Екатеринбург |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А76-20157/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Беляевой Н. Г., Тороповой М. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бураковского Антона Леонидовича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2021 по делу N А76-20157/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Бураковского Антона Леонидовича - Митрофанова Е.Н.(доверенность от 22.06.2017);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Стукаленко С.Н. (доверенность от 18.01.2021).
Индивидуальный предприниматель Бураковский Антон Леонидович (далее - предприниматель Бураковский А.Л.) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - управление) о признании недействительным решения от 04.03.2020 N 74-0-1-170/3036/2019-7807 об отказе в государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:1486 в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с "размещение объектов улично-дорожной сети" на "для индивидуального жилищного строительства. Размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей)"; об обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:1486 в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с "размещение объектов улично-дорожной сети" на "для индивидуального жилищного строительства. Размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей)".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Сосновского муниципального района, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района, Администрация Кременкульского сельского поселения.
Решением суда первой инстанции от 14.04.2021 в удовлетворении заявления предпринимателя Бураковского А. Л. отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Бураковский А.Л. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Заявитель отмечает, что выводы судов о злоупотреблении заявителем правом, выразившемеся в том, что, приобретая в собственность земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:1486 с видом разрешенного использования - размещение объектов улично-дорожной сети, предприниматель Бураковский А.Л. выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с данным видом разрешенного использования, при этом собственник не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельных участков, сделаны без учета того обстоятельства, что земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:1486 всегда находился в частной собственности, в связи с чем не может быть отнесен к земельным участкам (территории) общего пользования. По мнению заявителя, использование земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:1486 для проезда само по себе не является основанием для вывода об отнесении такого земельного участка к участкам (территории) общего пользования. Замощение земельного участка представляет собой лишь улучшение полезных свойств этого земельного участка, заключающееся в приспособлении его для удовлетворения нужд ограниченного круга лиц, пользующихся данным участком.
Также заявитель ссылается на вывод судов общей юрисдикции, изложенный в судебных актах (дела N 3а-2/2020, N 3а-179/2019) о том, что земельный участок не может быть отнесен к землям общего пользования, поскольку он мог бы быть землей общего пользования после прекращения права частной собственности на данный земельный участок. По мнению заявителя, то обстоятельство, что в 2014 г. у земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:826 (размежеван на 74:19:1106001:1486 и 74:19:1106001:1487) изменился вид разрешенного использования с "отдельно стоящие жилые дома усадебного типа и коттеджи на одну семью с приусадебными участками" на "размещение объектов улично-дорожной сети", не свидетельствует о том, что с этого момента земельный участок стал относиться к территории общего пользования. Заявитель настаивает на том, что изначально земельный участок площадью с кадастровым номером 74:19:1106001:624 категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование "отдельно стоящие жилые дома, усадебного типа и коттеджи на одну семью с приусадебными участками" - относился к территориальной зоне (01 12 03 В1) усадебной и коттеджной застройки, блокированной застройки села Кременкуль (южная часть) и в соответствии с новой классификацией видов разрешенного использования земельных участков должен был иметь обобщенный код по классификатору вида разрешенного использования - 2.0 (жилая застройка), которая включает такой вид разрешенного использование как "для индивидуального жилищного строительства".
Управление представило письменные пояснения на кассационную жалобу заявителя, полагает несостоятельными доводы заявителя, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу предпринимателя Бураковского А.Л. - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу пункта 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ приостановление осуществления государственной регистрации (ограничения прав) может быть обжаловано заинтересованным лицом в суде.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В подпункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется понятие красных линий как линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. Соответственно, красные линии - это элементы планировочной структуры муниципального образования, отграничивающие территории общего пользования от территорий необщего пользования.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Основанием для установления красных линий в силу статьи 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (пункт 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории.
Пунктом 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что текстовая часть проекта межевания территории должна включать в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что предприниматель Бураковский А.Л. является собственником земельного участка площадью 11 424 кв. м, кадастровый номер 74:19:1106001:1486, расположенного по адресу: г. Челябинская область, Сосновский район, запись регистрации права собственности, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Указанный земельный участок имеет категорию земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение объектов улично-дорожной сети.
Предприниматель Бураковский А.Л. 22.11.2019 обратился в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" Росреестра по Челябинской области с заявлением N 74-0-1-170/3036/2019-7807 об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:1486 в части изменения вида разрешенного использования с "размещение объектов улично-дорожной сети" на "для индивидуального жилищного строительства. Размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей)".
Управлением по итогам рассмотрения заявления предпринимателя Бураковского А.Л. принято решение от 03.12.2019 N 74-0-1-170/3036/2019-7807 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в связи с необходимостью запросить дополнительные документы.
С целью получения информации об отнесении земельного участка (территории) в документации по планировке территории (в проекте планировки и межевания территории) к земельным участкам общего пользования для беспрепятственного пользования неограниченного круга лиц органом регистрации прав управлением направлен запрос в Администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области (Управление архитектуры и строительства).
