Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Система мероприятий Программы, необходимых для реализации каждой из задач, и конкретный результат реализации этих мероприятий
4.1. Театры и концертная деятельность (таблица 1)
Приоритетами и особенностью этого раздела Программы является развитие театров и концертной деятельности в направлении создания высокохудожественного театрального продукта столичного уровня, путем:
- проведения целенаправленной репертуарной политики, предусматривающей расширение репертуара с учетом целевой молодежной аудитории;
- создания современной инфраструктуры по обслуживанию посетителей, позволяющей театрам и концертным комплексам конкурировать за свободное время москвичей;
- создания и объединения свободных сценических площадок в единую театрально-концертную сеть.
Задачи и решения
Комплекс программных мероприятий государственной поддержки культуры и искусства содержит важнейшие проекты в области театрального дела и концертной деятельности, направленные на решение следующих приоритетных задач:
- совершенствование и расширение системы целевого государственного заказа, направленного на создание детского и молодежного репертуара театров, имеющего высоконравственное, патриотическое и гражданское содержание, а также позволяющего внедрить современные формы поддержки творческой молодежи - драматургов, режиссеров, актеров, музыкантов;
- всестороннее развитие проекта "Открытая сцена", в том числе в части целевого использования имеющихся сценических площадок в качестве творческой лаборатории для поиска и поддержки молодых дарований, создание в округах дополнительных сценических площадок и их включение в театральный оборот;
- поддержка творческой деятельности фольклорных коллективов, развивающих лучшие традиции народного искусства России;
- расширение зрительской аудитории за счет организации бесплатного посещения учащимися театров и концертных организаций, что позволит рассчитывать на культурно-образованное общество будущего;
- творческая поддержка театров, театров - студий, размещенных за пределами Садового кольца и в районах массовой жилой застройки;
- развитие гастрольной деятельности, адресная поддержка театрального и филармонического обмена.
В Программе уделено значительное внимание мероприятиям, пропагандирующим лучшие образцы искусства, направленным на формирование эстетического вкуса, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданственности, гуманизма, приобщения различных категорий населения к духовным и нравственным ценностям отечественной культуры.
Инновационный подход к решению кадровых проблем в театральной среде предусматривает проведение экспериментов по созданию молодежных студий на базе двух театров в целях поддержки творческой молодежи и частичного решения имеющихся кадровых проблем.
Для перехода на бюджетирование, ориентированное на общественно-значимый результат, Программа предусматривает внедрение целевых индикаторов, позволяющих проводить мониторинг развития театрального дела и концертной деятельности. С целью поиска путей эффективного использования бюджетных средств в области концертной работы, предусматривается экспериментальный переход одной - двух концертных организаций (имеющих значительную коммерческую составляющую) на фиксированное долевое финансирование из бюджетных средств и собственных средств организации.
Ожидаемые результаты
Увеличение премьерных показов спектаклей как важнейшей составляющей столичного театрального продукта.
Сохранение системы репертуарного театра, являющейся базовой культурной ценностью для нынешнего и будущих поколений.
Увеличение театральной зрительской аудитории за счет детей и молодежи, привлеченной спектаклями с участием молодых исполнителей - актеров, а также детским и молодежным репертуаром.
Совершенствование кадровой политики в театральной сфере за счет создания двух студий и соответственно новых условий для выпускников творческих вузов.
Более эффективное использование средств в театрально-концертной сфере с переориентацией на поддержку приоритетных инновационных направлений в гастрольной деятельности, театральном и филармоническом обмене.
Финансирование театральных проектов в виде целевого государственного заказа на конкурсной основе на создание драматические и музыкальные сценических произведений для детей и юношества, а также высокохудожественных концертные программ в области классического искусства, предназначенных для самых широких слоев населения столицы, как поддержка одного из приоритетных направлений.
4.2.Музеи и выставочная деятельность (таблица 2)
Приоритетные направления развития музейного дела и выставочной деятельности в столице на период действия Программы отражают современные мировые тенденции в формировании конкурентоспособного культурного продукта, который:
- включает в себя обеспечение сохранности и представление подлинных музейных художественных ценностей в контексте музейных программ и проектов;
- ориентирован на целевые аудитории (детей, молодежь, семью и пр.);
- формирует культурную среду как в музейно-выставочном и информационном пространствах, так и в рекреационных зонах с развитой инфраструктурой, делающих посещение музеев и выставочных залов комфортным для пребывания посетителей.
Задачи и решения
Главными задачами в области музейно-выставочной деятельности является сохранение государственных коллекций путем внедрения современных технических средств, обеспечивающих их охрану, совершенствование системы целевого государственного заказа на создание музейно-выставочных экспозиций, имеющих важное значение для патриотического и нравственного воспитания населения, поддержки отечественной культуры, искусства, образования.
Учитывая новейшие мировые тенденции в области музейной деятельности, изменения законодательной базы Российской Федерации, касающиеся сферы культуры, научно-методические разработки отечественных ученых - музееведов, а также многолетний опыт работы городских и федеральных музеев приоритетным является:
- реализация инновационного проекта "Создание музейно-выставочного комплекса "Царицыно" с природно-историческим парком (Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно")";
- создание многофункциональных музейных комплексов на базе историко - культурных территорий и достопримечательных мест по типологии уже имеющихся в городе или создающихся музеев-комплексов (комплекс зданий - памятники архитектуры "Провиантские магазины" и Усадьба Гагариных (МО "Музей истории Москвы"), Музей русской усадебной культуры "Кузьминки" с природно-историческим парком (филиал МО "Музей истории Москвы"), Московский государственный объединенный художественный, историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник (Коломенское - Люблино - Лефортово - Измайлово) в соответствии с разработанной Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ по поручению Правительства РФ "Государственной стратегией формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников Российской Федерации" от 2006 года;
- реализация общегородской программы, посвященной Дням исторического и культурного наследия, с участием музеев города, учреждений и организаций подведомственных Комплексу социальной сферы города Москвы;
- расширение сети окружных музейно-выставочных залов с постоянным организационно-творческим кураторством со стороны городских музеев, обеспечивающим их становление как многофункциональных учреждений культуры по перспективным направлениям работы: музейно-выставочной, музейно-образовательной, музейно-экологической, музейно-рекреационной.
