Екатеринбург |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А76-12811/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Лукьянова В.А. рассмотрел кассационную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (ИНН: 7453099449, ОГРН: 1037403874903; далее - податель жалобы, надзорный орган, Министерство, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.06.2021 по делу N А76-12811/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Общество с ограниченной ответственностью Жилищное ремонтно-строительное предприятие "Старт" (ИНН: 7402008612, ОГРН: 1067402005978; далее - общество ЖРСП "Старт" Жилищное ремонтно-строительное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным постановления Министерства от 05.04.2021 по делу N 40-09/2021 о назначении административного наказания по части 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.06.2021 по делу N А76-12811/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятое в отношении общества ЖРСП "Старт" постановление надзорного органа от 05.04.2021 N 40-09/2021 изменено в части размера назначенного штрафа, превышающего 50 000 руб. В остальной части обжалованное постановление оставлено без изменения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование своих доводов податель жалобы утверждает об отсутствии оснований для снижения размера административного штрафа, учитывая положения статей 3.4, 4.4.1 КоАП РФ.
Письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу Жилищное ремонтно-строительное предприятие в материалы дела не представило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, 25.12.2020 обществу ЖРСП "Старт" выдано предписание N 09-355/2020 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о раскрытии информации со сроком исполнения 30 календарных дней со дня получения указанного предписания.
По состоянию на 04.02.2021 данное предписание Жилищным ремонтно-строительным предприятием не исполнено.
По факту выявленного нарушения заинтересованным лицом в отношении надлежащим образом извещенного общества ЖРСП "Старт" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении 23.03.2021 составлен названный протокол N 40-09/2021, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ.
05.04.2021 в отношении надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении Жилищного ремонтно-строительного предприятия в отсутствие его законного представителя вынесено постановление надзорного органа N 40-09/2021 о назначении административного наказания по части 5 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с названным актом, полагая, что обжалуемое постановление нарушает права и законные интересы общества ЖРСП "Старт", последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в соответствующей части, суд первой инстанции, усмотрев основания для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, изменил размер назначенного наказания в виде штрафа, превышающего 50 000 руб. При этом суд исходил из наличия состава административного правонарушения, из доказанности вины Жилищного ремонтно-строительного предприятия в совершении вменённого правонарушения, из соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Согласно части 5 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора) (в том числе общественные отношения в сфере, регулируемой законодательством о государственном регулировании цен (тарифов)).
Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного контроля в области регулируемых государством цен (тарифов).
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.
Субъективная сторона характеризуется виной лица в совершении административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Постановлением Правительства Российский Федерации от 17.01.2013 N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены стандарты раскрытия информации регулируемыми организациями (далее - Стандарты), а также установлен состав, порядок, сроки и периодичность представления информации, подлежащей раскрытию.
Согласно пунктам 21, 32 Стандартов регулируемые организации обязаны раскрывать информацию о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация.
На основании пункта 3 Стандартов указанная выше информация раскрывается регулируемой организацией путем обязательного размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - ФГИС "ЕИАС") напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно частей 4, 6, 7 статьи 210 названного Кодекса по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении. В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что общество ЖРСП "Старт" осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере холодного водоснабжения.
Материалами дела подтверждается что предписание Министерства от 25.12.2020 N 09-355/2020 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о раскрытии информации со сроком исполнения 30 календарных дней со дня получения указанного предписания Жилищным ремонтно-строительным предприятием не исполнено.
Из материалов дела также следует, что по состоянию на 04.02.2021 в ФГИС "ЕИАС" информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения не размещена.
По данному факту в отношении надлежащим образом извещенного общества ЖРСП "Старт" 23.03.2021 составлен протокол об административном правонарушении, в отсутствии его представителя 05.04.2021 вынесено постановление надзорного органа N 40-09/2021 о назначении административного наказания по части 5 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Надзорный орган квалифицировал действие Жилищного ремонтно-строительного предприятия как невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), которое образует объективную сторону вменённого обществу ЖРСП "Старт" административного правонарушения.
Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьёй 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в пределах санкции части 5 статьи 19.5 КоАП РФ.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих об осуществлении деятельности Жилищным ремонтно-строительным предприятием с нарушением законодательства Российской Федерации, выразившемся в невыполнении в установленный срок законного предписания, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта наличия в действиях общества ЖРСП "Старт" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ, правомерно применив положения части 3.2 статьи 4.1.1 КоАП РФ для снижения размера административного штрафа. Подателем жалобы в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный факт не опровергнут.
При разрешении вопроса о наличии вины Жилищного ремонтно-строительного предприятия в совершении вменённого ему административного правонарушения суды, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, приняли во внимание, что при условии проявления должной осмотрительности общество ЖРСП "Старт" имело реальную возможность для соблюдения вышеперечисленных норм закона, какие требовались от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении регулируемого вида деятельности в сфере холодного водоснабжения, однако оно пренебрегло имеющейся у него возможностью предпринять надлежащие меры для обеспечения соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации.
Довод о невозможности применения части 3.2 статьи 4.1.1 КоАП РФ для снижения размера назначенного административного штрафа за совершённое Жилищным ремонтно-строительным предприятием правонарушение судом кассационной инстанции также отклоняется, поскольку он был исследован судами первой и апелляционной инстанции и получил соответствующую правовую оценку. Оснований для переоценки выводов судов в указанной части суд кассационной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества ЖРСП "Старт" объективной стороны вменённого ему правонарушения, а также вины в его совершении и обоснованно отказали в удовлетворении требований Жилищного ремонтно-строительного предприятия о признании недействительным постановления заинтересованного лица от 05.04.2021 по делу N 40-09/2021 о назначении административного наказания по части 5 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере, превышающем 50 000 руб., справедливо учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, установив при этом наличие оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса. В силу частей 1, 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Все аргументы Министерства, приведённые в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.06.2021 по делу N А76-12811/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод о невозможности применения части 3.2 статьи 4.1.1 КоАП РФ для снижения размера назначенного административного штрафа за совершённое Жилищным ремонтно-строительным предприятием правонарушение судом кассационной инстанции также отклоняется, поскольку он был исследован судами первой и апелляционной инстанции и получил соответствующую правовую оценку. Оснований для переоценки выводов судов в указанной части суд кассационной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества ЖРСП "Старт" объективной стороны вменённого ему правонарушения, а также вины в его совершении и обоснованно отказали в удовлетворении требований Жилищного ремонтно-строительного предприятия о признании недействительным постановления заинтересованного лица от 05.04.2021 по делу N 40-09/2021 о назначении административного наказания по части 5 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере, превышающем 50 000 руб., справедливо учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, установив при этом наличие оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 ноября 2021 г. N Ф09-7929/21 по делу N А76-12811/2021