Екатеринбург |
|
16 декабря 2021 г. |
Дело N А60-14331/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Кравцовой Е.А., Сухановой Н.Н.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ашинское рудоуправление" (далее - ООО "Ашинское рудоуправление", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.07.2018 по делу N А60-14331/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Гумеров Р.Ф. (доверенность от 07.04.2021);
Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу (далее - Департамент, Уралнедра) - Винаров А.Н. (доверенность от 01.07.2021).
ООО "Ашинское рудоуправление" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями к Департаменту, Управлению по недропользованию по Челябинской области (далее - Челябинскнедра) и к акционерному обществу "Ашинское рудоуправление" (далее - АО "Ашинское рудоуправление") о признании незаконным приказа отдела геологии и лицензирования Департамента от 04.12.2017 N 94 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 02803 ТР.
Решением суда первой инстанции от 06.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2021 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что судами неправильно применены положения административного регламента, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315. Считает, что только руководитель территориального органа Роснедра, а не руководитель его отдела может принять решение о досрочном прекращении права пользования участками недр. Предусмотренный административным регламентом правовой механизм издания соответствующего приказа Роснедр или его территориального органа на основании рекомендательного решения Комиссии направлен на исключение случаев злоупотребления полномочиями со стороны государственного органа и выступает дополнительной гарантией прав недропользователя.
Управление в представленном отзыве просит кассационную жалобу общества оставить без удовлетворения, судебные акты без изменения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, что 24.09.2014 Департаментом зарегистрирована лицензия на право пользования недрами ЧЕЛ 02803 ТР, выданная обществу, с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча марганцевых руд на участке Медвежий, территория Ашинского муниципального района Челябинской области. Срок окончания действия лицензии - 30 сентября 2039 года.
Согласно лицензии, ее неотъемлемой составной частью является в числе прочего документ "Условия пользования недрами" на 8 листах.
Пунктом 4.2.1 Условий пользования недрами установлен срок подготовки и утверждения в установленном порядке проекта работ по геологическому изучению недр (поискам и оценке месторождений полезных ископаемых), получившего положительное заключение экспертизы в соответствии со статьей 36.1 Закона Российской Федерации "О недрах", - не позднее 12 месяцев с даты государственной регистрации лицензии (то есть не позднее 24.09.2015).
Департаментом в адрес общества направлено уведомление от 25.11.2016 N 13/16 о нарушении условий пользования недрами по лицензии ЧЕЛ02803ТР, которым обществу указано на нарушение пункта 4.2.1 Условий пользования недрами, установлен срок для устранения нарушения - в течение 6 месяцев со дня получения настоящего уведомления; кроме того, разъяснено, что на основании пункта 2 части 2 статьи 20, статьи 21 Закона РФ "О недрах" право пользования недрами по лицензии ЧЕЛ02803ТР может быть ограничено, приостановлено или досрочно прекращено.
Поскольку в указанный срок также нарушение не было устранено, Департаментом 04.12.2017 принят приказ N 94 о досрочном прекращении права общества на пользование недрами по лицензии ЧЕЛ 02803 ТР.
Не согласившись с данным приказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), определяя, как указано в его преамбуле, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами.
Согласно части первой статьи 11 данного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).
Интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона о недрах) обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами.
В соответствии со статьей 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2); систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами (пункт 3); если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункт 5).
При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.
Согласно абзацу 4 статьи 21 названного Закона в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Законом о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение о порядке лицензирования), на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и прочих обязательных платежей.
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, состав и содержание проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых определяются правилами подготовки проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что 03.10.2016 в Уралнедра поступило письмо Федерального агентства по недропользованию от 30.09.2016 N 04-30/11928, в котором поручено рассмотреть на комиссии вопрос о допущенных нарушениях ООО "Ашинское рудоуправление".
Установив нарушение обществом пункта 4.2.1 Условий пользования недрами (непредставление в срок не позднее 24.09.2015 проекта работ по геологическому изучению недр (поискам и оценке месторождений полезных ископаемых), получившего положительное заключение экспертизы в соответствии со статьей 36.1 Закона о недрах, Уралнедра направили обществу уведомление от 25.11.2016 N 13/16 о нарушении условий пользования недрами по лицензии ЧЕЛ02803ТР (л.д. 165 том 1).