При этом городские музеи - кураторы смогут обеспечить показ на их площадях собственных коллекций, ранее недоступных широкой публике (фондовые коллекции);
- создание музейно-выставочных экспозиций интерактивного типа, позволяющих повысить эффективность использования выставочных площадей и способных адаптировать экспозиционный материал к запросам различных категорий посетителей;
- внедрение информационных технологий в систему учета и контроля за состоянием музейных фондов, создание материально-технической базы для обеспечения сохранности музейных культурных ценностей путем доведения до современного уровня имеющихся фондохранилищ, а также проектирования и строительства централизованных фондохранилищ для группы музеев.
Ожидаемые результаты
Реализация программных мероприятий в области музейно-выставочной деятельности позволит:
- поддерживать и развивать многофункциональную деятельность музеев и выставочных залов Москвы, упрочив их позиции в культурно-досуговой сфере, создать новые музейные объекты с развитой инфраструктурой, приблизив музейную систему к современным запросам населения;
- стимулировать внедрение современных форм публичного представления музейных ценностей и музейной коммуникации;
- сберечь для будущих поколений культурное наследие Москвы как источник пополнения духовных сил общества и сохранения исторической памяти, обогащения и развития интеллекта нации;
- обеспечить доступность музеев и выставочных залов для различных категорий москвичей, прежде всего детей, юношества и социально незащищенных слоев населения.
4.3.Библиотеки (таблица 3)
См. Концепцию развития библиотечного обслуживания населения г. Москвы на период до 2015 г., утвержденную постановлением Правительства Москвы от 22 апреля 2008 г. N 318-ПП
Важнейшими приоритетами в развитии библиотек на трехлетний период является:
- укрепление позиций библиотек как основного места приобщения к культуре всех категорий населения, включая маломобильные группы, через повышение разнообразия библиотечно-информационных услуг и их оперативности;
- внедрение системы целевого государственного заказа путем выделения грантов для реализации библиотечных проектов, имеющих важное значение для развития современных технологий обслуживания населения, поддержки отечественного искусства и культуры, образования и воспитания подрастающего поколения, создания дополнительных видов услуг.
Задачи и решения
Комплекс программных мероприятий предусматривает преодоление "кризиса чтения" путем реализации комплексных программ, обращенных к подрастающему поколению, создания условий приобщения молодежи к полноценному пользованию отечественным культурным богатством путем:
- разработки и реализации проекта "Библиогород" - создания открытой корпоративной информационной системы обмена базами данных московских библиотек;
- организации на базе проекта "Библиогород" новых инновационных видов услуг библиотечного профиля для всех категории населения: автоматизированной справочно-информационной и поисковой системы, службы индивидуального клиентского обслуживания ("служба запросов"), службы "Единого сводного каталога московских библиотек", службы "Единого читательского билета", "Музея редкой книги", "Электронной библиотеки Москвы", "Фонд "Домашняя библиотека", "Фонд нотно-музыкальных изданий" и других проектов ЦБС и библиотек города;
- реализации перспективных и успешно прошедших практическую апробацию следующих проектов в сфере модернизации библиотечного дела:
- создание детских и юношеских центров на базе интеллект-центров, открытых в библиотеках города в ходе реализации Программы "Культура Москвы (2005 - 2007гг.)";
- создание Центров общественного доступа (ЦОДов) на базе публичных библиотек города Москвы в рамках программы "Электронная Москва";
- внедрение проекта "Библиоавтобус" для обслуживания населения районов, не имеющих возможностей для регулярного посещения библиотек;
- распространение программ "Запишись в библиотеку", "Новое поколение выбирает чтение" и других, направленных на повышение роли библиотеки и социального статуса библиотечного работника, формирование культуры чтения, пропаганды книги.
Ожидаемые результаты
Приобщение детской и молодежной аудитории столицы к библиотечным ценностям, укрепление позиций библиотек как наиболее информативного и доступного типа учреждений культуры для всех категорий населения за счет разнообразия интеллектуальных услуг и оперативности в предоставлении их населению.
Увеличение книговыдачи: книги на 20%, медиа - ресурсы - на 35%.
Создание информационных центров различной направленности на базе публичных библиотек города Москвы - найдет свое продолжение в рамках создания в каждом районе города многофункциональных культурных центров на основе библиотечных форм работы и компьютерных технологий.
Для доступа инвалидов и маломобильных категорий граждан будет приспособлена 41 библиотека, осуществлена модернизация систем комплексной безопасности 124 библиотек.
4.4. Клубы и иные учреждения досуга (таблица 4)
Отличительной особенностью раздела Программы, посвященного клубам и иным учреждениям досуга, является:
- формирование стабильной, постоянно и динамично развивающейся сети учреждений культуры клубного типа, удовлетворяющей растущую потребность населения Москвы в современных формах семейного, молодежного досуга, детского эстетического воспитания;
- внедрение в практику организационно-структурных, экономических и содержательных нововведений, определяющих эффективное развитие клубных учреждений в период системной модернизации отрасли.