Согласно представленному ответу от 03.02.2020 N 27 Управление архитектуры и строительства Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:1486 в соответствии с проектом планировки территории, утверждённым постановлением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 21.08.2019 N 1651, относится к землям общего пользования.
Далее с целью получения информации о внесении изменений в проект планировки территории в части изменения статуса земель общего пользования указанного земельного участка управление 21.02.2020 N 4855 направило запрос в Администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области (Управление архитектуры и строительства), ответ на который не поступил.
Оценив документы, управление пришло к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:1486 в соответствии с проектом планировки территории относится к землям общего пользования. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и соответственно градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки. Фактически испрашиваемое изменение разрешенного вида использования возможно на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об изменении разрешенного вида использования на "для индивидуального жилищного строительства. Размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей)".
Управлением 04.03.2020 принято решение (уведомление) N 74-0-1-170/3036/2019-7807 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Полагая, что данное решение не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы предпринимателя Бураковского А.Л., заявитель обратился в суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды приняли во внимание, что предприниматель Бураковский А.Л. обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" по Челябинской области, в котором просил: - признать технической ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости о виде (группе) разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:826 "Жилые улицы, проезды" (ширина проезда - не менее 6 м) и применение 13-й группы видов функционального использования земель; - установить, что правильным видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:826 является "Для общего пользования (уличная сеть)", что относится к 16-й группе видов функционального использования земель; - признать технической ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости о виде (группе) разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:826 "Размещение объектов улично-дорожной сети" и применение 13-й группы видов функционального использования земель; - установить, что правильным видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:826 является "Земельные участки (территории) общего пользования (размещение объектов улично-дорожной сети", что относится к 16-й группе видов функционального использования земель; - признать технической ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости о виде (группе) разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:19:11006001:1447 "Размещение объектов улично-дорожной сети" и применение 13-й группы видов функционального использования земель; - установить, что правильным видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 74:19:11006001:1447 является "Земельные участки (территории) общего пользования (размещение объектов улично-дорожной сети", что относится к 16-й группе видов функционального использования земель; - признать технической ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости о виде (группе) разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:19:11006001:1486 "Размещение объектов улично-дорожной сети" и применение 13-й группы видов функционального использования земель; - установить, что правильным видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 74:19:11006001:1486 является "Земельные участки (территории) общего пользования (размещение объектов улично-дорожной сети", что относится к 16-й группе видов функционального использования земель; - признать технической ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости о виде (группе) разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N 74:19:11006001:1487 "Размещение объектов улично-дорожной сети" и применение 13-й группы видов функционального использования земель; - установить, что правильным видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 74:19:11006001:1487 является "Земельные участки (территории) общего пользования (размещение объектов улично-дорожной сети", что относится к 16-й группе видов функционального использования земель; - установить, что решение суда является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости для земельных участков с кадастровыми номерами: - 74:19:1106001:826, имеющий статус "архивный" на период с 01.01.2016 по 19.01.2018; - 74:19:1106001:826, имеющий статус "архивный" на период с 15.02.2018 по 28.05.2019; - 74:19:11006001:1447 на период с 23.05.2019 по 31.10.2019; - 74:19:11006001:1486 на период с 31.10.2019; - 74:19:11006001:1487 на период с 31.10.2019.
Вступившим в законную силу решением Челябинского областного суда от 24.09.2020 по делу N 3а2/2020 (3а-179/2019) в удовлетворении административного искового заявления Бураковского А.Л. отказано.
При рассмотрении дела N 3а-2/2020 (3а-179/2019) Челябинским областным судом установлены следующие обстоятельства.
На государственный кадастровый учет 10.12.2012 поставлен земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:826 площадью 18 962+/-48 кв. м состоящий из 4-х контуров, расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - "Отдельно стоящие жилые дома усадебного типа и коттеджи на одну семью с приусадебными участками", кадастровой стоимостью 10 840 765 руб. 02 коп.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 22.09.2014 земельному участку с кадастровым номером 74:19:1106001:826 изменен вид разрешенного использования на "Жилые улицы, проезды (ширина проезда - не менее 6 м)", кадастровая стоимость определена в сумме 1 руб.
Исходя из сведений выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 19.01.2018 земельному участку с кадастровым номером 74:19:1106001:826 площадью 18 962+/-48 кв. м изменен вид разрешенного использования на "Для индивидуального жилого строительства. Размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех наземных этажей", а также определена кадастровая стоимость в размере 8 986 281 руб. 42 коп. В особых отметках указано, что посредством данного земельного участка обеспечен доступ к другим земельным участкам.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.02.2018 земельному участку с кадастровым номером 74:19:1106001:826 площадью 18962+/-48 кв. м изменен вид разрешенного использования на "Размещение объектов улично-дорожной сети", а также определена кадастровая стоимость в размере 1 руб. В особых отметках указано, что посредством данного земельного участка обеспечен доступ к другим земельным участкам.
На основании соглашения об отступном от 02.02.2019 Бураковский А.Л. приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:826 площадью 18 962+/-48 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования - размещение объектов улично-дорожной сети.
