Екатеринбург |
|
09 ноября 2021 г. |
Дело N А71-19110/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Краснобаевой И.А., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономики Удмуртской Республики (далее - Министерство, истец, заявитель жалобы) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.02.2021 по делу N А71-19110/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле N А71-19110/2019, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании суда округа принял участие онлайн представитель индивидуального предпринимателя Жинжер Ивана Олеговича (далее - предприниматель Жинжер И.О., предприниматель, ответчик) - Малых С.Г. (доверенность от 16.07.2019 N 4).
Представители Министерства явку в судебное заседание суда округа не обеспечили. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенного лица не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
От предпринимателя Жинжер И.О. поступил в суд отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела на основании статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с предпринимателя Жинжер И.О. части субсидии в сумме 143 550 руб., предоставленной по договору от 13.10.2016 N 11-16/142 о предоставлении субсидии начинающему субъекту малого предпринимательства - производителю товаров, работ, услуг на создание и развитие собственного бизнеса (далее также - договор от 13.10.2016 N 11-16/142, договор).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.02.2021 в удовлетворении исковых требований Министерству отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами по делу, Министерство обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального права (часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), просит решение, постановление суда первой и апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы заявитель приводит следующие доводы.
Материалами дела подтверждается не выполнение предпринимателем условий пунктов 5.1, 5.2 договора от 13.10.2016 N 11-16/142 по своевременному предоставлению Министерству отчетных документов, что согласно условиям договора является основанием для возврата субсидии. Обстоятельства, которые приняли во внимание суды, разрешая спор в пользу предпринимателя, как-то: пожар в здании магазина 09.05.2017, произошедший в результате противоправных действий неустановленных лиц, - форс-мажорными не являются, могут быть отнесены к предпринимательским рискам и никоим образом не освобождают предпринимателя от ответственности за нарушение условий договора. Выводы судов об обратном, сделанные в защиту "малозащищенной" стороны в споре, в действительности нарушают баланс интересов сторон, противоречат сложившейся судебной практике.
Дополнительно представленные Министерством доказательства по делу (копии письма Министерства от 13.07.2018 N 10-18/03941, постановления от 15.05.2017 о признании Жинжер И.О. потерпевшим) судом округа не приняты, к материалам дела не приобщены, поскольку в силу статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сбор, принятие и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда кассационной инстанции, который проверяет законность принятых судебных актов на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций. Данные документы подлежат возврату заявителю жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Жинжер И.О. просит оставить решение, постановление суда первой и апелляционной инстанции без изменения, считая их законными и обоснованными, а приведенные в жалобе доводы несостоятельными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе. Изучив материалы дела, суд округа оснований для их отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам конкурса, проведенного Министерством в соответствии с Положением о порядке предоставления начинающим субъектам малого предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг субсидий на создание и развитие собственного бизнеса, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.09.2012 N 399, с ответчиком - предпринимателем Жинжер И.О. был заключен договор от 13.10.2016 N 11-16/142 о предоставлении субсидии начинающему субъекту малого предпринимательства - производителю товаров, работ, услуг на создание и развитие собственного бизнеса.
Предметом договора от 13.10.2016 N 11-16/142 является предоставление Министерством предпринимателю субсидии за счет средств бюджета Удмуртской Республики (далее - бюджетные средства, субсидия) на реализацию проекта "Организация магазина "МАГНЭС", представленного предпринимателем на конкурс по предоставлению субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг на создание и развитие собственного бизнеса (далее - проект, бизнес-план), в соответствии с календарным планом работ (приложение 1 к настоящему договору).
Согласованный сторонами календарный план работ изложен в редакции дополнительного соглашения от 07.11.2016 N 1 к договору.
Пунктом 2.2 договора установлен размер предоставляемой субсидии в соответствии со сметой расходов субсидии (приложение 2 к договору), который составляет 300 000 руб.
Пунктом 2.3 договора установлены социально-экономические показатели реализации проекта "Организация магазина "МАГНЭС" на период 2016-2018 годов.