Задачи и решения
Среди первоочередных задач в развитии сети учреждений клубного типа является: - реализация комплекса мероприятий, которые входят в "Дополнительные меры по развитию системы и видов деятельности государственных учреждений культуры города Москвы клубного типа". Среди важнейших позиций "Дополнительных мер_" следующие:
- повышение объема и качества культурных услуг на основе модернизации оборудования, технического переоснащения учреждений, внедрения новых, более эффективных форм работы с различными категориями населения.
- развитие специализированных форм клубного досуга, в том числе - активизация семейных форм культурного досуга, организация самообразования и др. Это предполагает внедрение системы государственной поддержки инновационных проектов путем присуждения грантов.
- мониторинг, ситуационный анализ обеспеченности населения районов Москвы услугами культурного профиля. Содействие созданию и развитию территориальных клубных систем в округах города, подготовка обоснования по дислокации новых учреждений культуры клубного типа в районах массовой жилой застройки, а также предложений по передаче в собственность города зданий бывших профсоюзных и ведомственных дворцов, домов культуры и клубов.
- в целях успешного реагирования на процессы реформирования бюджетного сектора - осуществление системы мероприятий по освоению клубными учреждениями новых организационно-правовых и экономических форм деятельности, в числе которых поэтапный переход на программно-целевой метод финансирования основных видов деятельности и внедрение в режиме эксперимента механизмов реорганизации государственного учреждения культуры (ГУК) в автономное учреждение (АУ).
- для совершенствования нормативно-правовой базы предусмотреть разработку правовых документов, регулирующих деятельность государственных клубных учреждений с учетом современных социально-экономических условий, положения о государственном учреждении культуры клубного типа города Москвы, объемных показателей деятельности клубов, стандартов и оценочных критериев эффективности работы клубных учреждений на основании участия в конкурсе социально значимых программ, нормативов функционально-технологического оснащения и др.
Среди локальных задач, отвечающих программным приоритетам выделяются следующие:
- развитие системы учреждений клубного типа в местах, отдаленных от центральной части города, включая строительство многофункциональных культурно-досуговых центров в районах с дефицитным уровнем культурных услуг населению;
- модернизация звукового и светового оборудования действующих учреждений культуры, оборудование современных систем охраны и безопасности, создание новых услуг на основе компьютерных технологий, детских и молодежных центров;
- развитие основных видов деятельности на основе внедрения системы целевого государственного заказа, путем выделения грантов для реализации проектов, имеющих важное значение для поддержки традиционной народной культуры, самодеятельного творчества, различных форм семейного досуга, художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, создания дополнительных видов услуг на основе современных технологий;
- создание клубных учреждений культуры нового типа - центров поддержки инновационных проектов в сфере культуры - креатив-центров;
- создание на базе Государственного социально-культурного центра "Надежда" методического центра для распространения опыта работы по социокультурной реабилитации инвалидов. Внедрение в практику работы учреждений культуры различных моделей социокультурной реабилитации инвалидов. Обучение специалистов учреждений культуры по вопросам социокультурной реабилитации инвалидов. Реализация программы "Ренессанс" (развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями).
Ожидаемые результаты
Важнейшим результатом реализации системы программных мероприятий станет формирование стабильной и динамично развивающейся сети учреждений культуры клубного типа, которая гибко применяет технологии социального маркетинга и укрепляет позиции клубов как наиболее массовых и востребованных культурно-досуговых учреждений, обеспечивающих доступность культурных благ всем категориям населения.
Результатом выполнения программных мероприятий станут:
- повышение культурного уровня населения;
- увеличение количества участников секций, студий на 15%;
- увеличение детско-юношеской аудитории на 20%;
- расширение сети учреждений культуры клубного типа;
- увеличение спектра предлагаемых видов услуг и форм работы;
- рост социальной активности всех групп населения;
- повышение уровня социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными физическими возможностями.
4.5. Парки культуры и отдыха (таблица 5)
Приоритетным направлением развития парков в период 2008 - 2010 годов станет распространение социальной маркетинговой стратегии на их текущую деятельность, что должно способствовать:
- развитию профильной специализации каждого из парков - как эффективный путь повышения своеобразия их культурного продукта;
- повышение# уровня рекреационного обслуживания населения Москвы с учетом социальных ориентиров на разработку и внедрение комплекса услуг для семейного отдыха, а также на переход к всесезонным видам услуг и формам работы с посетителями.
Генеральным направлением деятельности каждого из парков, независимо от их специализации, станет воспитание экологической культуры населения мегаполиса, как на примере содержания природного комплекса территории парков, так и путем постоянных мероприятий, акций, конкурсов, смотров, а также применения современных методов экологического просвещения.
Задачи и решения
Основными задачами всестороннего развития парков культуры и отдыха являются:
- разработка проектов планировок парков с учетом особенности и специфики их деятельности в едином парковом комплексе города Москвы. Создание парков культуры и отдыха различных типов: парков аттракционов, экологических парков, этнографических парков, исторических парков, военно-исторических парков, художественно-архитектурных, парков искусств, парков культуры и спорта;
- разработка и реализация проектов, направленных на сохранение и развитие природных комплексов парков города;
- приоритетное развитие инфраструктуры парков, предназначенной для всесезонной работы и обслуживания посетителей парков;
- разработка и реализация проектов, направленных на восстановление исторических объектов, расположенных на территориях парков и прилегающих к ним территориях;
- разработка и реализация проектов создания объектов парковой инфраструктуры для организации совместных форм работы с театрами, концертными организациями, музеями и другими учреждениями культуры;
- внедрение новых форм экономической деятельности парков с привлечением внебюджетных источников финансирования парков;
- модернизация аттракционного хозяйства.
