Екатеринбург |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А60-6958/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Лукьянова В.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ГАЗЭКС" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2021 по делу N А60-6958/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "ГАЗЭКС" - Тингаев А.С. (доверенность N 006-04/2021 от 30.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - Чепурин А.В. (доверенность N 224 от 23.07.2021, диплом о высшем юридическом образовании).
Акционерное общество "ГАЗЭКС" (далее - АО "ГАЗЭКС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - УФАС по Свердловской области, административный орган) от 17.08.2018 по делу об административном правонарушении N 03-17/167-2018.
Решением Федеральной антимонопольной службы от 22.01.2021 постановление УФАС по Свердловской области от 17.08.2018 по делу об административном правонарушении N 03-17/167-2018 изменено в части размера штрафа, подлежащего взысканию с 600 000 руб. до 400 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2021, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, признать постановление УФАС по Свердловской области от 17.08.2018 N 03-17/167-2018 незаконным, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов кассационной жалобы общество указывает на отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения. Поскольку между АО "ГАЗЭКС" и НКП по газификации СНТ "АВИАРЕМОНТНИК" "АР-ГАЗ" (далее - СНТ "АВИАРЕМОНТНИК") возникли отношения по врезке и пуску газа в сети газораспределения то есть отношения по подключению газораспределительных сетей к газораспределительным сетям. В рамках указанных правоотношений, в том числе в части требований к составу документов, предоставляемых в ГРО для осуществления такого подключения, по мнению заявителя, законом не урегулированы. Договор о подключении в случае присоединения "сеть-сеть" не заключается, плата является нерегулируемой, следовательно, требования пункта 72 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (запрет на истребование документов, не предусмотренных Правилами) на отношения по врезке и пуску газа в газораспределительную сеть не распространяются.
В представленном отзыве на кассационную жалобу административный орган мотивированно возражает на доводы, просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и видно из материалов дела УФАС по Свердловской области 17.08.2018 вынесено постановление N 03-17/167-2018, согласно которому АО "ГАЗЭКС" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением ФАС России от 22.01.2021 по жалобе общества, размер штрафа снижен до 400 000 руб., в остальной части постановление оставлено без изменения.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьями 2.1, 2.9, 4.6, 9.21 КоАП РФ и Правилами N 1314, приняв во внимание, что ранее общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как установлено судами при рассмотрении дела, СНТ "АВИАРЕМОНТНИК" 30.10.2013 обратилось в ЗАО "ГАЗЭКС" (согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО "ГАЗЭКС" преобразовано в форме реорганизации в АО "ГАЗЭКС") с заявлением на выдачу технических условий подключения (присоединения) объекта капитального строительства к газораспределительной сети.
ЗАО "ГАЗЭКС" 20.11.2013 выданы заявителю технические условия N 3/3.5-1/692/А, согласно которым срок подключения объекта к газораспределительной сети при наличии действующей системы газоснабжения в месте подключения объекта газоснабжения на дату выдачи технических условий составляет не позднее одного месяца после подписания комиссией акта приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта, устранения всех замечаний в соответствии со СНиП 42-01-2002, СП 62.13330.2011.
В соответствии с подписанным актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы "Распределительный газопровод Сысертского района урочище "Развязка" СНТ "АВИАРЕМОНТНИК". Газоснабжение. Наружные газопроводы" объект принят с сентября 2014 года без каких-либо замечаний.
НЮ1 по газификации СНТ "АВИАРЕМОНТНИК" 12.12.2014 заключило договор с АО "Уральские газовые сети" на врезку и пуск газа в построенный газопровод по адресу: Свердловская обл., Сысертский р-н, урочище "Развязка".
Поскольку газ не был пущен, СНТ "АВИАРЕМОНТНИК" 23.08.2017 обратился в АО "ГАЗЭКС" с просьбой принять меры к его скорейшему пуску.
Ответным письмом АО "ГАЗЭКС" сообщило, что построенный заявителем объект газоснабжения является линейным объектом сети газораспределения и, в соответствии с положениями статей 55 и 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, затребовало у СНТ "АВИАРЕМОНТНИК" разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Такие действия АО "ГАЗЭКС" явились основанием для жалобы со стороны СНТ "АВИАРЕМОНТНИК" в административный орган.
Проверяя законность оспариваемого постановления административного органа, суды правомерно исходили из следующего.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определяют Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Согласно пункту 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);
б) выдача технических условий;
в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении);
г) заключение договора о подключении;
д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;
е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);
ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 1314 в редакции от 25.08.2017 запрос о предоставлении технических условий должен содержать:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя, его организационно-правовую форму, местонахождение и почтовый адрес (для юридического лица) либо фамилию, имя, отчество, местожительство и почтовый адрес (для физического лица (индивидуального предпринимателя);
б) планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
в) планируемую величину максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек;
г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;
д) информацию о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации или о наличии права собственности на реконструируемые объекты сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.
Пунктом 8 Правил 1314 установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к запросу о предоставлении технических условий.
Пунктом 69 Правил 1314 установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявке о заключении договора о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем.
Согласно пункту 71 Правил N 1314 в случае если заявитель ранее не получал технические условия, к заявке о подключении (технологическом присоединении) дополнительно к документам, указанным в пункте 69 настоящих Правил, прилагаются следующие документы:
а) ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта;
б) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок;
в) расчет максимального часового расхода газа (не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров).
Пунктами 56, 60 установлено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Согласно пункту 72 Правил N 1314 (в ред. от 25.08.2017) исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
Поскольку согласно положениям Правил N 1314 при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения в числе обязанностей заявителя предоставление исполнителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусмотрено, действия АО "ГАЗЭКС", заключающиеся в требовании такого разрешения, правомерно расценены судами как нарушающие пункт 72 Правил N 1314.
Рассматривая спор, судами принято во внимание, что объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, составляет нарушение данным субъектом правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, распределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Поскольку объективных и чрезвычайных препятствий к исполнению требований законодательства не установлено, вина АО "ГАЗЭКС" доказана в соответствии с критериями виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, установив, что общество ранее привлекалось к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, суды пришли к правильному выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Административным органом нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не допущено.
Правовых оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и основания для снижения размера штрафа на основании статьи 4.1 КоАП РФ судами не выявлено.
Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По смыслу Правил N 1314 применительно к данному случаю, требуемый СНТ "АВИАРЕМОНТНИК" допуск к сетям АО "ГАЗЭКС" представляет собой возможность подключения газопровода именно как объекта капитального строительства к существующей сети газоснабжения, в связи с чем в данном случае положения Правил N 1314 применены административным органом и судами правильно. Поскольку согласно пункту 2 Правил N 1314 в понятие "подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" включена вся совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения, доводы подателя жалобы об обратном, справедливо отклонены судом апелляционной инстанции, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2021 по делу N А60-6958/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "ГАЗЭКС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовых оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и основания для снижения размера штрафа на основании статьи 4.1 КоАП РФ судами не выявлено.
...
По смыслу Правил N 1314 применительно к данному случаю, требуемый СНТ "АВИАРЕМОНТНИК" допуск к сетям АО "ГАЗЭКС" представляет собой возможность подключения газопровода именно как объекта капитального строительства к существующей сети газоснабжения, в связи с чем в данном случае положения Правил N 1314 применены административным органом и судами правильно. Поскольку согласно пункту 2 Правил N 1314 в понятие "подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" включена вся совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения, доводы подателя жалобы об обратном, справедливо отклонены судом апелляционной инстанции, как основанные на ошибочном толковании норм материального права."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2021 г. N Ф09-7477/21 по делу N А60-6958/2021