Екатеринбург |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А71-13524/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Дегтерева Антона Николаевича на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.02.2021 по делу N А71-13524/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), приняли участие:
представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике - Сабирова А.А. (доверенность от 31.12.2020 N 114);
предприниматель Дегтерев А.Н., паспорт.
Индивидуальный предприниматель Дегтерев Антон Николаевич обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Удмуртской Республике) о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета от 22.09.2020 N КУВД-001/2020/15318430/1, возложении на Управление Росреестра по Удмуртской Республике обязанности провести государственный кадастровый учет по заявлению от 16.09.2020 N КУВД-001/2020-15318430 об изменении площади земельного участка с кадастровым номером 18:26:041671:5, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Братская, 197, на основании межевого плана, подготовленного административным истцом от 16.09.2020.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.12.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (далее - Управление имущественных отношений), Вахрушева Наталья Олеговна.
Решением суда от 12.02.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Дегтерев А.Н. просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Заявитель указывает, что представленными в материалы дела документами не подтверждается наличие красных линий, обязанность доказывая их наличия лежит на ответчике, указывает, что технический паспорт не является надлежащим документов, на основании которого могут устанавливаться границы земельного участка. Заявитель ссылается на неправильное применение судами части 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", поскольку объект искусственного происхождения на местности существует более 15 лет, данный факт никем не оспаривается. Считает, что вывод судов обеих инстанций о наличии в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка ошибочны.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Удмуртской Республике просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Вахрушева Н.О. является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:26:041671:5, площадью 603 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Братская, 197, о чем 04.09.2007 в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации права N 18-18-01/050/2007-955.
Первоначально данный участок, общей площадью 603 кв. м был предоставлен в собственность Султангареевой М.С. на основании постановления Администрации Ленинского района г. Ижевска N 2627 от 13.11.1998 (свидетельство на право собственности на землю от 16.12.1998 N 040830).
В отношении указанного земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет. Земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 18:26:041671:5 - 16.12.1998, при этом, границы данного участка в установленном законом порядке до настоящего времени не уточнены.
В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о том, что границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не были установлены.
Для установления и уточнения местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 18:26:041671:5 Вахрушева Н.О. обратилась к кадастровому инженеру Дегтереву А.Н.
Между предпринимателем Дегтеревым А.Н. и Вахрушевой Н.О. заключен договор подряда на проведение работ по установлению границ земельного участка (межевания), подготовке межевого плана, необходимого для проведения кадастрового учета в Управлении Росреестра по Удмуртской Республике N Ч от 12.09.2020.
В Управление Росреестра по Удмуртской Республике 16.09.2020 поступило заявление Вахрушевой Н.О. о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 18:26:041671:5 в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ. К заявлению приложен межевой план от 16.09.2020, выполненный кадастровым инженером Дегтеревым А.Н.
В соответствии с указанным межевым планом уточнены характерные точки и координаты земельного участка; его уточненная площадь составила 673 +/- 9.08 кв. м (по сведениям из ЕГРН - 603 кв. м).
Из раздела "Заключение кадастрового инженера" названного межевого плана следует, что в ходе выполнения кадастровых работ по уточнению границ и площади вышепоименованного земельного участка было выявлено его расположение в функциональной градостроительной зоне ЖЗ-1 (Правила землепользования и застройки г. Ижевска, утвержденные решением Городской Думы г. Ижевска N 344 от 27.11.2007), предельные размеры земельного участка в которой 400 кв. м - минимальная площадь, 1500 кв. м - максимальная. Уточнение границ земельного участка, по мнению кадастрового инженера, выполнено в соответствии с требованиями части 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ). Границей земельного участка с N 18:26:041671:5 является фактически существующая граница на местности, существующая более пятнадцати лет и закрепленная на местности забором. Граница земельного участка по точкам 7, н8, 1 закреплена и проходит по кирпичному забору, установленному более 15 лет назад. Кроме того, уточнение границ происходит уже в сложившихся границах по учтенным земельным участкам.
По результатам рассмотрения заявления Вахрушевой Н.О. 22.09.2020 государственным регистратором принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета изменений в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ до 22.12.2020, о чем вынесено уведомление N КУВД-001/2020-15318430/1.
В соответствии с данным уведомлением основанием для приостановления государственного кадастрового учета послужила подготовка межевого плана не в соответствии с Требованиями к его подготовке, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, а именно, регистрирующим органом установлено, что граница уточняемого земельного участка проходит по землям неразграниченной государственной собственности, увеличивается за счет них. В связи с этим Управлением Росреестра по Удмуртской Республике направлен запрос о согласовании границ в Управление имущественных отношений, а действия по государственному кадастровому учету приостановлены до 22.12.2020.
