Екатеринбург |
|
13 декабря 2021 г. |
Дело N А60-63206/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мухаярова Даниила Каюмовича (далее также - предприниматель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.06.2021 по делу N А60-63206/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее - общество, ООО "Компания "Рифей", региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к предпринимателю о взыскании 62 583 руб. 12 коп. задолженности за период с февраля 2019 года по февраль 2020 года, 9 439 руб. 22 коп. неустойки за период с 13.08.2019 по 03.06.2021, с дальнейшим ее начислением до момента фактической уплаты долга по договору от 01.01.2019 N РФ03КО0101004197 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (с учетом увеличения суммы иска, принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда от 11.06.2021 (судья Берсенева Е.И.) иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 (судьи Суслова О.В., Дружинина Л.В., Муталлиева И.О.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Отрицает факт надлежащего оказания услуг. Находит ошибочным вывод судов о том, что ответчик должен оплатить услуги регионального оператора по вывозу ТБО из несогласованных в договоре мест. Ссылается на то, что сведения о месте (площадке) накопления ТКО, указанном в приложении N 1 к договору, внесены некорректно и не соответствуют действительности. Находит ошибочным вывод судов о том, что между сторонами заключен абонентский договор.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Как следует из материалов дела, обществом в материалы дела представлен договор от 01.01.2019 N РФ03КО0101004197 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником/владельцем нежилого помещения/объекта (далее - договор).
Согласно пункту 1.1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 6 договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Способ расчета объема по договору определен по нормативу - из расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных постановлением РЭК Свердловской области от 30.06.2017 N 77-ПК; единица расчета норматива - общая площадь (кв. м) - 250,2 кв. м.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 05.12.2018 N 200-ПК утверждены единые тарифы на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В приложении N 1 к договору указан адрес контейнерной площадки, объем принимаемых твердых отходов в год, периодичность вывоза - согласно СанПиН.
Региональным оператором оформлены счета от 31.07.2019 N 19073100773/66/715, от 31.10.2020 N 20103100004/66/713, от 31.07.2019 N 19073100774/66/715, от 31.10.2020 N 20103100005/66/713, от 31.07.2019 N 19073100775/66/715, от 31.10.2020 N 20103100006/66/713, от 31.07.2020 N 19073100776/66/715, от 31.10.2020 N 20103100007/66/713, от 31.07.2019 N 9073100777/66/715, от 31.10.2020 N 20103100008/66/713, от 31.07.2019 N 19073102754/66/715, от 31.10.2020 N 20103100009/66/713, от 31.08.2019 N 19083102398/66/715, от 31.10.2020 N 20103100010/66/713, от 30.09.2019 N 19093001350/66/715, от 31.07.2020 N 20073100151/66/713, от 31.10.2019 N 19103101384/66/715, от 31.07.2020 N 20073100152/66/713, от 30.11.2019 N 19113001929/66/715, от 31.07.2020 N 20073100153/66/713, от 31.12.2019 N 19123101996/66/715, от 31.07.2020 N 20073100154/66/713, от 31.01.2020 N 20013101461/66/715, от 31.05.2020 N 20053100002/66/713, от 29.02.2020 N 20022900490/66/713, от 31.05.2020 N 20053100003/66/713 на общую сумму 62 583 руб. 12 коп.
Обращаясь с настоящим иском, региональный оператор указал на то, что потребителем обязанность по оплате оказанных по договору услуг исполнена ненадлежащим образом.
Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 309, 310, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что факт оказания услуг подтверждается представленными в дело документами; ответчиком не представлено доказательств оплаты задолженности, контррасчета стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО; допущена просрочка исполнения обязательства.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу положений статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ)все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Часть 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) предусматривает наступление обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно пункту 6 статьи 23 данного закона договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Как установили суды, договор от 01.01.2019 N РФ03КО0101004197 направлен предпринимателю 23.07.2019 Мухаярову Д.К. с сопроводительным письмом, универсальными передаточными документами за период с января по июнь 2019 года. Доказательств подписания со стороны Мухаярова Д.К. указанного договора материалы дела не содержат.
Таким образом, отношения сторон в спорный период регулировались положениями типового договора от 01.01.2019 N РФ03КО0101004197 и расчет стоимости оказываемых услуг по обращению с ТКО производился региональным оператором в соответствии с нормативом накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением РЭК Свердловской области от 30.08.2017 N 77-ПК в размере 0,026 куб. м, расчетная единица - 1 кв. м общей площади.
Приняв во внимание положения статьи 1 Закона N 89-ФЗ, суды пришли к логичному выводу о том, что любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов.
Пунктами 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Из представленных в материалы дела актов приемки оказанных услуг за период с февраля 2019 года по февраль 2020 года, суды установили, что оператором по транспортированию ТКО услуга по вывозу ТКО осуществляется со всех контейнерных площадок, расположенных в с. Николо-Павловское, в том числе с проездом спецтехники по ул. Октябрьская и остановкой у дома N 40.
Пунктом 9 Правил N 1156 предусмотрена обязанность потребителя осуществлять складирование ТКО в местах накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления, либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для уменьшения размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как верно заключили суды, то обстоятельство, что адрес места (площадки) накопления ТКО, указанный в типовом договоре (с. Николо-Павловское, ул. Октябрьская 38), отсутствует в реестре мест (площадок) накопления ТКО, само по себе не опровергает факта оказания истцом соответствующих услуг по вывозу ТКО, образовавшихся в период ведения предпринимательской деятельности ответчика, принимая во внимание, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и складирование отходов вне отведенных для этого специальных мест запрещено.
Доказательств того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период осуществляло иное лицо, ответчиком в материалы дела не представлены, сведения об объемах оказанных услуг, содержащиеся в документах истца, ответчиком документально не опровергнуты (статьи 9, 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о доказанности исполнения региональным оператором своих обязательств по договору от 01.01.2019 N РФ03КО0101004197.
Поскольку оплата оказанных услуг ответчиком не произведена, допущена просрочка исполнения обязательства, расчет стоимости услуги по обращению с ТКО ответчиком не оспорен, требования истца о взыскании задолженности и неустойки за оказание услуг по обращению с ТКО за период с февраля 2019 года по февраль 2020 года правомерно удовлетворены судами.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде второй инстанции и получили правильную правовую оценку. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судами при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях (статья 286 АПК РФ). Суд округа не вправе переоценивать исследованные судом доказательства и сделанные на их основе выводы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.06.2021 по делу N А60-63206/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мухаярова Даниила Каюмовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
...
Приняв во внимание положения статьи 1 Закона N 89-ФЗ, суды пришли к логичному выводу о том, что любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов.
Пунктами 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
...
Пунктом 9 Правил N 1156 предусмотрена обязанность потребителя осуществлять складирование ТКО в местах накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 декабря 2021 г. N Ф09-8363/21 по делу N А60-63206/2020