Екатеринбург |
|
09 декабря 2021 г. |
Дело N А07-22092/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Полуяктова А.С., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация Михайловского сельсовета, Администрация, ответчик, заявитель жалобы) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.06.2021 по делу N А07-22092/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле N А07-22092/2019, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
От некоммерческой организации фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" (далее - Фонд, истец) поступил в суд отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела на основании статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фонд обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском о взыскании с Администрации Михайловского сельсовета 61 075 руб. 61 коп. взносов на капитальный ремонт, начисленных за период с 03.07.2016 по май 2019 г., 8 002 руб. 56 коп. неустойки, начисленной за период с 11.08.2016 по 05.04.2020.
Исковые требования изложены с учетом принятого судом уточнения их размера в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Уфимскому району; Леонтьева Татьяна Николаевна.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.06.2021 исковые требования Фонда удовлетворен.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами по делу, Администрация Михайловского сельсовета обратилась в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций отменить по основаниям, предусмотренным в части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение, неправильное применение норм материального права) и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Оспаривая вывод судов о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Фондом требований, Администрация настаивает на том, что спорные квартиры, по которым начислены взносы за капитальный ремонт, не находятся в муниципальной собственности сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Михайловский сельсовет), соответственно, на указанное муниципальное образование не может быть возложено бремя их содержания в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование своей позиции по делу Администрация указывает, что в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление от 27.12.1991 N 3020-1) жилищный фонд, расположенный на территории Михайловского сельсовета, был передан в муниципальную собственность муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Уфимский район). Ссылки судов Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 N 312 как на основание передачи квартир в муниципальную собственность Михайловского сельсовета Администрация считает несостоятельными. Обращает внимание на отсутствие в деле доказательств передачи имущества из муниципальной собственности Уфимского района в муниципальную собственность Михайловского сельсовета в порядке, установленном в пункте 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Выводы судов об обратном, по мнению Администрации, не соответствуют материалам дела. Помимо этого Администрация отмечает факт отсутствия государственной регистрации в публичном реестре права муниципальной собственности на спорные квартиры за Михайловским сельсоветом. В этой связи Администрация полагает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций без изменения, считая их законными и обоснованными, а приведенные в жалобе доводы несостоятельными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Фонд является специализированной организацией, обеспечивающей своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, созданной в организационно-правовой форме фонда в соответствии со статьями 167 и 178 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.07.2013 N 312.
Полагая, что жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах на территории Михайловского сельсовета (квартиры по адресам: Республика Башкортостан, р-н Уфимский, с. Михайловка, ул. Ленина, д. 22, кв. 15, ул. Ленина, д. 26, кв. 1 и 17, ул. Ленина, д. 34, кв. 13, ул. Садовая. д. 3, кв. 9, ул. Садовая д. 3/2, кв. 1 и 9, ул. Садовая, д. 5, кв. 6, ул. Школьная, д. 6, кв. 5, ул. Садовая, д. 11, кв. 13), несмотря на отсутствие соответствующих записей в едином государственном реестре недвижимости, фактически в период по май 2019 г. находились в собственности указанного сельского поселения, Фонд обратился к Администрации Михайловского сельсовета с требованием уплаты взносов на капитальный ремонт, а впоследствии направил исковое заявление в арбитражный суд, поскольку в досудебном порядке урегулировать возникший спор об уплате данных взносов не удалось.
В исковом заявлении Фонда был приведен развернутый расчет суммы взносов за капитальный ремонт по каждому из объектов жилищного фонда за период с октября 2014 г., согласно которому задолженность ответчика на момент подачи иска составила в общей сумме 106 754 руб. 78 коп. с учетом начисленной пени в общей сумме 25 527 руб. 06 коп.