Пунктом 3.3.3 договора предусмотрена обязанность предпринимателя обеспечить достижение основных социально-экономических показателей реализации проекта "Организация магазина "МАГНЭС", указанных в пункте 2.3 настоящего договора.
Пунктами 5.1. и 5.2. договора установлены виды и сроки предоставления отчетности предпринимателем. Один раз в полугодие до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в течение всего срока использования субсидии, но не менее одного года (в случае полного использования субсидии и достижения основных социально-экономических показателей реализации проекта, указанных в пункте 2.3 настоящего договора, в течение 2017 года), предприниматель представляет в Министерство: отчет о реализации бизнес-плана за счет субсидии (приложение 4 к настоящему договору) в двух экземплярах; отчет о выполнении календарного плана работ (приложение 1 к настоящему договору) в соответствии с установленными требованиями (приложение 5 к настоящему договору); отчет о достижении основных социально-экономических показателей реализации проекта, указанных в пункте 2.3 настоящего договора (приложение 6 к настоящему договору); документы, подтверждающие целевое использование субсидии (копии договоров, счетов-фактур, накладных, актов, счетов, заверенных индивидуальным предпринимателем, копии платежных поручений, заверенных кредитной организацией, а также другие документы подтверждающие факт оплаты расходов). Предприниматель представляет в министерство экономики анкету получателя поддержки (по форме в соответствии с приложением 3 к настоящему договору) за текущий и два последующих календарных года, ежегодно в срок до 1-го марта года, следующего за отчетным.
Обязательства предпринимателя по предоставлению указанной отчетности предусмотрены пунктом 3.3.4. договора.
В соответствии с пунктом 3.3.9 договора предприниматель обязан по письменному уведомлению Министерства вернуть субсидию (или ее часть) путем перечисления на лицевой счет министерства в следующем порядке:
- в случае нарушения предпринимателем условий предоставления субсидии, установленных положением и настоящим договором, либо установления факта представления предпринимателем недостоверных и ложных сведений или поддельных документов - в течение 30-ти рабочих дней со дня получения письменного уведомления министерства;
- в случае непредставления в установленный срок документов, предусмотренных пунктами 5.1 и 5.2 настоящего договора, - в течение 30-ти рабочих дней со дня истечения срока для представления документов.
Пунктами 9.1, 9.2 договора предусмотрено, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, если неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся события, на которые стороны не могут оказывать влияния и за возникновение которых не несут ответственности, например, землетрясение, наводнение, пожар, военные действия, террористические акты и так далее.
В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой силы, обязана незамедлительно информировать другую сторону и, по возможности, предоставить удостоверяющий документ. Информация должна содержать данные о характере обстоятельств, а также, по возможности, оценку их влияния на исполнение своих обязательств по настоящему договору и на срок исполнения этих обязательств. Отсутствие уведомления в течение 15 календарных дней с момента, когда подобное обстоятельство возникло, лишает сторону права в дальнейшем ссылаться на данное обстоятельство.
В рамках заключенного договора от 13.10.2016 N 11-16/142 Министерство предоставило предпринимателю Жинжер И.О. на осуществление бизнес-плана "Организация магазина "МАГНЭС" субсидию в сумме 300 000 руб., перечислив денежные средства на счет предпринимателя по платежному поручению от 21.10.2016 N 127858.
Предоставленная субсидия была потрачена предпринимателем Жинжер И.О. в полном объеме в период с 03.11.2016 по 05.11.2016 на приобретение трикотажа согласно бизнес-плана и договора, что подтверждается представленной в материалы дела товарной накладной от 03.11.2016 N 38, квитанциями от 03.11.2016 N 3, от 04.11.2016 N 4, от 05.11.2016 N 5.
Как указывало Министерство в исковом заявлении, в части обязательств по достижению установленных социально-экономических показателей, закрепленных пунктом 3.3.3. договора, предпринимателем достигнуты только показатели, установленные на 2016 год, остальные показатели предпринимателем не достигнуты, также предпринимателем не выполнены в полном объеме обязательства по предоставлению отчетности, предусмотренной пунктами 5.1, 5.2 договора.