Ожидаемые результаты
Появление на карте города тематических парков культуры и отдыха с инновационными формами обслуживания населения.
Повышение социальной, экологической, архитектурно-ландшафтной значимости парков на современном этапе.
Качественно иная инфраструктура парков с наличием современных форм обслуживания населения с учетом мировых тенденций паркового развития.
Наличие широкого ассортимента видов услуг, оказываемых населению, с учетом различных возрастных и социальных категорий.
Сохранение природной среды города и экологического комфорта.
4.6. Кинофикация и кинопрокат (таблица 6)
Особенность раздела Программы по кинофикации и кинопрокату состоит в ориентации на общественно-значимый результат, что выражают следующие приоритетные целевые установки:
- реализация протекционистской политики в области проката российских фильмов, прежде всего некоммерческих, авторских, лучших образцов отечественного кино прошлых лет, детских, учебных и научно-популярных фильмов;
- развитие видового разнообразия и качественного уровня услуг кинопоказа для осуществления средствами кинематографа воспитательной, просветительской, образовательной и досуговой функций культуры;
- совершенствование городской сети государственных учреждений культуры "Специализированные детские кинотеатры" с единой программой работы, прокатной политикой для наиболее полного удовлетворения духовных и эстетических потребностей детей и юношества.
Задачи и решения
Для достижения поставленных целей намечена реализация следующих задач:
- создание условий для развития отечественного кино и доступа жителей Москвы к лучшим произведениям кинематографии, включая создание Центра Российских кино премьер на базе кинотеатра "Художественный";
- сохранение, развитие и пополнение городского фильмофонда;
- создание благоприятных условий для творчества и самореализации специалистов в области кинопроката и внедрения новых информационных технологий;
- обеспечение сохранности и эффективного использования зданий и имущества городских кинотеатров;
- создание современных кинозалов на базе действующих кинотеатров путем их реконструкции;
- поддержка сети государственных учреждений культуры в сфере кинофикации и кинопроката;
- преобразование сети детских кинотеатров в современные молодежные кинотеатральные центры с единой программой работы с детьми и юношеством, репертуаром и рекламной политикой; разработка концепции и технологического задания создания в Москве Центрального дома детского кино;
- разработка и внедрение новых эффективных и тактичных форм приобщения молодежи к "золотому запасу" кинематографа; создание Центра молодежной субкультуры (синтез кино, театрального, эстрадного, визуального, авангардного искусства) на базе кинотеатра "Рассвет";
- использование инновационных технологий для расширения возможностей сети городских кинотеатров с целью повышения уровня удовлетворения духовных и социальных потребностей населения города Москвы;
- использование ресурсов социальной рекламы и информации города Москвы для обеспечения протекционистской политики поддержки отечественного кино и повышения уровня информированности населения города о деятельности городской киносети;
Ожидаемые результаты
Возрождение московских традиций проведения киномероприятий высокого уровня: фестивалей, премьерных и тематических показов фильмов во вновь созданном на базе кинотеатра "Художественный" "Центре российских кинопремьер".
Приобретение для проката 160 новых фильмов отечественного производства.
Расширение киносети детских кинотеатров с 8 кинотеатров до 12-ти.
Функционирование в городе Москве современного мультимедийного детского киноцентра "Центрального дома детского кино".
Проведение 15 кинофестивалей, дней кино, в том числе 9 - для детей и юношества. Проведение киномероприятий - 300, количество участников - 40 000 человек.
Количество сеансов российских фильмов в год - 2500 сеансов.
4.7. Образовательные учреждения (таблица 7)
Генеральная цель и приоритетное направление комплексного развития образовательных учреждений на период действия Программы - улучшение условий для оказания услуг населению в области образования в том числе, образовательными учреждениями профессионального образования и образовательными учреждениями дополнительного образования детей и взрослых.
Задачи и решения
Задачи в области профессионального образования:
- повышение профессионального уровня выпускников путем реализации системы мер, включающих совершенствование конкурсного отбора абитуриентов, стимулирование творческой активности учащихся и студентов, укрепление их здоровья;
- формирование эксклюзивного культурного продукта для населения за счет развития концертной деятельности лучших солистов и концертных коллективов образовательных учреждений (духовые и симфонические оркестры, хоровые и хореографические коллективы);
- развитие научно-методического потенциала педагогических кадров, в том числе обеспечение условий для постоянного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.
Задачи в области дополнительного образования детей (детские школы искусств):
- расширение возможностей для развития творческих способностей детей, подростков и молодежи, поддержка одаренных детей и подготовка их к профессиональной деятельности в сфере искусства, включая следующие меры:
- увеличение количества детских школ искусств (общее название для ДМШ, ДХШ, ДШИ) в целях более равномерного их распределения в городской инфраструктуре и территориальной доступности;
- оптимизация процесса обучения в детских музыкальных школах с классическим набором инструментов за счет внедрения учебных планов и программ нового поколения;
- развитие разнообразных форм концертно-фестивальной деятельности учащихся, в том числе увеличение количества мероприятий для лиц с ограниченными физическими возможностями;
- направленность кадровой политики на привлечение молодых специалистов (как педагогических, так и руководящих работников) в целях безболезненной смены творческих поколений, а также повышение образовательного ценза педагогических и руководящих работников;
- сохранение доступности качественного художественного образования для всех слоев населения;
- разработка и реализация образовательных программ, нацеленных на сохранение и развитие многообразных жанров и видов народной культуры, а также освоение новых видов художественно-творческой деятельности;
- обновление парка музыкальных инструментов в учреждениях дополнительного образования.