От Управления имущественных отношений в адрес Управления Росреестра по Удмуртской Республике 30.09.2020 поступил ответ исх. N 01-21/10463 на межведомственный запрос от 23.09.2020, в котором Управление имущественных отношений со ссылками на содержащиеся в его архиве данные (акт) установления местоположения границ земельного участка по ул. Братская, 197, площадью 603 кв. м, согласно которым граница в точках 7-н8-н1-2 является смежной с землями общего пользования, сообщило об отклонении от согласования представленных документов, в том числе актов согласования местоположения границ, поскольку уточнение, согласно прилагаемому графику, происходит за счет земель общего пользования.
В качестве приложения к своему ответу Управление имущественных отношений направило в адрес заинтересованного лица копию акта от 08.12.1995 установления (восстановления) границ земельного участка.
Согласно дополнительному отзыву Управления Росреестра по Удмуртской Республике на заявление, установив из представленной информации, что уточнение земельного участка происходит за счет территорий общего пользования, что недопустимо и противоречит действующему законодательству, в связи с неустранением причин, послуживших приостановлению государственной регистрации, 22.12.2020 государственным регистратором было принято решение об отказе в государственном кадастровом учете изменений.
Полагая, что уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель Дегтерев А.Н., действующий в порядке положений статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение заинтересованного лица о приостановлении государственного кадастрового учета от 22.09.2020 N КУВД-001/2020-15318430/1 принято в соответствии с действующим законодательством, а представленный в материалы дела межевой план имеет пороки в части уточнения площади земельного участка с кадастровым номером 18:26:041671:5.
При этом суд исходил из того, что кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:041671:5 осуществлен 16.12.1998; сведения о земельном участке с кадастровым номером 18:26:041671:5 внесены в ГКН, как о ранее учтенном земельном участке, на основании акта от 08.12.1995, которым установлены границы спорного земельного участка, согласованные собственником данного объекта и также определенные в т. 1-2 по существующему на местности забору. В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что Вахрушева Н.О., приобретая спорный земельный участок, приобретала его в границах существующих координат, и критически отнесся к представленным пояснениям соседей относительно располагающегося по границе земельного участка с землями общего пользования в течение 15 лет забора.
Кроме того, установив, что уточнение земельного участка фактически обуславливается присоединением к названному объекту недвижимости земель в границах неразграниченной государственной собственности, используемых в качестве земель общего пользования - улица Братская; на данных землях осуществляется проезд и проход неограниченного круга лиц, суд сделал вывод о том, что предоставление названных земель в собственность правообладателя земельного участка с кадастровым номером 18:26:041671:5 создаст угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, а действия правообладателя, в результате которых осуществляется самовольный перенос частей объектов, располагающихся в пределах границ земельного участка, самовольный захват земель государственной или муниципальной собственности, используемых в качестве земель общего пользования, не может служить основаниями для уточнения границ такого земельного участка и приводить к увеличению его площади.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, поддержал выводы суда первой инстанции. Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что 22.12.2020 государственным регистратором принято решение об отказе в государственном кадастровом учете изменений и признание оспариваемого приостановления незаконным не приведет к восстановлению прав заявителя. Заявление о кадастровом учете от 16.09.2020 уполномоченным органом рассмотрено и законных оснований для повторного рассмотрения управлением данного заявления при наличии не признанного незаконным отказа заинтересованного лица не имеется.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 1 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно статье 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу ч. 4 ст. 29 указанного Закона государственный регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.
Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав.
В статье 26 названного Закона приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ) и форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ).
Основанием для приостановления осуществления кадастрового учета явилось установление несоответствия представленного вместе с заявлением межевого плана Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" в соответствии с частью 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке.
Согласно пункту 82 Требований к оформлению графической части межевого плана Приказа N 921, в случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (земельных участков) или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется Акт согласования. В результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ нескольких смежных земельных участков количество Актов согласования должно соответствовать количеству уточняемых земельных участков.
В силу части 1 статьи 42.8 Федерального закона N 221-ФЗ уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ, в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 настоящего Федерального закона.
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 42.6 Федерального закона N 221-ФЗ для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ могут использоваться материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и пространственные данные федерального фонда пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, фондов пространственных данных субъектов Российской Федерации, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, органах местного самоуправления поселений, документы о правах на землю и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков.
Из положений пункта 4 части 1 статьи 42.8 Федерального закона N 221-ФЗ следует допустимость увеличения площади земельного участка в результате уточнения местоположения его границ.
