Екатеринбург |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А60-62117/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н.С.,
судей Вербенко Т.Л., Тимофеевой А.Д.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества в Свердловской области, ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.04.2021 по делу N А60-62117/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Зайнутдинов Артур Фирузович (далее - предприниматель Зайнутдинов А.Ф., истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ТУ Росимущества в Свердловской области о взыскании за счет средств федерального бюджета неосновательного обогащения в сумме 102 064 руб. 29 коп., составляющего стоимость услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Североуральск, улица 50 лет СУБРа, 41, за период с октября 2017 года по июнь 2018 года, а также законной неустойки в сумме 23 002 руб. 07 коп., начисленной за период с 11.12.2017 по 05.04.2020, с продолжением ее начисления с 02.01.2021 по день фактического исполнения денежного обязательства (с учетом уточнения предмета иска в части периода взыскания неустойки, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 05.04.2021 исковые требования удовлетворены:
с ответчика в пользу истца взысканы долг в сумме 102 064 руб. 29 коп., пени в сумме 23 002 руб. 07 коп. с продолжением их начисления на сумму долга в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации начиная с 02.01.2021 по день фактической уплаты долга, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4752 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
ТУ Росимущества в Свердловской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы отмечает, что приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63 утверждено Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, согласно которому ТУ Росимущества в Свердловской области осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества только в части осуществления управления (пункт 4.1.1) и контроля (пункт 4.1.2), в связи с чем действия, не поименованные в перечне полномочий, выходят за рамки его компетенции.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что ответчик является бюджетным учреждением и не имеет в распоряжении собственных денежных средств, обращение взыскания денежных средств с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Свердловской области финансируется за счет средств федерального бюджета. ТУ Росимущества в Свердловской области как главному распорядителю бюджетных средств денежные средства на цели содержания казны Российской Федерации не доведены, ТУ Росимущества в Свердловской области не имеет возможности самостоятельно осуществлять выплаты, производить работы, заказывать услуги и пр.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с октября 2017 года по июнь 2018 года управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Североуральск, улица 50 лет СУБРа, 41, осуществляло общество с ограниченной ответственностью "Соцэнерго" (далее - общество "Соцэнерго"), оказывая в том числе услуги по содержанию и ремонту его общего имущества (выписка из реестра лицензий Свердловской области Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области).
В указанном многоквартирном доме находятся нежилые помещения, являющиеся защитными сооружениями - убежищами (противорадиационными укрытиями).
Статус подвальных помещений в многоквартирных жилых домах по указанным адресам как защитных сооружений гражданской обороны подтвержден представленными истцом паспортами убежища (противорадиационного укрытия).
Договор управления многоквартирным домом между обществом "Соцэнерго" и ответчиком не заключен.
Расчет по услуге "содержание и текущий ремонт" произведен исходя из площади соответствующих объектов гражданской обороны и тарифов, утвержденных постановлениями администрации Североуральского городского округа от 17.11.2016 N 1399, от 19.03.2018 N 279 "Об установлении ставок платы за жилое помещение" по ставкам 14,59 руб./кв. м и 15,45 руб./кв. м.
На основании протокола от 08.09.2020 N 58294 между обществом "Соцэнерго" в лице конкурсного управляющего Захаровой Ю.А. (цедент) и победителем торгов Авериным О.Н. (цессионарий) заключен договор уступки права требования от 05.11.2020, по условиям пункта 1.1 которого цедент уступает цессионарию права требования, принадлежащие цеденту, к гражданам и юридическим лицам на общую сумму 63 133 767 руб. 32 коп., в том числе задолженность по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту по спорному помещению за заявленный период (приложение N 1 к договору).
По чекам-ордерам от 02.09.2020, 05.11.2020 цессионарием произведена оплата приобретенных прав требования.
Авериным О.Н. (цедент) и предпринимателем Зайнутдиновым А.Ф. (цессионарий) заключен договор уступки права требования от 01.12.2020, согласно пункту 1.1 которого цедент уступает цессионарию права требования к гражданам и юридическим лицам на общую сумму 63 133 767 руб. 32 коп.
Перечень должников, адресов объектов должников, периодов образования задолженности и размера задолженности в отношении каждого должника указаны в приложении N 1 к договору уступки права требования от 01.12.2020, в частности указана задолженность в сумме 102 064 руб. 29 коп. за период с октября 2017 года по июнь 2018 года по помещению площадью 762,3 кв. м по адресу: город Североуральск, улица 50 лет СУБРа, 41.
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности за оказанные услуги по содержанию жилья и ремонту общего имущества многоквартирного дома, наличие у него права требования образовавшейся задолженности в связи с заключением договора цессии, предприниматель Зайнутдинов А.Ф. с соблюдением претензионного порядка урегулирования спора обратился в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, признали требования предпринимателя Зайнутдинов А.Ф. правомерными и обоснованными.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
На основании пункта 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты (пункт 1 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указали суды, истцу передано право требования задолженности, возникшей в связи с оказанием спорных услуг ответчику, а также неустойки.