Ожидаемые результаты
Выполнение мероприятий Программы позволит:
- внедрить в педагогическую практику детских музыкальных, художественных школ и детских школ искусств современные личностно-ориентированные и сберегающие здоровье образовательные программы и технологии;
- расширить сеть образовательных учреждений, работающих в инновационном режиме;
- сохранить академические традиции художественного образования детей и юношества;
- выявить представителей нового поколения одаренной молодежи в целях дальнейшей поддержки их творческого становления;
- повысить квалификацию педагогических работников образовательных учреждений;
- повысить престиж педагогического труда.
4.8. Охрана художественного наследия (таблица 8)
Программа нацелена на сохранение и приумножение культурного потенциала города, совершенствование работы по созданию и сооружению памятников и памятных знаков, эффективное взаимодействие скульпторов, архитекторов и строителей на всех этапах работы, пресечение незаконного вывоза художественных ценностей за рубеж.
Задачи и решения
Основными задачами всестороннего развития этого направления являются:
- научно-историческое обоснование и формирование культурной политики города в решении проблем обогащения его градостроительного и архитектурно-художественного облика;
- продолжение работы по поэтапному переводу на конкурсную основу всех основных видов творческой деятельности по созданию памятных знаков (мемориальных досок);
- привлечение специалистов высшей квалификации к подготовке и проведению конкурсов на лучшие проекты памятников и памятных знаков;
- дальнейшее совершенствование работы Художественно-экспертного совета по скульптуре, монументальному и декоративному искусству;
- совершенствование производственной деятельности Московской службы по сохранению культурных ценностей, активное освоение новых технологий в работе повыявлению, экспертизе, постановке под государственную охрану произведений искусства, находящиеся в немузейных собраниях, в пользовании юридических и физических лиц на территории Москвы;
- запуск в полном объеме специальной компьютерной программы "Государственная регистрация культурных ценностей в городе Москве", находящихся в немузейных собраниях.
- усиление государственного контроля за вывозом культурных ценностей за рубеж путем освоения новых научных методик, применения современных технических средств и эффективного взаимодействия с сотрудниками таможенных служб.
Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит:
- обеспечить на высоком художественном уровне выполнение решений Правительства Москвы о создании памятников, скульптурных композиций и мемориальных знаков, в том числе:
- в 2008 году - памятники: летчику В.П. Чкалову, академику А.М. Прохорову, поэту Мусе Джалилю; скульптурной композиции "Астана" (дар столицы Казахстана Москве);
- в 2009 году - памятники: генералу М.Д. Скобелеву, летчику М.В. Водопьянову; в честь воинов, отстоявших Москву в битве 1941-1942 гг.;
- существенно пополнить Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации за счет вновь выявленных предметов музейного значения в немузейных собраниях, коллекциях юридических и физических лиц;
- обеспечивать и поддерживать в городе Москве режима особого контроля за сохранением культурных ценностей, их ввозом и вывозом через границу, повышение научного и технологического уровня проведения искусствоведческой, историко-культурной экспертизы;
- активизировать деятельность художественных промыслов и ремесел в местах их традиционного пребывания в городе Москве.
4.9. Международное и межрегиональное сотрудничество (таблица 9)
Важнейшей инновацией в развитии данного направления является подчинение всех проектов идее целенаправленного формирования международного имиджа столичного мегаполиса как центра в создании нового культурного миропорядка на основе единства и разнообразия культур. Важнейшим условием реализации этого инновационного подхода станет продвижение позитивного образа Москвы средствами культуры с привлечением и участием СМИ через имиджевые программы, отражающие самобытность, богатство талантов, высочайший художественный уровень и эстетическое разнообразие московской городской культуры.
Правовую основу международного и межрегионального культурного сотрудничества 2008 - 2010 годах, как и в предыдущие годы, составляют соглашения, заключаемые Правительством Москвы с зарубежными городами, субъектами, городами и областями регионов Российской Федерации, а также ежегодные планы международных и межрегиональных мероприятий, утверждаемые распоряжениями Правительства Москвы.
Одним из наиболее важных приоритетов является оказание систематической и разносторонней поддержки российским соотечественникам за рубежом в сохранении ими культурной, этнической и языковой самобытности в новых независимых государствах.
Исключительно важно сохранение роли Москвы как одного из мировых центров культуры, места проведения авторитетных международных выставок, фестивалей, гастрольных турне лучших зарубежных коллективов и исполнителей, встреч представителей творческой интеллигенции, Дней культуры других стран. Средством демонстрации принадлежности Москвы к мировому культурному сообществу служит организация мероприятий, связанных с памятными и праздничными датами календаря международной культурной жизни.
Задачи и решения
В процессе осуществления международного и межрегионального культурного сотрудничества Москвы особое место займут следующих задачи:
- формирование и реализация стратегии Правительства Москвы в области международного и межрегионального культурного сотрудничества.
- планомерная работа по повышению качества и уровня проведения крупных городских международных и межрегиональных культурных акций (Дней культуры и др.) и отдельных мероприятий по линии музейно-выставочных, театрально-концертных обменов.
- постоянное совершенствование договорно-правовой базы в рамках осуществления международного и межрегионального культурного сотрудничества.
- активная деятельность по установлению и развитию культурных связей Правительства Москвы с городами и регионами зарубежных стран (включая страны СНГ и Балтии) и городами и регионами Российской Федерации.
- оказание содействия российским культурным центрам за рубежом в организации и проведении крупных общественно-значимых культурных программ и оказание поддержки российским соотечественникам за рубежом в сохранении культурной, этнической и языковой самобытности.
- участие московских учреждений культуры в реализации международного и межрегионального культурного сотрудничества на основе прямых партнерских связей.
- организация и проведение мероприятий, связанных с памятными и праздничными датами международной культурной жизни и жизни городов и регионов Российской Федерации.
