Екатеринбург |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А76-14612/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - министерство, административный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2021 по делу N А76-14612/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От общества с ограниченной ответственностью "ТДК" (далее - заявитель, общество, общество "ТДК") поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество "ТДК" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к министерству о признании незаконным и отмене постановления от 13.04.2021 N 76-09/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2021 уменьшен размер административного штрафа по постановлению от 13.04.2021 N 76-09/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ до 100 000 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на отсутствие оснований для применения части 3.2, части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения назначенного обществу административного штрафа до 100 000 руб.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 16.02.2021 общество "ТДК" не произвело раскрытие информации о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах за 4 квартал 2020 года на официальном сайте Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ), предусмотренное подпунктом "н" пункта 19 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 в редакции действующей в проверяемый период (далее - Стандарты).
Административным органом 01.04.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 76-09/2021; вынесено постановление от 13.04.2021 N 76-09/2021 о привлечении общества "ТДК" к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
При рассмотрении спора суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения. Вместе с тем, усмотрев основания для применения положений части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, судом снижен размер назначенного обществу административного штрафа до 100 000 руб.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился, оставил судебный акт суда первой инстанции без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законам субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, установлен состав, порядок, способы и сроки предоставления информации, подлежащей раскрытию сетевыми организациями.
В соответствии с пунктом 1 Стандартов, под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных названным документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
Информация раскрывается в том числе путем опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии (пункт 3 Стандартов).
Из подпункта "н" пункта 19 Стандартов следует, что сетевая организация раскрывает информацию об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах.
Согласно абзацу 9 пункта 29 Стандартов, информация, указанная в подпункте "н" пункта 19 Стандартов, подписывается с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и подлежит опубликованию на официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально, не позднее чем через 45 дней после окончания отчетного квартала.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2015 N 132 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроля за их реализацией" установлено, что с 01.01.2016 информация об инвестиционных программах (проектах инвестиционных программ) субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации и (или) уполномоченными органами, и отчетах об их реализации раскрывается с использованием официального сайта федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Материалами дела подтверждено, что по состоянию на 4 квартал 2020 года общество "ТДК" осуществляло регулируемую деятельность в сфере электроэнергетики, являлось территориальной сетевой организацией оказывающей услуги по передаче электрической энергии, и субъектом розничного рынка электрической энергии, что обязывает общество раскрывать информацию в соответствии со Стандартами.
Оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили доказанность административным органом факта нарушения обществом "ТДК" приведенных выше требований Стандартов, как он отражен в процессуальных документах административного органа, сделав правомерный вывод о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
Признавая вину общества в совершенном правонарушении доказанной, суды в соответствии с положениями части 2 статьи 2.1 КоАП РФ исходили из того, что у общества имелась возможность раскрыть вышеуказанную информацию в установленном порядке и в установленные сроки на своем официальном сайте в сети "Интернет", но им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, установленных действующим законодательством, и не доказанности наличия обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии для этого объективной возможности.
Учитывая изложенное, установив, что в действиях (бездействии) общества "ТДК" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, суды обоснованно признали правомерным привлечение общества к административной ответственности.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судами не установлено.
Постановление вынесено с соблюдением установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлена и полномочия на переоценку таких выводов у кассационного суда отсутствуют.
Снижая размер штрафа до суммы 100 000 руб. на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно положениям частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Руководствуясь статьями 3.1, 4.1 КоАП РФ, разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимися в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и полагая, что наложение на общество административного штрафа в сумме 200 000 руб. не отвечает целям административной ответственности, несопоставимо с характером совершения административного правонарушения в конкретных обстоятельствах, учтенных судами, и наступившими последствиями, суд первой инстанции правомерно снизил размер штрафа до 100 000 руб., то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ; апелляционный суд согласился с таким решением.
Наказание в виде штрафов в определенном судом размере, по мнению судов, рассмотревших спор по существу, отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение цели административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Таким образом, судом первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, принято решение в соответствии с предоставленными суду дискреционными полномочиями на основании полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела, оценки доказательств и доводов сторон.
Доводы министерства, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как не опровергающие выводов судов о наличии оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ, а сводятся лишь к несогласию с произведенной судами оценкой обстоятельств, для переоценки которой у суда кассационной инстанции полномочий не имеется в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ.
Кассационная жалоба, не содержит ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2021 по делу N А76-14612/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
...
Наказание в виде штрафов в определенном судом размере, по мнению судов, рассмотревших спор по существу, отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение цели административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2021 г. N Ф09-7803/21 по делу N А76-14612/2021