Защитные сооружения гражданской обороны в силу норм Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 относятся к федеральной собственности.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании положений частей 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома возложено на собственников помещений в таком доме, при этом доля обязательных расходов на содержание общедомового имущества каждого собственника определяется его долей в праве общей собственности на указанное имущество.
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункте 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно части 2, 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Положениями пунктов 28, 39 Правил N 491 предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме является одинаковым и устанавливается решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов либо в случае отсутствия такого решения органом местного самоуправления (части 7, 8 статьи 156, часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Расходы управляющей организации на оказание услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества, исходя из сущности указанных правоотношений, подразумевают внесение соответствующей платы всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, что исключает обязанность управляющей организации доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Расчет стоимости услуг представляет собой арифметическую операцию по умножению суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев (постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из наличия у ответчика обязанности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Североуральск, улица 50 лет СУБРа, 41, в котором находятся нежилые помещения, являющиеся защитными сооружениями - убежища (противорадиационные укрытия), принадлежащие Российской Федерации, а также отсутствия доказательств надлежащего исполнения указанной обязанности, пришли к выводу о правомерности заявленного истцом требования о взыскании спорной задолженности.
Как указали суды, расчет суммы оказанных ответчику услуг по содержанию и ремонту общего имущества правомерно произведен истцом исходя из площади соответствующих объектов гражданской обороны и тарифов, установленных органами местного самоуправления в соответствующие периоды.
Доказательств внесения обществу "Соцэнерго" или истцу соответствующей платы за оказанные в спорный период услуги ответчиком не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды взыскали с ответчика в пользу истца задолженность в сумме 102 064 руб. 29 коп.
Учитывая, что ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, суды также признали обоснованным и удовлетворили требование истца о взыскании с ответчика неустойки за период с 11.12.2017 по 05.04.2020 в сумме 23 002 руб. 07 коп. (статьи 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Представленный расчет неустойки судами проверен и признан правильным. Арифметическая правильность расчета неустойки ответчиком не оспорена, контррасчет не представлен (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Требование истца о взыскании с ответчика неустойки по день фактической уплаты долга начиная с 02.01.2021 удовлетворено судами на основании пункта 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Довод ответчика об отсутствии лимитов бюджетных обязательств отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрено ограничение права подачи искового заявления, связанное с особенностями бюджетных отношений, ответчик не представил доказательств в подтверждение доводов в соответствии со статьей 404 Гражданского кодекса Российской Федерации. Сам по себе факт недофинансирования со стороны собственника имущества не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика в исполнении обязанности, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя об отсутствии у него возможности самостоятельно осуществлять выплаты, производить работы, заказывать услуги, ввиду отсутствия денежных средств, выделенных на эти цели, апелляционным судом отклонен по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, полномочия собственника в отношении федерального имущества от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Согласно пункту 5.47 данного Положения Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций.
Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет указанные полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, которым в Свердловской области является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Территориальное управление в силу пункта 4 названного Положения осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Свердловской области.
С учетом вышеизложенного ссылка ответчика на то, что целевое выделение денежных средств на содержание защитных сооружений гражданской обороны федеральным бюджетом не предусмотрено, не принята апелляционным судом, поскольку обязательство собственника нежилых помещений по оплате спорных услуг возникает у него в силу закона.
Согласно положениям статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества в Свердловской области не является самостоятельной стороной по настоящему спору, участвует в настоящем деле не от своего имени и в своих интересах, а как орган государственной власти, выступающий от имени Российской Федерации в защиту ее прав и законных интересов. ТУ Росимущества в Свердловской области лишь осуществляет функции представителя Российской Федерации в суде.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку ТУ Росимущества в Свердловской области выступает в настоящем деле от имени Российской Федерации как орган государственной власти, осуществляющий полномочия собственника помещений в многоквартирных домах, иск в отношении ответчика удовлетворен судами правомерно.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, и по своей сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами первой и апелляционной инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали правовую оценку доводам ответчика, вновь приведенным в кассационной жалобе, иная оценка обстоятельств дела которого не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.04.2021 по делу N А60-62117/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Васильченко |
Судьи |
Т.Л. Вербенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, полномочия собственника в отношении федерального имущества от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
...
Согласно положениям статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества в Свердловской области не является самостоятельной стороной по настоящему спору, участвует в настоящем деле не от своего имени и в своих интересах, а как орган государственной власти, выступающий от имени Российской Федерации в защиту ее прав и законных интересов. ТУ Росимущества в Свердловской области лишь осуществляет функции представителя Российской Федерации в суде.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 октября 2021 г. N Ф09-7229/21 по делу N А60-62117/2020