Екатеринбург |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А60-64100/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Вдовина Ю.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Пехотинцев 21а" (далее - товарищество, ТСН "Пехотинцев 21а", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.04.2021 по делу N А60-64100/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Гранит" (далее - общество, ООО "УК "Гранит") - Олейникова Э.А. (доверенность от 11.01.2021, диплом).
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - департамент, орган государственного жилищного надзора), выразившихся во включении многоквартирного дома по адресу:
г. Екатеринбург, ул. Пехотинцев, д. 21а, в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "УК "Гранит" (ИНН 6678017620).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель в жалобе приводит довод о том, что в основание для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области департаментом положены копии документов, без наличия их оригиналов и без размещения образов этих документов в системе ГИС ЖКХ, что является грубым нарушением положений приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, в пункте 2 которого предусмотрена проверка со стороны департамента факта размещения электронного образа протокола общего собрания собственников в системе ГИС ЖКХ (подпункт в), а также сведений о дате и способе передачи оригинала протокола общего собрания собственников помещений в орган государственного жилищного надзора (подпункт ж)). Считает, что отсутствие выполнения хотя бы одного из данных условий, является основанием для отказа о внесении изменений в реестр лицензий и, соответственно, является основанием для отмены судом решения департамента, что и является предметом заявленных требований по делу.
В отзыве на кассационную жалобу департамент указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в орган государственного жилищного надзора 24.11.2020 поступило заявление ООО "УК "Гранит" (вх. N 43812-К) о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области путем включения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пехотинцев, д. 21а (далее - многоквартирный дом), в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "Гранит", на основании решения общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, оформленного протоколом от 21.11.2020 N 1.
По результатам рассмотрения указанного заявления департаментом выявлено несоответствие поданных заявления и документов требованиям, установленным подпунктом "в" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), в связи с чем принято решение от 02.12.2020 N 29-01-82/34105 о приостановлении рассмотрения заявления общества.
Во исполнение подпункта "а" пункта 15 Порядка N 938/пр в адрес ТСН "Пехотинцев 21а" направлен запрос.
В ходе приостановления рассмотрения заявления ООО "УК "Гранит" департаментом выявлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленное протоколом от 30.10.2019, которым избран способ управления многоквартирным домом - ТСН "Пехотинцев, 21а", признано недействительным решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 10.08.2020 по делу N 2-792/2020. Апелляционным определением Свердловского областного суда от 12.11.2020 по делу N 33-15637/2020 решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 10.08.2020 по делу N 2-792/2020 оставлено без изменений и, соответственно, указанное решение вступило в законную силу 12.11.2020.
Департаментом по результатам рассмотрения заявления ООО "УК "Гранит" установлено соответствие поданных заявления и документов требованиям, предусмотренным Порядком N 938/пр, основания для принятия решения об отказе во внесении указанных изменений не выявлены, в связи с чем департаментом принято решение от 17.12.2020 N 29-01-82/35667 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области, включении спорного многоквартирного дома в перечень домов, управление которыми осуществляет общество.
В адрес ТСН "Пехотинцев 21а" направлено уведомление от 17.12.2020 N 29-01-82/35668 о принятом решении.
Полагая, что действия департамента по внесению указанных изменений в реестр лицензий Свердловской области не соответствуют требованиям статей 135-137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и вынесенное им решение от 17.12.2020 N 29-01-82/35668 является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия правовых оснований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200, статьи 201 АПК РФ, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно части 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В силу пункта 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Исходя из Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, департамент осуществляет лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также формирует и ведет реестр лицензий Свердловской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
На основании частей 1, 2 статьей 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Пунктом 2 Порядка N 938/пр предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5-5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
Согласно пункту 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются документы, а именно: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса); в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 этого Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) копия договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей организацией на основании распорядительного документа органа местного самоуправления, органа исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 161 ЖК РФ; ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия; з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации; м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя). Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 данного Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 этого Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов (пункт 4 Порядка N 938/пр).