Из земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:826 площадью 18 962+/-48 кв. м 22.05.2019 образован земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:1447 площадью 18 514+/-48 кв. м, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "Размещение объектов улично-дорожной сети" и кадастровой стоимостью 19 109 039 руб. 96 коп.
Данный земельный участок, принадлежащий Бураковскому А.Л., 07.11.2019 снят с кадастрового учета в связи с разделением на два земельных участка с кадастровыми номерами 74:19:1106001:1486 и 4:19:1106001:1487 площадью 11 424+-/37 и 7090+/-29 соответственно, также принадлежащих Бураковскому А.Л.
Вид разрешенного использования земельных участков - "Размещение объектов улично-дорожной сети".
При рассмотрении дела Челябинский областной суд пришел к выводу о том, что по смыслу положений подпункта 1.2.16 Методических указаний, (утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39) в его системной связи с положениями пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 85 и пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым земельные участки, занятые улицами, площадями, бульварами, проездами, тупиками, относятся к территории общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, не могут быть переданы в частную собственность, установленный подпунктом. 2.1.16 Методических указаний вид разрешенного использования земельных участков относится к землям общего пользования. Учитывая, что указанные в административном иске земельные участки принадлежат (принадлежали) административному истцу на праве частной собственности, им не может быть установлен вид разрешенного использования земельных участков "Для общего пользования (уличная сеть)" и, соответственно, применены виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные подп. 1.2.16 упомянутых выше Методических указаний, о чем заявлены требования в административном иске. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и соответственно градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки.
В ходе рассмотрения поданного заявления заинтересованным лицом запрошены документы от органа местного самоуправления, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:1486 в соответствии с проектом планировки территории, утверждённым постановлением Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 21.08.2019 N 1651, относится к землям общего пользования.
Данные обстоятельства сторонами не оспорены.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из документации по планировке территории (проект межевания территории) микрорайона "Белые Росы" в селе Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области, а также данных публичной кадастровой карты, суды установили, что произведено формирование земельных участков в микрорайоне "Белые Росы" в селе Кременкуль Сосновского муниципального района, часть которых представляют собой улицы (проходы, проезды) соответствующего микрорайона муниципального образования, обеспечивающие возможность прохода (проезда) к образованным при разделе первоначального участка земельным участкам с расположенными на них объектами недвижимости (жилые дома усадебного типа и коттеджи), впоследствии приобретенные в собственность предпринимателем Бураковским А.Л.
Таким образом, принимая во внимание обстоятельства, установленные судами при рассмотрении дела N 3а-2/2020 (3а-179/2019), вывод судов общей юрисдикции о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:1486 относится к территории общего пользования, учитывая, что такие земельные участки предназначены исключительно для использования неограниченным кругом лиц в целях прохода и (или) проезда, руководствуясь положениями пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно признали, что спорный земельный участок не может быть передан в частную собственность.
Более того, руководствуясь положениями статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", установив, что, приобретая в собственность земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:1486 с видом разрешенного использования - размещение объектов улично-дорожной сети, Бураковский А.Л. выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с данным видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, и учитывая при этом, что размещение на спорном земельном участке ИЖС может в последующем ограничить передвижение граждан и исключить эти земельные участки из общего пользования, суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение о приобретении имущества подлежит оценке в качестве злоупотребления правом.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных предпринимателем Бураковским А.Л. требований.
Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции с учетом изложенных в мотивировочной части постановления фактических обстоятельств дела, кроме того, доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2021 по делу N А76-20157/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бураковского Антона Леонидовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из документации по планировке территории (проект межевания территории) микрорайона "Белые Росы" в селе Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области, а также данных публичной кадастровой карты, суды установили, что произведено формирование земельных участков в микрорайоне "Белые Росы" в селе Кременкуль Сосновского муниципального района, часть которых представляют собой улицы (проходы, проезды) соответствующего микрорайона муниципального образования, обеспечивающие возможность прохода (проезда) к образованным при разделе первоначального участка земельным участкам с расположенными на них объектами недвижимости (жилые дома усадебного типа и коттеджи), впоследствии приобретенные в собственность предпринимателем Бураковским А.Л.
Таким образом, принимая во внимание обстоятельства, установленные судами при рассмотрении дела N 3а-2/2020 (3а-179/2019), вывод судов общей юрисдикции о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:1486 относится к территории общего пользования, учитывая, что такие земельные участки предназначены исключительно для использования неограниченным кругом лиц в целях прохода и (или) проезда, руководствуясь положениями пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно признали, что спорный земельный участок не может быть передан в частную собственность.
Более того, руководствуясь положениями статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", установив, что, приобретая в собственность земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:1486 с видом разрешенного использования - размещение объектов улично-дорожной сети, Бураковский А.Л. выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с данным видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, и учитывая при этом, что размещение на спорном земельном участке ИЖС может в последующем ограничить передвижение граждан и исключить эти земельные участки из общего пользования, суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение о приобретении имущества подлежит оценке в качестве злоупотребления правом."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 октября 2021 г. N Ф09-7356/21 по делу N А76-20157/2020