- участие в мероприятиях согласно программам, направленным на повышение международного авторитета города Москвы.
Ожидаемые результаты
Реализация международных и межрегиональных культурных мероприятий позволит создать эффективную систему координации международного и межрегионального культурного сотрудничества, обеспечить расширение существующих и налаживание новых международных и межрегиональных связей в области культуры, повысить их эффективность для развития социальной сферы, качества жизни москвичей а также:
- обеспечить развитие международных и межрегиональных культурных связей Москвы с целью интеграции культуры города в европейское и мировое культурное пространство и формирование позитивного имиджа Москвы в сознании жителей регионов РФ и зарубежных городов;
- способствовать более глубокому изучению и учету обычаев, национальных традиций с целью воспитания толерантного этнокультурного сознания и чувства просвещенного патриотизма;
- существенно расширить и укрепить культурные связи с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, более эффективно использовать их возможности при проведении мероприятий в городах дальнего и ближнего зарубежья.
4.10. Проведение ежегодных городских общественно значимых и социально-культурных мероприятий (таблица 10)
Москва является одним из крупнейших исторических и культурных мегаполисов мира, где ежегодно проводятся сотни культурных акций и мероприятий.
При формировании Программы, исходя из поручений Правительства Москвы и с учетом предложений деятелей культуры и искусства, общественных организаций и объединений, в нее включены мероприятия международного, национального и городского масштаба, а также разнообразные мероприятия, пропагандирующие высшие достижения отечественной культуры.
Задачи и решения
Проведение общественно значимых для города мероприятий обусловлено следующими задачами:
- повышение социально-культурной значимости массовых городских мероприятий, проводимых в дни официальных и городских праздников;
- обеспечение высокого культурного и организационного уровня проведения важнейших массовых мероприятий, посвященных наиболее знаменательным событиям и датам в истории государства и города Москвы;
- достижение адресной направленности городских массовых мероприятий;
- привлечение для проведения общественно-значимых мероприятий на конкурсной основе наиболее талантливых авторов и исполнителей, творческой молодежи.
Ожидаемые результаты
Реализация программных мероприятий, предусмотренных в данном разделе, позволит обеспечить:
- проведение крупнейших городских массовых мероприятий на высоком художественно-творческом уровне, достойном крупнейшего мегаполиса мира;
- сохранение традиций проведения на улицах и площадях города популярных среди москвичей и гостей столицы художественных фестивале, смотров, конкурсов, посвященных государственным и городским праздникам;
- расширение культурного пространства города за счет освоения новых сценических площадок в центре и в новых жилых микрорайонах города;
- гармонизацию межнациональных отношений москвичей - жителей многонационального мегаполиса;
- участие возможно максимального числа москвичей и гостей города в масштабных культурных акциях нацеленных на борьбу с негативными явлениями в обществе (наркомания, терроризм и др.).
4.11. Повышение эффективности кадрового, социального и правового обеспечения (таблица 11)
Особенностью данного направления в Программе является сохранение пакета основных социально ориентированных позиций поддержки кадровых работников отрасли, а также молодых семей.
Задачи и решения
Основные задачи Программы основаны на необходимости обеспечения социальной защищенности работников культуры:
- обеспечение сотрудников системы Департамента культуры жилой площадью по социальному найму, по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа, в соответствии с утвержденной программой реализации жилой площади распорядительными документами Правительства Москвы. Приоритетное право получения жилой площади в 2008 - 2010 годах будет предоставлено сотрудникам, проживающим в квартирах коммунального заселения, общежитиях, молодым семьям;
- обеспечение творческих работников московских театров, не имеющих жилья в Москве, жилыми помещениями на правах аренды;
- проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства в библиотеках, музеях, музыкальных школах и школах искусств, парках, в рамках городских конкурсов "Московские мастера", "Менеджер года, "Женщина - директор года";
- осуществление адресной поддержки ветеранам отрасли, в том числе участников Великой Отечественной войны.
- проведение мероприятий для семей работников учреждений системы Департамента культуры (интерактивные программы, проведение экскурсий, семейных просмотров и т.д.)
Ожидаемые результаты
Реализация программных мероприятий предусматривает:
- проведение ежегодных смотров и конкурсов "Лучший по профессии" в библиотеках, музыкальных школах и школах искусств, музеях, парках в рамках городского конкурса профессионального мастерства "Московские мастера", с привлечением к организации и проведению конкурсов не менее 1500 сотрудников организаций;
- участие в ежегодных конкурсах "Женщина - директор года", "Менеджер года", "Молодой директор года";
- ежегодное обеспечение жилой площадью по социальному найму и по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа работников учреждений системы Департамента культуры, в объеме площадей, определяемых ежегодно при утверждении программ реализации жилой площади распорядительными документами Правительства Москвы;
- постоянная адресная поддержка ветеранов отрасли, в том числе и в связи с празднованием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
- привлечение к семейному досугу (проведение спортивных, интерактивных, экскурсионных и других программ) работников учреждений системы Департамента культуры не менее 30%.
4.12. Научно-исследовательская, методическая, экспериментальная, научно-издательская и информационная деятельность (таблица 12)
Задачи и решения
В условиях социально-политических и экономических трансформаций переходного периода развития государства и общества, роста социально-культурной сферы московского мегаполиса, роль научного анализа, прогнозирования и планирования деятельности учреждений культуры, искусства и досуга, исследования запросов и общественного мнения москвичей, взаимодействия представителей разных культур, проживающих в Москве, культурного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья постоянно возрастает.