В пункте 16 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016) также разъяснено, что в случае, если в результате определения границ земельного участка площадь увеличивается не более допустимых пределов, такое уточнение границ признается соответствующим законодательству о кадастровом учете.
Как усматривается из материалов дела, уточнение сведений о спорном участке связано с изменением площади земельного участка и изменением описания местоположения его границ, в обоснование чего представлен межевой план, подготовленный заявителем.
В разделе "Заключение кадастрового инженера" названного межевого плана указано, что "уточненная площадь земельного участка составляет 603 кв.м., что на 70 кв.м. больше чем согласно сведениям, содержащимся в ГКН. Кроме того, местоположения уточненных границ земельного участка обосновано, в том числе описанием объекта искусственного происхождения - кирпичного забора, установленного более 15 лет назад, которым закреплены на местности границы земельного участка по точкам 7, н8, 1.
Регистрирующим органом установлено и Управлением имущественных отношений в ответ на межведомственный запрос о согласовании границ подтверждено, что уточнение, согласно прилагаемому графику в точках 7-н8-н1-2, происходит за счет земель общего пользования - улица Братская. На данных землях осуществляется проезд и проход неограниченного круга лиц.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В силу части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Регистрирующий орган правомерно исходил из того, что по границам, существующим на местности пятнадцать лет и более, определение возможно, только если нет сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В рассматриваемом случае спорный земельный участок был образован и предоставлен в определенных границах и площадью.
Согласно представленным в материалы дела документам, в том числе постановлению Администрации Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики N 2627 от 13.11.1998 о предоставлении первоначальному собственнику Султангареевой М.С. спорного земельного участка по ул. Братской, д. 197, кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:041671:5 осуществлен 16.12.1998; границы земельного участка установлены в натуре по т.1-2 забору, т.2-3 меже с участком N 195, т.3-4 забору с участком Б.Хмельницкого 194а, т.4-1 меже и забору с участком N 199, также определены координаты поворотных точек границ названного земельного участка ( л.д. 49). Площадь земельного участка согласно названному акту от 08.12.1995 составляет 603,09 кв.м. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 18:26:041671:5 внесены в ГКН на основании акта от 08.12.1995, как о ранее учтенном земельном участке.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о том, что межевой план от 16.09.2020 составлен без учета местоположения границ земельного участка при его образовании; границы земельного участка определены Дегтеревым А.Н. без учета документации по планировке территории, в результате чего, часть спорного земельного участка в предложенных координатах располагается на землях общего пользования.
Поскольку местоположение земельного участка в межевом плане определено без учета вышеприведенных обстоятельств, уточнение границ в точках 7-н8-н1-2 происходит за счет земель общего пользования, что противоречит положениям пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы муниципального образования, а также неопределенного круга лиц, суды правильно указали на отсутствие у регистрирующего органа оснований для государственного кадастрового учета изменений на основании представленного межевого плана, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций обосновано отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, судом апелляционной инстанции правомерно отмечено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь своей целью их восстановление.
Заявитель в качестве восстановления его прав и законных интересов в случае удовлетворения заявленных требований просил обязать Управление Росреестра по Удмуртской Республике провести государственный кадастровый учет по заявлению от 16.09.2020 N КУВД-001/2020-15318430 об изменении площади земельного участка на основании межевого плана, подготовленного Дегтеревым А.Н.
Между тем в настоящее время и на момент оценки судом законности уведомления Управления Росреестра по Удмуртской Республике о приостановлении государственного кадастрового учета изменений заинтересованное лицо 22.12.2020 отказало в учете изменений объекта недвижимости и признание оспариваемого приостановления не приведет к восстановлению прав заявителя. Заявление о кадастровом учете от 16.09.2020 уполномоченным органом рассмотрено и законных оснований для повторного рассмотрения управлением данного заявления при наличии не признанного незаконным отказа заинтересованного лица не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе об ошибочности выводов судов о наличии в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, о неправильном применении к правоотношениям сторон части 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", были предметом исследования судов обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, указанные доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.02.2021 по делу N А71-13524/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Дегтерева Антона Николаевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
...
Поскольку местоположение земельного участка в межевом плане определено без учета вышеприведенных обстоятельств, уточнение границ в точках 7-н8-н1-2 происходит за счет земель общего пользования, что противоречит положениям пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы муниципального образования, а также неопределенного круга лиц, суды правильно указали на отсутствие у регистрирующего органа оснований для государственного кадастрового учета изменений на основании представленного межевого плана, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций обосновано отказали в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 октября 2021 г. N Ф09-6542/21 по делу N А71-13524/2020