Екатеринбург |
|
02 ноября 2021 г. |
Дело N А60-4692/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Беляевой Н.Г., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра по Свердловской области) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2021 по делу N А60-4692/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Росреестра по Свердловской области - Токманцева Е.К.(доверенность от 09.12.2019 N 08-22/1282);
Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (далее - ГКУ СО "Управление автодорог") - Тамаров А.Е. (доверенность от 11.01.2021 N 09-09).
ГКУ СО "Управление автодорог" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Свердловской области (уполномоченный орган) от 11.01.2021 N КУВД-001/2020-17437549/3 об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка, обязании осуществить государственный кадастровый учет.
На основании статей 51, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по Свердловской области обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 17.08.2021 указанная кассационная жалоба принята к производству.
Определением суда от 17.08.2021 рассмотрение данной кассационной жалобы отложено на 28.10.2021.
Определением от 27.10.2021 произведена замена судьи Суспициной Л.А. на судью Беляеву Н.Г., судьи Лазарева С.В. на судью Столярова А.А. для рассмотрения кассационной жалобы Управления Росреестра по Свердловской области.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Свердловской области просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Уполномоченный орган приводит доводы о том, что с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет обращалось Министерство по управлению государственным имуществом, а не заявитель, заявитель участником спорных правоотношений не является, его права оспариваемым решением не нарушены, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
В отзыве и дополнении к отзыву на кассационную жалобу ГКУ СО "Управление автодорог" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области принят приказ от 01.11.2019 N 1799 "О предварительном согласовании предоставления лесного (земельного) участка площадью 5,8502 га в постоянное (бессрочное) пользование для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (реконструкция путепровода через железную дорогу на км 61+183 автомобильной дороги г. Екатеринбург - г. Реж - г. Алапаевск на территории Режевского городского округа)".
Указанным приказом ГКУ СО "Управление автодорог" предоставлено право на проведение работ по образованию земельного участка, а также по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Во исполнение приказа ГКУ СО "Управление автодорог" организованы кадастровые работы по формированию земельных участков, подготовлены межевые планы и переданы в Управление Росреестра на постановку на государственный кадастровый учет.
ГКУ СО "Управление автодорог" 16.07.2020 получено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета N 66/20-18057 по причине того, что границы образуемого земельного участка, необходимого для размещения постоянной полосы отвода, попадают в границы земельного участка с кадастровым номером 66:22:0000000:64/166, предоставленного в аренду общества с ограниченной ответственностью "Уральская лесопромышленная компания" (договор аренды от 25.04.2018 N 995).
Заявитель ходатайствовал об изъятии земельного участка для государственных нужд в соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 56.2.- 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации. Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области принят приказ от 07.09.2020 N 2887 "Об изъятии для государственных нужд Свердловской области земельного участка для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения "Реконструкция путепровода через железную дорогу на км 61+183 автомобильной дороги г. Екатеринбург - г. Реж - г. Алапаевск на территории Режевского городского округа".
Согласно данному приказу земельный участок площадью 58502 кв. м (контур 1 площадью 13341 кв. м, контур 2 площадью 10783 кв.м, контур 3 площадью 24372 кв. м, контур 4 площадью 10006 кв. м), подлежащий образованию из земельного участка с кадастровым номером 66:22:0000000:64, изъят для государственных нужд Свердловской области для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения.
ГКУ СО "Управление автодорог" повторно организованы мероприятия по подготовке межевого плана для образования лесного (земельного) участка площадью 5,8502 га.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области 01.10.2020 обратилось в уполномоченный орган о постановке на государственный кадастровый учет лесного (земельного) участка.
По результатам рассмотрения заявления государственный кадастровый учет уполномоченным органом приостановлен, о чем направлено уведомление от 01.10.2020 N КУВД-001/2020-17437549.
В уведомлении указано, что процедура изъятия субъектом Российской Федерации для государственных нужд Свердловской области земельного участка, образованного путем раздела земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, не допустима действующим законодательством. Также уполномоченным органом указано, что в границах образуемого земельного участка расположены части исходного земельного участка, часть с условным обозначением 66:22:0000000:64/166 предоставлена в аренду; в составе приложения межевого плана отсутствуют документы, на основании которых подлежат образованию части на образуемом земельном участке.