В связи с заявлением Администрации об истечении срока исковой давности по требованиям, предъявленным за период с октября 2014 г. по 02.07.2016. Фонд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер требований, рассчитав их только за период с 03.07.2016 по май 2019 г. в общей сумме 61 075 руб. 61 коп. по объектам: ул. Ленина, д. 22, кв. 15, ул. Ленина, д. 26, кв. 1, ул. Ленина, д. 26, кв. 17, ул. Ленина, д. 34, кв. 13, ул. Садовая д. 3/2, кв. 1, ул. Садовая, д. 3/2, кв. 9, ул. Школьная, д. 6, кв. 5, - с учетом начисленной пени в общей сумме 8 002 руб. 56 коп. за период с 11.08.2016 по 05.04.2020.
Разрешая спор в пользу истца, суд первой инстанции исходил из принадлежности спорных квартир к муниципальной собственности Михайловского сельсовета, в связи с чем на основании статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями действующего жилищного законодательства, возлагающих на собственников помещений в многоквартирном доме бремя несения расходов на содержание как принадлежащих им помещений, так и общего имущества дома, в том числе расходов по уплате взносов на капитальный ремонт в установленном порядке, указал на обязанность Администрации Михайловского сельсовета оплатить спорную задолженность с учетом начисленных штрафных санкций.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Изучив материалы дела, суд округа оснований для их отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не усматривает.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; в силу статьи 249 названного Кодекса каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
По смыслу статей 36, 39, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, жилищное законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме бремя несения расходов на содержание как принадлежащего ему помещения, так и общего имущества. Обязанность по осуществлению расходов на содержание исполняется, в частности, посредством внесения платы на содержание и ремонт общего имущества, за коммунальные услуги, на капитальный ремонт.
Так, согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации формируют фонд капитального ремонта. На основании части 3 указанной статьи собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16 - 17 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 634 "Об утверждении и актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" утверждена республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан. В перечень программы включены многоквартирные дома по адресам: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Михайловка, ул. Ленина, 22, 26, 34, ул. Садовая, 3/2, ул. Школьная, 6.
В соответствии с Постановлением Администрации Михайловского сельсовета от 01.08.2014 N 45 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" многоквартирные дома согласно приложению перечисляют ежемесячные взносы на капитальный ремонт на счет истца по настоящему делу - Фонда. В приложении к указанному постановлению фигурируют все многоквартирные дома, в которых расположены спорные квартиры.
Исходя из части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 названного Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 названного Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 26.12.2013 N 627 и от 09.02.2015 N 23 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в зависимости от этажности многоквартирного дома по муниципальным районам и городским округам Республики Башкортостан" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме: для собственников помещений в многоквартирных домах до 6 этажей включительно - 5 руб. 20 коп. в месяц, свыше 6 этажей - 5 руб. 80 коп. в месяц.
Согласно части 2 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 данного Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Администрация Михайловского сельсовета является уполномоченным представителем собственника (соответствующего муниципального образования) спорных квартир в многоквартирных домах по адресам: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Михайловка, ул. Ленина, 22, 26, 34, ул. Садовая, 3/2, ул. Школьная, 6, - в этой связи сделали обоснованный вывод о наличии на стороне Администрации обязанности в силу прямого указания нести расходы на капитальный ремонт общего имущества указанных многоквартирных домов.
Обоснованность по размеру представленных Фондом расчетов задолженности по уплате взносов на капитальных ремонт с учетом начисленных пеней, предусмотренных частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Администрацией с приведением документально обоснованных аргументов не была опровергнута.
Доводы Администрации об отсутствии в составе муниципальной собственности Михайловского сельсовета спорных квартир судами детально исследованы и обоснованно отклонены как не нашедшие подтверждения в материалах дела.
При этом суды правомерно руководствовались пунктом 2 Постановления от 27.12.1991 N 3020-1, в силу которого объекты государственной собственности (в числе прочего жилищный фонд, поименованный в Приложении N 3 к настоящему Постановлению), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), а также частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающей порядок передачи объектов недвижимого имущества из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Проанализировав Указ Президента Республики Башкортостан от 26.07.2004 N УП-412, которым был утвержден Перечень мероприятий по совершенствованию местного самоуправления в Республике Башкортостан на 2004 - 2007 г.г., в числе которых указана безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности муниципальных районов, в собственность поселений, входящих в состав данных муниципальных районов, для обеспечения их полномочий, Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 N 312, которым были утверждены перечни государственного имущества Республики Башкортостан, передаваемого в муниципальную собственность городских округов (приложения N 1-8), в муниципальную собственность муниципальных районов (приложения N 9-62) и в муниципальную собственность городских и сельских поселений (приложения N 63 - 114), суды установили, что Михайловскому сельсовету в итоге был передан жилищный фонд государственного унитарного предприятия ПУЖКХ Уфимского района площадью 15,2 тыс. кв. м, расположенный в Уфимском районе, с. Михайловка (приложение N 98).