Так, по утверждению Министерства, по условиям договора должны быть предоставлены все отчеты три раза - до 20.01.2017, до 20.06.2017 и до 20.01.2018, при условии достижения социально-экономических показателей в 2017 году, а при не достижении социально-экономических показателей в 2017 году - отчеты должны быть предоставлены также до 20.06.2018 и до 20.01.2019, между тем предпринимателем Жинжер И.О. предоставлены:
- два отчета о реализации бизнес-плана за счет субсидии (один за 4 квартал 2016 года, один без указания отчетного периода); один отчет о выполнении календарного плана работ в соответствии с требованиями, установленными приложением 5 к договору; два отчета о достижении основных социально-экономических показателей реализации проекта, указанных в пункте 2.3. договора, за 2016 и 2017 годы;
- документы, подтверждающие целевое использование субсидии (копии договоров, счетов-фактур, накладных, актов, счетов, заверенных ответчиком, копии платежных поручений, а также другие документы, подтверждающие факт оплаты расходов) - предоставлены 1 раз в 2016 году;
- анкета получателя поддержки (в соответствии с приложением 3 к договору), за текущий и два последующих календарных года, ежегодно в срок до 1-го марта, следующего за отчетным, - предоставлена один раз на стадии конкурсного отбора, после заключения договора не предоставлена ни разу.
Невыполнение предпринимателем Жинжер И.О. условий договора от 13.10.2016 N 11-16/142 в части предоставления необходимой отчетности и достижения социально-экономических показателей, предусмотренных договором, а также отказ вернуть часть субсидии в добровольном порядке, явились основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды правомерно исходили из следующего.
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за определенными исключениями), выполнением работ, оказанием услуг.
При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств подразумевает под собой, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.09.2012 N 399, действовавшим на момент предоставления спорной субсидии, утверждено Положение о порядке предоставления начинающим субъектам малого предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг субсидий на создание и развитие собственного бизнеса (далее также - Положение).
Согласно пункту 2 Положения получателями субсидий являются начинающие субъекты малого предпринимательства.
Согласно пункту 6 Положения субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству экономики на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на реализацию подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике" государственной программы Удмуртской Республики "Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики", и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству в установленном порядке, а также за счет средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Удмуртской Республики в установленном порядке.
Субсидия предоставляется субъекту малого предпринимательства один раз в размере не более 300 тысяч рублей. Субсидии предоставляются субъектам малого предпринимательства, фактически вложившим собственные средства на реализацию бизнес-плана в размере не менее 15 процентов от суммы предоставляемой субсидии (пункты 7, 8 Положения).
Пунктом 44 Положения определено, что получатель субсидии один раз в полугодие до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, обязан представлять в Министерство отчеты о реализации бизнес-плана, календарного плана работ, достижении показателей результативности предоставления субсидии по утвержденным формам с приложением документов, подтверждающих целевое использование субсидии в течение всего срока использования субсидии, но не менее одного года, а в случае использования субсидии более одного года - до момента использования субсидии в полном объеме.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили факт предоставления ответчику по договору от 13.10.2016 N 11-16/142 субсидии как начинающему субъекту малого предпринимательства - производителю товаров, работ, услуг на создание и развитие собственного бизнеса, использование ответчиком указанной субсидии строго по целевому назначению (на приобретение товара для реализации в магазине "МАГНЭС"). Указанное сторонами не оспаривается.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
По результатам исследования и оценки представленных в дело доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе сведений, предоставленных Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Увинского, Вавожского, Селтинского и Сюмсинского районов Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, налоговой отчетности предпринимателя Жинжер И.О,), суды также установили, что показатели, установленные договором от 13.10.2016 N 11-16/142 на 2017 год и последующие годы, не могли быть достигнуты ответчиком по объективным причинам, поскольку в здании магазина "МАГНЭС" 09.05.2017 произошел пожар вследствие противоправных действий неустановленных лиц, имущество ответчика (в том числе приобретенный для реализации товар) было уничтожено, указанное обстоятельство существенно негативным образом повлияло на осуществление ответчиком торговой деятельности (торговая деятельность в магазине "МАГНЭС" после пожара уже не осуществлялась), при этом о факте пожара как форс-мажорном обстоятельстве Министерство было своевременно уведомлено ответчиком письмом от 15.05.2017 N 1 в порядке пункта 9.2 договора.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание условия, согласованные сторонами в разделе 9 договора от 13.10.2016 N 11-16/142 (пункты 9.1, 9.2), положения статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательства невозможностью исполнения, разъяснения о практике применении названных положений, содержащиеся в пунктах 36, 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств", указав, что выявленные по делу обстоятельства, связанные с пожаром в магазине "МАГНЭС", не относятся к рискам предпринимательской деятельности, которые являются разумно предвидимыми, суды сделали обоснованный вывод о необходимости освобождения предпринимателя Жинжер И.О. от ответственности в виде возврата спорной части субсидии и в этой связи в удовлетворении исковых требований отказали.