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 данного Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ (пункт 5 Порядка N 938/пр).
Из пункта 6 Порядка N 938/пр следует, что по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 этого Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка. По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления (в силу пункта 7 Порядка N 938/пр).
В силу пункта 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 данного Порядка.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 данного Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 названного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 указанного Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9 Порядка N 938/пр).
С учетом изложенного, а также в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Порядка N 938/пр, в ходе рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий и приложенных к нему документов орган государственного жилищного надзора проверяет данные документы, в том числе, на предмет отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 161 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно статье 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры.
В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 8 статьи 135 ЖК РФ).
Судами из материалов дела установлено, что решение о включении многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пехотинцев, д. 21а, в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "УК "Гранит", принято департаментом на основании решения общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, оформленного протоколом от 21.11.2020 N 1.
При этом, как следует из материалов дела и обратного заявителем не доказано, оригинал спорного протокола представлен представителем общества на обозрение суда в судебном заседании, состоявшемся 25.03.2021.
Доказательств несогласия собственников помещений с выбранным способом управления многоквартирным домом (передача МКД в управление ООО "УК "Гранит") товариществом в материалы дела, суду не представлено.
Судами учтено, что вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 10.08.2020 по делу N 2-792/2020 признано недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 30.10.2019, в котором избран способ управления - ТСН "Пехотинцев, 21а".
Таким образом, с учетом изложенного, суды верно заключили, что собственниками спорного многоквартирного дома принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом и выбора в качестве способа управления - управляющую компанию - ООО "УК "Гранит", оформленное протоколом от 21.11.2020 N 1, которое незаконным в судебном порядке не признано.
Судами установлено, что общество фактически с 01.01.2021 приступило к управлению многоквартирным домом, заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Доказательств, подтверждающих обратное, в материалы дела, суду не представлено заявителем.
Правильно применив указанные выше нормы права, с учетом фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, суды сделали обоснованный вывод о правомерности оспариваемых действий департамента по внесению изменений в реестр лицензий Свердловской области, включению спорного многоквартирного дома в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "УК "Гранит".
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали ТСН "Пехотинцев 21а" в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы товарищества о том, что в основание для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области департаментом положены копии документов, без наличия их оригиналов и без размещения образов этих документов в системе ГИС ЖКХ, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и были им обоснованно отклонены. Как верно заключено апелляционным судом, в силу пункта 3 Порядка N 938/пр (в редакции, действовавшей на дату рассмотрения заявления лицензиата) к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются копии перечисленных в данном пункте документов, которые должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя; согласно сведениям ГИС ЖКХ указанный протокол 23.11.2020 размещен ООО "УК "Гранит".
Иные доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках рассматриваемого дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кроме того, доводы товарищества не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законных судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ ТСН "Пехотинцев 21а" подлежит возврату излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы по чеку - ордеру ПАО Сбербанк Свердловское отделение 7003/470 от 07.10.2021 государственная пошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.04.2021 по делу N А60-64100/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Пехотинцев 21а" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников недвижимости "Пехотинцев 21а" из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по чеку - ордеру ПАО Сбербанк Свердловское отделение 7003/470 от 07.10.2021, за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 8 статьи 135 ЖК РФ).
...
Доводы товарищества о том, что в основание для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области департаментом положены копии документов, без наличия их оригиналов и без размещения образов этих документов в системе ГИС ЖКХ, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и были им обоснованно отклонены. Как верно заключено апелляционным судом, в силу пункта 3 Порядка N 938/пр (в редакции, действовавшей на дату рассмотрения заявления лицензиата) к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются копии перечисленных в данном пункте документов, которые должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя; согласно сведениям ГИС ЖКХ указанный протокол 23.11.2020 размещен ООО "УК "Гранит"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 ноября 2021 г. N Ф09-7721/21 по делу N А60-64100/2020