Екатеринбург |
|
27 декабря 2021 г. |
Дело N А07-4115/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Жаворонкова Д. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет РБ) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2021 по делу N А07-4115/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Информационный расчетно-кассовый центр" (далее - ООО "ИРКЦ", общество) - Аюпов Ш.Т. (доверенность от 07.12.2021).
ООО "ИРКЦ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Госкомитет РБ о признании незаконным и отмене предписания от 08.02.2021 N ВО-21-0456-002.
В рамках части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БашРТС").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2021 (судья Азаматов А.Д.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2021 (судьи Иванова Н.А., Арямов А.А., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Госкомитет РБ просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Со ссылкой на письма Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04 настаивает на необходимости проведения корректировки платы за отопление за период с 01.01.2019 по 31.08.2019.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ИРКЦ" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, свою обязанность проводить перерасчёт отрицает.
Как следует из материалов дела, Госкомитетом РБ на основании распоряжения заместителя председателя от 28.01.2021 N 239 по многоквартирному дому N 42 по ул. Лермонтова г. Сибай в отношении ООО "ИРКЦ" была проведена внеплановая документарная проверка. По результатам проверки составлен акт проверки от 08.02.2021 N 21-239-0456.
В ходе проверки установлено, что управляющей компанией ООО "ИРКЦ" жителям многоквартирного дома N 42 по ул. Лермонтова г. Сибай не произведена корректировка (возврат) размера платы по услуге теплоснабжения с 01.01.2019 по 31.08.2019 согласно приложения N 2 Постановления Правительства РФ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предусмотренных пунктом 42 (2) Правил.
На основании акта проверки от 08.02.2021 N 21-239-0456 Госкомитетом РБ ООО "ИРКЦ" выдано предписание от 08.02.2021 N ВО-21-0456-002 об устранении вышеуказанных выявленных нарушений.
Заявитель, посчитав указанное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды установили, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу статьи 201 АПК РФ является основанием для признания его недействительным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В части 4 статьи 154 Жилищного кодекса предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В части 7 статьи 155 Жилищного кодекса установлено, что собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.
На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги установлен в Правилах N 354.
В силу пункта 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При этом данные правила предусматривают корректировку исполнителем размера платы за отопление один раз в год.
Суды установили, что многоквартирный дом N 42 по ул. Лермонтова г. Сибай не оборудован общедомовым прибором учета тепла в связи с тем, что максимальный объем потребления тепловой энергии в МКД составляет менее чем 0,2 Гкал в час в соответствии с ФЗ-161 от 23.11.2009 в редакции до 27.12.2018.
Начисления за коммунальную услугу "отопление" по нормативам потребления производилось, по схеме 1/12, действующим по состоянию на 30.06.2012 согласно действующему законодательству (до августа 2019 г.). Данный норматив предполагает оплату за отопление равномерно в течение 12 месяцев.
Норматив потребления тепловой энергии на предоставление коммунальной услуги "отопление" 0,0246 Гкал/кв. м в месяц утвержден решением Совета ГО г. Сибай РБ об установлении тарифов на коммунальные услуги и размеров платы за жилое помещение в жилищном фонде ГО г. Сибай РБ от 28.11.2008 N 133. Эти данные также размещены на сайте ООО "БашРТС" https://bgkrb.ru/rtc/standarts.php.
Поскольку площадь жилых помещений дома - 1713,4 кв. м, а объем потребления 1713,4 кв. м * 0,0246 Гкал/кв. м = 42,1496 Гкал., жителям дома за коммунальную услугу "отопление" начислено 7 090 39,26 руб.
Постановлением Правительства РБ N 596 от 30.09.2019 утвержден переход на способ оплаты 1/8, при этом пунктом 3 данного постановления указано, что изменения распространяются на правоотношения, возникающие с начала отопительного периода 2019-2020 гг. Отопительный период 2019-2020 начался 23 сентября 2019 года
Собственники квартир в спорном МКД на общем собрании 26.04.2019 приняли решение о переходе на прямые договоры с Гарантирующим поставщиком по услуге "отопление". Таким образом, с 01.09.2019 Исполнителем коммунальной услуги "отопление" для собственников является ресурсоснабжающая организация ООО "БашРТС".
Отопительный период 2019-2020 начался 23.09.2019, когда управляющая компания ООО "ИРКЦ" уже не имела договорных отношений ни с потребителями, ни с поставщиком тепла по данному дому.
С учетом изложенного суд округа находит верным вывод судов о том, что поскольку на момент прекращения договорных отношений от 31.08.2019 обязательства ООО "ИРКЦ", как исполнителя коммунальной услуги "отопление" исполнены в полном объеме, на момент проведения перерасчета в связи с переходом на новый способ оплаты исполнителем коммунальной услуги является ООО "БашРТС", которое и должно провести корректировку платы населению.
Действующее жилищное законодательство не предусматривает возможность проведения корректировки платы за коммунальную услугу за часть календарного года. Смена исполнителя коммунальной услуги в течение календарного года не влечет для собственников помещений МКД изменения или прекращения обязанности исполнителя коммунальной услуги производить начисление размера платы в соответствии с установленными законодательством требованиями, а также производить необходимую корректировку.
Ссылка Общества в обоснование своей позиции на письмо Минстроя России от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04 правильно не принята во внимание судами, так как это письмо не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер.
Таким образом, с учетом положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемое предписание признано недействительным законно.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2021 по делу N А07-4115/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
...
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При этом данные правила предусматривают корректировку исполнителем размера платы за отопление один раз в год."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2021 г. N Ф09-9474/21 по делу N А07-4115/2021