Данным уведомлением обществу указано на нарушение пункта 4.2.1 Условий пользования недрами, установлен срок для устранения нарушения - в течение 6 месяцев со дня получения настоящего уведомления; кроме того, разъяснено, что на основании пункта 2 части 2 статьи 20, статьи 21 Закона РФ "О недрах" право пользования недрами по лицензии ЧЕЛ02803ТР может быть ограничено, приостановлено или досрочно прекращено.
Нарушение пункта 4.2.1 Условий пользования недрами является нарушением существенных условий лицензии, поскольку разработка и добыча месторождений полезных ископаемых в отсутствие утвержденной проектной документации невозможна.
Поскольку данное нарушение не устранено обществом в срок, установленный уведомлением Уралнедра от 25.11.2016 N 13/16, данный орган законно и обоснованно вынес приказ от 04.12.2017 N 94 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 02803 ТР.
Обязательное проведение проверки недропользования для досрочного прекращения его лицензии Законом о недрах не предусмотрено. Результаты данной проверки, оформленные актом и предписанием от 27.06.2017, явились лишь дополнительным основанием для вынесения оспариваемого приказа. Более того, в срок для исполнения предписания (27.11.2017) общество не обеспечило подготовку вышеуказанного проекта. Доводы заявителя о недостаточности такого срока обосновано отклонены, поскольку фактически у него имелось более двух лет для подготовки проекта, в том числе более года после уже нарушенного срока.
Таким образом, неисполнение недропользователем существенных условий лицензии в отсутствие объективных, не зависящих от него и находящихся вне сферы его контроля причин, препятствующих исполнению лицензионных обязательств, предоставляет органу, выдавшему лицензию на пользование недрами, право принятия решения о досрочном прекращении права такого пользования в установленный законом срок.
Доводы общества, заявленные им только при подаче апелляционной и кассационной жалоб о том, что только руководитель территориального органа Роснедра может принять решение о досрочном прекращении права пользования участками недр, подлежат отклонению.
Порядок принятия Департаментом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами прописан в административном регламенте, утвержденном Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Регламент).
Согласно пункту 108 Регламента решение Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами оформляется протоколом заседания Комиссии. Протокол оформляется и подписывается председателем Комиссии и секретарем. Подписанный протокол направляется секретарем Комиссии в структурное подразделение Роснедр или его территориального органа, ответственное за лицензирование.
На основании пункта 115 Регламента должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии, в котором выражена рекомендация о досрочном прекращении права пользования недрами в случае, если пользователь недр в указанный в письменном уведомлении срок не устранил нарушения условий пользования недрами, готовит проект приказа о досрочном прекращении права пользования недрами.
В силу пункта 117 Административного регламента приказ о досрочном прекращении, приостановлении либо ограничении права пользования недрами подписывает руководитель Роснедр либо соответствующего территориального органа в течение 15 рабочих дней с момента принятия Комиссией рекомендательного решения о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр.
Начальнику Челябинскнедра Бабикову В.С. направлено поручение от начальника Департамента о реализации рекомендаций Комиссии сопроводительным письмом от 29.11.2017.
Кроме того, у начальника Челябинскнедра Бабикова В.С. на момент принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами была выданная Уралнедра доверенность N ЧЕЛ-1 от 20.01.2017, в том числе на принятие решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр на территории Челябинской области.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что процедура принятия оспариваемого приказа Департаментом соблюдена, оспариваемый приказ не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.07.2018 по делу N А60-14331/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ашинское рудоуправление" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок принятия Департаментом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами прописан в административном регламенте, утвержденном Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Регламент).
Согласно пункту 108 Регламента решение Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами оформляется протоколом заседания Комиссии. Протокол оформляется и подписывается председателем Комиссии и секретарем. Подписанный протокол направляется секретарем Комиссии в структурное подразделение Роснедр или его территориального органа, ответственное за лицензирование.
На основании пункта 115 Регламента должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии, в котором выражена рекомендация о досрочном прекращении права пользования недрами в случае, если пользователь недр в указанный в письменном уведомлении срок не устранил нарушения условий пользования недрами, готовит проект приказа о досрочном прекращении права пользования недрами."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 декабря 2021 г. N Ф09-8726/21 по делу N А60-14331/2018