В пункте 3 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 N 312 закреплено, что право муниципальной собственности городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений на имущество, передаваемое в соответствии с настоящим Постановлением, возникает с 01.01.2006.
Суды также установили, что Постановлением Главы Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 23.07.2008 N 1064 утвержден план мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан до 2011 г., в пункте 2 которого указаны мероприятия по передаче жилищного фонда с баланса муниципальных унитарных предприятий в казну сельских поселений, а также ликвидация муниципальных унитарных предприятий, а Постановлением Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 16.09.2008 N 1374 "Об изъятии из хозяйственного ведения МУП ПУЖКХ муниципального района Уфимский район жилых домов" в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 N 312 из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия ПУЖКХ муниципального района Уфимский район были изъяты 232 жилых дома, расположенных в границах сельских поселений, рекомендовано изъятые объекты жилого фонда включить в состав казны соответствующего сельского поселения района.
В качестве приложения к указанному Постановлению утвержден перечень жилых домов, изымаемых из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия ПУЖКХ муниципального района Уфимский район. В данном перечне в разделе "Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" среди прочего указаны спорные квартиры по ул. Ленина, д. 22, кв. 15, ул. Ленина, д. 26, кв. 1, ул. Ленина, д. 34, кв. 13, ул. Садовая д. 3/2, кв. 1, ул. Садовая, д. 3/2, кв. 9, ул. Школьная, д. 6, кв. 5.
Исходя из вышеизложенного, суды правомерно признали, что спорные квартиры, входившие в жилищный фонд муниципального унитарного предприятия ПУЖКХ, на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 N 312 Постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 16.09.2008 N 1374 были переданы в муниципальную собственность Михайловского сельсовета, который вне зависимости от регистрации соответствующего права в публичном реестре осуществляет права и обязанности собственника данного имущества.
Доводы Администрации об отсутствии в составе муниципальной собственности Михайловского сельсовета квартиры по адресу: Уфимский район, с. Михайловка, ул. Ленина, д. 26, кв. 17, которая не была поименована в перечне жилых домов, изымаемых из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия ПУЖКХ муниципального района Уфимский район на основании Постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 16.09.2008 N 1374 в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 N 312, также были предметом исследования судов и обоснованно отклонены исходя из совокупности представленных в дело доказательств (ордер на вселение, договор социального найма) по мотивам, которые признаются судом округа правильными.
При этом суды приняли во внимание, что в отношении данной квартиры, равно и других спорных квартир Администрация Михайловского сельсовета фактически реализовывала полномочия собственника, в том числе путем заключения с гражданами договоров социального найма, договоров о приватизации, а вопрос о правомочиях Администрации неоднократно был предметом рассмотрения судов общей юрисдикции в рамках рассмотрения требований граждан о приватизации жилых помещений, расположенных в границах сельского поселения Михайловский сельсовет.
Исходя из вышеизложенного, вопреки правовой позиции Администрации, при установленных по делу обстоятельствах заявленные Фондом исковые требования правомерно удовлетворены судами в полном объеме.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Возражения заявителя, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств и не опровергают приведенных выводов судов. Несогласие стороны с этими выводами и иное толкование ею норм законодательства не свидетельствует о неправильном применении их судами или допущенной ошибке и не являются основанием для отмены состоявшихся по делу решения, постановления.
Суды с достаточной полнотой установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили к ним нормы права, содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы подробно мотивированы, основаны на исследованных доказательствах, в пределах предоставленных судам процессуальных полномочий, и переоценке судом округа не подлежат (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.06.2021 по делу N А07-22092/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.