Научно-исследовательскую, методическую, экспериментальную, научно-издательскую и информационную деятельность в социально-культурной сфере осуществляет государственное научно-исследовательское учреждение города Москвы - Московский институт социально-культурных программ. Эта работа осуществляется институтом как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими научно-исследовательскими организациями Москвы и Российской Федерации, департаментами и комитетами Правительства Москвы, учреждениями культуры, искусства и досуга, общественными организациями.
В ходе реализации Программы институтом осуществляется весь комплекс работ, необходимых для научного, методического, экспериментального и информационного обеспечения деятельности учреждений культуры и досуга Москвы.
В предстоящий период предполагается проведение необходимых научных исследований как в сфере производства, так и в сфере потребления культурной продукции и услуг, оказание методической помощи учреждениям культуры и досуга системы Департамента культуры города Москвы, творческим и общественным организациям.
Важнейшая задача, стоящая перед институтом - разработка и научный мониторинг реализации программ развития отрасли "Культура" и отдельных ее подотраслей.
В связи с этим предполагается:
- ежегодное проведение научных исследований по актуальным проблемам жизнедеятельности учреждений культуры, искусства и досуга Москвы;
- разработка научно-методических рекомендаций, пособий для управленческих структур и учреждений культуры;
- исследование динамики культурных запросов различных категорий населения московского мегаполиса;
- разработка методики и методологии противодействия средствами культуры и искусства негативным явлениям в социальной сфере Москвы;
- развитие экспериментально-творческой деятельности (разработка и реализация экспериментальных социально-значимых культурных проектов и программ с целью внедрения их в культурную практику в условиях московского мегаполиса);
- разработка нормативных документов по обеспечению деятельности различных типов учреждений отрасли "Культура";
- развитие научно-издательской и информационной деятельности, пропаганда культуры высоких достижений, лучших образцов народного творчества;
- издание результатов исследовательской деятельности, методической литературы, научно-культурных журналов "Поиск" (Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура), "Наука. Культура. Общество", других изданий, посвященных актуальным проблемам культуры, искусства, досуга.
Ожидаемые результаты
Результатом выполнения поставленных в Программе задач станут:
- обеспечение развития социально-культурной сферы московского мегаполиса на научной основе;
- оптимизация деятельности учреждений культуры и досуга на основе исследования запросов различных категорий населения Москвы;
- совершенствование методической базы функционирования учреждений культуры и досуга Москвы;
- повышение качества и эффективности профилактической работы учреждений культуры и досуга в борьбе с негативными явлениями в социальной сфере;
- дальнейшая информатизация социально-культурной сферы, пропаганда подлинной культуры, высокого искусства, народного творчества;
- систематизация противодействия информационной, антикультурной экспансии, культурное воспитание подрастающего поколения;
- координация деятельности научно-исследовательских центров, учреждений культуры и управленческих структур в деле оптимизации развития культурных процессов в столичном мегаполисе.
4.13.Система программных мероприятий органов исполнительной власти города Москвы (таблицы 13 - 19)
Одной из приоритетных задач Правительства города является формирование парадигмы культурной политики, специфической особенностью которой является взаимосвязь отрасли "культура" с другими отраслями социальной сферы города. Эффективность политики города в области культуры во многом определяется согласованностью действий Департамента культуры города Москвы со всеми органами исполнительной власти города, подразделениями Комплекса социальной сферы.
1. Система мероприятий Департамента образования города Москвы (таблица 13)
Деятельность Департамента образования города Москвы предусматривает реализацию мероприятий по:
- обеспечению доступности культуры и искусства для детей и молодежи;
- приобщению детей с раннего возраста к национальной и мировой культуре, к занятиям творческой деятельностью;
- повышению качества дополнительного образования;
- обсуждению проблемных вопросов на совместных заседаниях коллегий;
Программа определяет основные направления совместной деятельности, связанные с осуществлением общих проектов:
- организация гала - концертов, фестивалей детского и юношеского творчества, праздников, конкурсов, мероприятий посвященных знаменательным событиям, выставок детского и юношеского творчества;
- участие в программах Дней исторического и культурного наследия Москвы, Дней славянской письменности и культуры, Дня защиты детей, Дня первоклассника, Новогодних и Рождественских праздников, других общественно значимых мероприятий;
- разработка нормативных документов, учебно-методической литературы и культурно-досуговых программ, связанных с художественным творчеством с использованием научного потенциала учреждений культуры и образования;
- активизация межведомственных творческих контактов;
- организация концертной деятельности с участием детских и молодежных творческих коллективов и исполнителей;
- совершенствование издательской деятельности;
- информационное обеспечение общественно значимых мероприятий в сфере образования и культуры.
2. Система мероприятий Департамента семейной и молодежной политики города Москвы (таблица 14)
Программа предусматривает работу Департамента семейной и молодежной политики по организации и творческому обеспечению молодежных проектов, а также проведение мероприятий, связанных с обеспечением семейного досуга.
Среди мероприятий Программы предусмотрены проведение праздников, посвященных Международному Дню семьи, Дню матери и др.
В перечне мероприятий - участие в организации и проведении ряда инновационных проектов.
Для наиболее одаренных детей, учащихся, студентов ВУЗов запланировано учреждение стипендий, а также установление специальных премий для талантливой молодежи в области культуры и искусства.
3. Система мероприятий Комитета общественных связей города Москвы (таблица 15)
Программа включает меры по поддержке инициатив различных общественных организаций. Значительное количество мероприятий, предусмотренных в Программе, направлены на:
- обеспечение взаимодействия органов государственной власти с различными общественными и творческими организациями;
- привлечение общественных и творческих организаций к активному участию в реализации программ в сфере культуры и искусства;
- формирование инновационных механизмов взаимодействия государственных структур с общественными организациями;
- организационную поддержку наиболее значимых мероприятий и культурных проектов, подготовленных общественными и творческими организациями;
- активизацию всех форм работы по патриотическому воспитанию молодежи совместно с ветеранскими организациями.
