеме и стоимости, следовательно, действуя разумно и добросовестно имел возможность своевременно (в разумные сроки) оплатить оказанные услуги; не исполнил ответчик и претензионных требований истца.
Довод о неверном определении суммы иска, необходимости учета периодического перерыва в подключении, а также учета контрактов, заключенных 13.05.2021 и 20.05.2021 подлежит отклонению на основании следующего.
В силу статей 779, 781 ГК РФ исполнение обязательств сторон по договору возмездного оказания услуг носит встречный характер (статья 328 ГК РФ), где на стороне заказчика лежит обязанность оплатить исполнителю оказанные им услуги в сроки и порядке, предусмотренные таким договором.
Оплате подлежат фактически оказанные услуги (статья 781 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 54 Закона о связи основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
Таким образом, детализация (расшифровка) соединений является надлежащим доказательством оказания услуг связи (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Истец в материалы дела представил детализации (расшифровки) соединений за спорный период, содержащие сведения о периоде оказания услуг, их объеме и стоимости, что применительно к пункту 2 статьи 54 Закона о связи является достаточным доказательством оказания спорных услуг.
Доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений, отраженных в представленной истцом детализации соединений, либо подтверждающих иной объем потребленных услуг, ответчиком в материалы дела не представлено (статья 9, 65 Арбитражного кодекса Российской Федерации). Материалы дела также не содержат и доказательств предъявления ответчиком в спорный период мотивированных претензий истцу о ненадлежащем качестве или по объему оказываемых услуг, а также их стоимости.
При этом способ расчета исковых требований, предложенный ответчиком (деление общей платы на количество объектов (150 шт.) и на количество дней оказания услуг за вычетом периода неисправностей) не отвечает ни условиям заключенного ранее контракта, определяющего стоимость оказанной услуги без применения математических формул, а также положениям Закона о связи.
Кроме того, представленный журнал учета отказов и неисправностей технических средств при наличии детализации оказываемых услуг и в отсутствие направляемых в спорный период претензий в адрес общества, не может являться безусловным доказательством факта отсутствия оказания услуг в определенный период.
В соответствии с разъяснениями пункта 23 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при истечении срока действия государственного (муниципального) контракта или превышении его максимальной цены в случаях, когда из существа обязательства (например, договор хранения) следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение после истечения срока действия государственного (муниципального) контракта или при превышении его максимальной цены.
Таким образом, принимая обжалуемые судебные акты, суды верно исходили из того, в рассматриваемой ситуации отношения между сторонами носили длящийся и регулярный характер, оказание услуг было необходимо, направлено на защиту охраняемого публичного интереса, поэтому общество не могло отказаться от выполнения данных действий даже при отсутствии муниципального контракта или по истечении срока его действия.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали правовую оценку доводам заявителя, вновь приведенным в кассационной жалобе, иная оценка обстоятельств дела которого не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.03.2021 по делу N А07-17083/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по тому же де оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Центр общественной безопасности" городского округа город Уфа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Д. Тимофеева |
Судьи |
О.В. Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истец в материалы дела представил детализации (расшифровки) соединений за спорный период, содержащие сведения о периоде оказания услуг, их объеме и стоимости, что применительно к пункту 2 статьи 54 Закона о связи является достаточным доказательством оказания спорных услуг.
...
В соответствии с разъяснениями пункта 23 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при истечении срока действия государственного (муниципального) контракта или превышении его максимальной цены в случаях, когда из существа обязательства (например, договор хранения) следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение после истечения срока действия государственного (муниципального) контракта или при превышении его максимальной цены."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 октября 2021 г. N Ф09-7068/21 по делу N А07-17083/2020