г. Челябинск |
|
30 июля 2021 г. |
Дело N А76-14612/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2021 по делу N А76-14612/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ТДК" - Багина Е.В. (предъявлен паспорт, доверенность от 20.01.2020, диплом).
Заинтересованное лицо - Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя заинтересованного лица.
Общество с ограниченной ответственностью "ТДК" (далее - заявитель, общество, общество "ТДК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 13.04.2021 N 76-09/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 200000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2021 (резолютивная часть решения объявлена 10.06.2021) уменьшен размер административного штрафа по постановлению от 13.04.2021 N 76-09/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ до 100000 рублей. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым оставить оспариваемое постановление без изменения.
В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на отсутствие у суда правовых оснований для применения части 3.2, части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения назначенного обществу административного штрафа до 100000 руб. В частности, апеллянт обосновывает свою позицию тем, что в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, заявитель в стадии банкротства не находится, какие-либо документы в подтверждение затруднительного имущественного и финансового положения обществом также не представлены, в связи с чем оснований для снижения назначенного обществу административного штрафа ниже минимального размера, установленного санкцией статьи 9.15 КоАП РФ не имеется.
Общество "ТДК" представило в материалы дела отзыв от 15.07.2021 N 36, в котором возражает по доводам апелляционной жалобы, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Министерством в отношении общества "ТДК" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена статьей 9.15 КоАП РФ.
Определение о назначении времени и места составления протокола от 09.03.20201 направлено в адрес общества заказным почтовым отправлением с уведомлением и получено заявителем 15.03.2021.
01.04.2021 главным специалистом отдела регионального государственного контроля и надзора Вятчиновым Д.А. в отсутствие представителя общества "ТДК" в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 76-09/2021 по статье 9.15 КоАП РФ (л.д. 51-53).
01.04.2021 начальником контрольно-правового управления Министерства Ковалевой Р.Р. по результатам рассмотрения протокола от 01.04.2021 N 76-09/2021 и материалов дела вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому рассмотрение дела назначено на 13.04.2021 на 14 ч. 15 мин. Указанное определение в дату его вынесения вручено представителю общества Романовой Елене Владимировне (л.д. 48-49).
13.04.2021 заместителем Министра тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Черепановой Е.В. по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 01.04.2021 N 76-09/2021 и материалов дела вынесено постановление о наложении штрафа N 76-09/2021, которым общество "ТДК" признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 9.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб. (л.д.29-32)
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, вместе с тем, посчитал возможным применить положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снизил размер назначенного штрафа до 100000 руб.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области энергетики.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются субъекты оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии.
Объективную сторону вмененного заявителю правонарушения образует нарушение субъектом установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона N 35-ФЗ субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 Закона N 35-ФЗ); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
С учетом изложенных обстоятельств заявитель на основании пункта 2 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24, обязан раскрывать информацию в соответствии с названным документом.
В соответствии с пунктом 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем ее:
а) опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);
б) опубликования в электронных средствах массовой информации;
в) предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации;
г) направления информации администратору торговой системы оптового рынка в соответствии с пунктом 51 настоящего документа;
д) опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования. Субъекты естественных монополий, являющиеся субъектами рынков электрической энергии, направляют информацию в Федеральную антимонопольную службу.
Стандарт раскрытия информации сетевой организацией определен разделом II Стандартов.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 19 Стандартов сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 12 настоящего документа, раскрывает информацию, в том числе, об отчетах о реализации инвестиционной программы и обосновывающих их материалах, включая:
отчет о реализации инвестиционной программы, сформированный с распределением по перечням инвестиционных проектов, с указанием фактических:
введенной (выведенной) мощности и (или) других характеристик объектов инвестиционной деятельности, предусмотренных соответствующими инвестиционными проектами, а также дат ввода (вывода) указанных объектов;
объемов финансирования и освоения капитальных вложений, а также источников финансирования инвестиционных проектов инвестиционной программы;
объемов ввода объектов основных средств в натуральном и стоимостном выражении по инвестиционным проектам инвестиционной программы;
стоимостных, технических, количественных и иных показателей технологических решений капитального строительства введенных в эксплуатацию объектов электроэнергетики, соответствующих типовым технологическим решениям капитального строительства объектов электроэнергетики, в отношении которых Министерством энергетики Российской Федерации установлены укрупненные нормативы цены;
значений количественных показателей инвестиционной программы и достигнутых результатов в части, касающейся расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше;
отчет о выполненных закупках товаров, работ и услуг для реализации утвержденной инвестиционной программы с распределением по каждому инвестиционному проекту;
отчет об исполнении финансового плана субъекта рынков электрической энергии;
паспорта инвестиционных проектов, содержащие информацию, предусмотренную пунктом 27 настоящего документа, по состоянию на отчетную дату;
заключение по результатам проведения технологического и ценового аудита отчета о реализации инвестиционной программы (при наличии такового), выполненное в соответствии с методическими рекомендациями по проведению технологического и ценового аудита инвестиционных программ (проектов инвестиционных программ) сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, и отчетов об их реализации, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. N 2002-р.
Административным органом установлено, что в нарушение требований, установленных подпунктом "н" пункта 19 Стандартов обществом по состоянию на 16.02.2021 не произведено раскрытие информации об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах за 4 квартал 2020 года.
Факт допущенных обществом нарушений подтверждается материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 01.04.2021 N 76-09/2021, постановлением о привлечении к административной ответственности от 13.04.2021 N76-09/2021.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 9.15 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован антимонопольным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
При наличии возможности для соблюдения установленного Стандартами порядка раскрытия информации общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований закона материалы дела не содержат.
Таким образом, наличие в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, доказано.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено. О времени и месте составления протокола и рассмотрении материалов административного дела общество было уведомлено надлежащим образом, что самим обществом не оспаривается.
На момент вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Из содержания постановления следует, что обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, административным органом не установлено, административный штраф назначен в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ, в размере 200000 рублей.
Согласно части 3.2, части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Суд первой инстанции, рассматривая вопрос о возможности применения в настоящем случае положений части 3.2, части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, принял во внимание характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, в связи с чем признал возможным снизить размер назначенного административным органом штрафа до 100000 рублей - ниже низшего предела санкции в порядке, установленном частью 3.2, частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая данный вывод суда первой инстанции, отмечает, что общество "ТДК" ранее не привлекалось к административной ответственности по статье 9.15. КоАП РФ, доказательств того, что данное правонарушение повлекло существенные негативные последствия, административным органом не представлено.
Судебная коллегия также учитывает, что общество добровольно устранило выявленное нарушение до составления протокола об административном правонарушении, существенных негативных последствий в результате размещения информации не в полном объеме, не возникло.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что вывод суда первой инстанции о возможности снижения размера штрафа соответствует положениям части 3.2, части 3.3 статьи 4.1 КоАП и установленным судом фактическим обстоятельствам. В связи с чем приведенные в апелляционной жалобе доводы административного органа об отсутствии оснований для снижения размера штрафа, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2021 по делу N А76-14612/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-14612/2021
Истец: ООО "ТДК"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