4. Система мероприятий Департамента социальной защиты населения города Москвы (таблица 16)
Разработанная система мероприятий направлена на создание необходимых условий для расширения спектра и повышения доступности культурных услуг, различных видов и форм культурного досуга для пенсионеров, ветеранов, инвалидов, семей с детьми, а также иных нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.
В рамках этой деятельности предусмотрено:
- усиление адресной направленности досуговой и просветительской деятельности в сфере культуры с целью более полного вовлечения в культурный процесс различных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
- обеспечение доступности услуг учреждений культуры для малообеспеченных категорий жителей города путем введения дифференцированной ценовой политики на данные услуги;
- усиление внимания к организации и содержанию культурно-досуговой и воспитательной работы с детьми из многодетных семей, а также с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в культурно-досуговых центрах для молодежи, клубных учреждениях, центрах помощи семье и детям и др.;
- внедрение в практику работы различных апробированных моделей социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе - организация фестивалей, конкурсов и выставок творчества инвалидов, лиц с ограниченными возможностями всех возрастных категорий;
- приспособление учреждений культуры для посещения лиц с ограниченными возможностями, создание условий для свободного передвижения инвалидов и малоподвижных групп населения в театрах, музеях, выставочных и концертных залах, библиотеках, парках культуры и отдыха и др.;
- широкое информирование москвичей о мероприятиях Программы, проводимых для пенсионеров, ветеранов, инвалидов, семей с детьми, а также иных нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.
Система мероприятий в реализации социально-культурных программ города предусматривает:
- проведение культурно-досуговых мероприятий в учреждениях социальной защиты для детей и подростков из социально-незащищенных категорий семей;
- проведение мероприятий для ветеранов и инвалидов, посвященных общественно значимым праздникам, в центрах социального обслуживания;
- обеспечение участия инвалидов в общегородских мероприятиях (фестивали, конкурсы, выставки художественного творчества и т.п.).
5. Система мероприятий Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы (таблица 17)
Программой предусмотрена деятельность, направленная на:
- укрепление и развитие межрегиональных и межнациональных культурных связей;
- привлечение к участию в формировании культурной среды регионов Российской Федерации;
- оказание организационной поддержки региональным национально-культурным центрам в проведении межрегиональных фестивалей, выставок и национально-культурных праздников.
6. Система мероприятий Департамента физической культуры и спорта города Москвы (таблица 18)
Программа предусматривает совместную организацию и проведение спортивных мероприятий в учреждениях культуры и спорта города, направленных на пропаганду здорового образа жизни, на вовлечения молодежи в московские спартакиады "Спорт для всех".
В Программе уделено значительное внимание мероприятиям, ориентированным на расширение культурной составляющей при проведении спортивно-зрелищных праздников, посвященных Дню города ("Спортивная столица!"), Дню Победы ("Спортивная Москва салютует Великой Победе") и др.
7. Система мероприятий Департамента здравоохранения города Москвы (таблица 19)
Сотрудничество Департамента здравоохранения города Москвы с Департаментом культуры города Москвы запланировано в сферах пропаганды здорового образа жизни, профилактики распространения наркомании, ВИЧ-инфекции. Принимая во внимание актуальность данных вопросов к ведущему направлению деятельности отнесено осуществление средствами культуры и искусства мероприятий среди подростков и молодежи по профилактике всех видов химической зависимости и отказа от вредных привычек.
В рамках межведомственного сотрудничества с целью увеличения объема оказания психотерапевтической и реабилитационной помощи предусматривается разработка и тиражирование профилактической литературы, изготовление и размещение наружной рекламы и информации.
4.14 Сотрудничество Департамента культуры города Москвы с Московским городским профессиональным союзом работников культуры, государственными, общественными организациями, объединениями и творческими союзами города Москвы
Сотрудничество Департамента культуры города Москвы с Московским городским профессиональным союзом работников культуры, государственными, общественными организациями, объединениями и творческими союзами города Москвы включает следующие положения:
- практическое внедрение принципов социального партнерства в области социально-трудовых отношений в организациях культуры, повышение эффективности работы организаций отрасли в интересах города, обеспечение устойчивой социальной защиты, повышение уровня реализации прав и законных интересов работников культуры города Москвы;
- улучшение информационного и организационно-методического обеспечения системы социального партнерства;
- определение при формировании проекта бюджета Департамента культуры города Москвы источников финансирования мероприятий направленных на поддержку организаций, действующих в системе социального партнерства;
- совершенствование системы оплаты труда бюджетных организаций отрасли культуры;
- осуществление совместного контроля за соблюдением законодательства, защищающего интересы работников организаций отрасли;
- проведение согласованной политики социально-трудовой адаптации молодежи, обеспечение координации деятельности заинтересованных структур по организации трудоустройства в сфере культуры выпускников городских образовательных учреждений;
- обеспечение сохранения системы социальной защиты и мер социальной поддержки учащихся детей и молодежи не ниже уровня 2007 года;
- осуществление системы мер по повышению престижа работы в отрасли культуры;
- разработка и реализация социальных программ, направленных на улучшение материального положения работников отрасли;
- принятие мер по сохранению социально-культурных объектов организаций, осуществляющих культурно-досуговую деятельность;
- совершенствование системы охраны труда в организациях отрасли и экологической защиты окружающей среды;
- способствование предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров;
- совместная подготовка общегородских мероприятий научно-практического, культурно-просветительского, спортивно-оздоровительного и досугового характера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.