Письмом от 03.12.2020 N 07-17/33794 уполномоченный орган сообщил о не устранении причин препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Уполномоченным органом 11.01.2021 принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, оформленное уведомлением N КУВД 001/2020-17437549/3.
ГКУ СО "Управление автодорог", полагая свои права нарушенными решением уполномоченного органа об отказе в кадастровом учете, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета уполномоченному органу представлены, основания для отказа в кадастровом учете отсутствовали, признав оспариваемое решение противоречащим закону и нарушающим права заявителя.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта, признал его законным и обоснованным.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Порядок изъятия земельных участков для муниципальных и государственных нужд предусмотрен главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия земельных участков, находящихся в собственности одного публичного образования, для нужд другого путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного владения, договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права безвозмездного пользования таким земельным участком.
Из содержания статей 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что процедура изъятия приобретает характер принудительной процедуры в случае, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашения об изъятии. В этом случае изъятие осуществляется в судебном порядке.
Исключительность процедуры изъятия, предусмотренная статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, обусловлена размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов и по основаниям, предусмотренным законом.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность принятых решения и постановления и правильность выводов судов, находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами, Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области принят приказ от 01.11.2019 N 1799, которым ГКУ СО "Управление автодорог" предоставлено право на проведение работ по образованию спорного земельного участка, а также по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Распоряжение землями лесного фонда осуществляется только их собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченных органов.
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является уполномоченным органом государственной власти по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, устанавливающего сервитуты, участвующим в установлении публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
Согласно подпунктов 1-4 пункта 1 статьи 56.7. Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
- выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
- выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
-выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
- обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков.
Таким образом, суды сделали верный вывод о том, что ГКУ СО "Управление автодорог" является надлежащим истцом на настоящему спору.
Между тем в обязанности ГКУ СО "Управление автодорог" входит осуществление переговоров с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия, а также подготовка совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии (подпункты 4-8 пункта 1 статьи 56.7. Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, принятие решения об условиях изъятия имущества, подготовка соглашения об изъятии невозможны без уполномоченного органа - Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, который необходимо было привлечь к рассмотрению настоящего спора.
Кроме того, поскольку земельный участок обременен правами третьих лиц, предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Уральская лесопромышленная компания" на основании договора аренды от 25.04.2018 N 995, опосредованно данным судебным актом могут быть затронуты и права указанного общества.
Исходя из подлежащих применению норм материального права, регулирующих спорные отношения, суду первой инстанции надлежало поставить на обсуждение сторон вопрос о привлечении к участию в деле названных лиц.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела нарушения норм процессуального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены состоявшихся по делу судебных актов.
При новом рассмотрении суду следует решить вопрос о лицах, подлежащих привлечению к участию в деле, исследовать и оценить в совокупности все доказательства по делу и с учетом этого разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом изложенного судебная коллегия находит необходимым отменить решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2021 по делу N А60-4692/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по тому же делу, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Руководствуясь ст.ст. 286- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2021 по делу N А60-4692/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпунктов 1-4 пункта 1 статьи 56.7. Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
- выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
- выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
-выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
- обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков.
Таким образом, суды сделали верный вывод о том, что ГКУ СО "Управление автодорог" является надлежащим истцом на настоящему спору.
Между тем в обязанности ГКУ СО "Управление автодорог" входит осуществление переговоров с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия, а также подготовка совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии (подпункты 4-8 пункта 1 статьи 56.7. Земельного кодекса Российской Федерации).
...
При новом рассмотрении суду следует решить вопрос о лицах, подлежащих привлечению к участию в деле, исследовать и оценить в совокупности все доказательства по делу и с учетом этого разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом изложенного судебная коллегия находит необходимым отменить решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2021 по делу N А60-4692/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по тому же делу, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 ноября 2021 г. N Ф09-6919/21 по делу N А60-4692/2021