При этом суды учли, что факт пожара в магазине "МАГНЭС" 09.05.2017 и объективное влияние этого факта на осуществление ответчиком торговой деятельности Министерством не были опровергнуты, доказательств вины ответчика в сложившейся ситуации в дело не представлено (напротив, в дело представлены договор от 24.11.2010 N 64/10 на монтаж системы автоматической пожарной сигнализации; договор от 01.07.2011 N 179/11-(П) на техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации; договор оказания услуг от 08.08.2016 N 410 на обслуживание пожарной сигнализации, свидетельствующие о том, что ответчик предпринял все меры для установления в помещении магазина исправной автоматической пожарной сигнализации).
Суды также учли, что показатели, установленные на 2016 год, ответчиком были достигнуты, все отчеты за период 2016 года предоставлялись им, хотя и с нарушением срока, что подтверждается в числе прочего свидетельскими показаниями Горяевой Анастасии Александровны (бывшего работника Министерства).
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах и сделанные исходя из оценки всех установленных по делу обстоятельств в совокупности (в том числе с учетом согласованных в договоре условий, поведения сторон в связи с исполнением договора, объективной невозможности исполнения ответчиком договора в связи с объективными обстоятельствами, добросовестности поведения ответчика при получении субсидии и исполнении договора до факта пожара в магазине), были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения баланса интересов сторон состоявшимся судебным решением по существу спора при установленных по делу обстоятельствах суд округа не усматривает. Ссылки заявителя жалобы на материалы судебной практики о судебной ошибке также не свидетельствуют, поскольку настоящий спор, как указано выше, разрешен исходя из конкретных обстоятельств дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.02.2021 по делу N А71-19110/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экономики Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам исследования и оценки представленных в дело доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе сведений, предоставленных Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Увинского, Вавожского, Селтинского и Сюмсинского районов Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, налоговой отчетности предпринимателя Жинжер И.О,), суды также установили, что показатели, установленные договором от 13.10.2016 N 11-16/142 на 2017 год и последующие годы, не могли быть достигнуты ответчиком по объективным причинам, поскольку в здании магазина "МАГНЭС" 09.05.2017 произошел пожар вследствие противоправных действий неустановленных лиц, имущество ответчика (в том числе приобретенный для реализации товар) было уничтожено, указанное обстоятельство существенно негативным образом повлияло на осуществление ответчиком торговой деятельности (торговая деятельность в магазине "МАГНЭС" после пожара уже не осуществлялась), при этом о факте пожара как форс-мажорном обстоятельстве Министерство было своевременно уведомлено ответчиком письмом от 15.05.2017 N 1 в порядке пункта 9.2 договора.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание условия, согласованные сторонами в разделе 9 договора от 13.10.2016 N 11-16/142 (пункты 9.1, 9.2), положения статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательства невозможностью исполнения, разъяснения о практике применении названных положений, содержащиеся в пунктах 36, 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств", указав, что выявленные по делу обстоятельства, связанные с пожаром в магазине "МАГНЭС", не относятся к рискам предпринимательской деятельности, которые являются разумно предвидимыми, суды сделали обоснованный вывод о необходимости освобождения предпринимателя Жинжер И.О. от ответственности в виде возврата спорной части субсидии и в этой связи в удовлетворении исковых требований отказали."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 ноября 2021 г. N Ф09-6963/21 по делу N А71-19110/2019