Екатеринбург |
|
28 декабря 2021 г. |
Дело N А60-6095/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Черкезова Е.О., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МолТехСнаб Комплект" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2021 по делу N А60-6095/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судьей единолично без вызова сторон.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 29.01.2021 N 04-12/04, 04-12/06 о привлечении к административной ответственности по части 6.3.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 21.04.2021 признано незаконным и отменено частично постановление инспекции от 29.01.2021 N 04-12/06.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Общество полагает, что в рассматриваемом случае постановление необходимо переквалифицировать совершенное обществом деяние с части 6.3-1 на часть 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Кроме того, общество считает, что судами неверно сделан вывод об отсутствии смягчающих обстоятельств, а также о повторности совершения правонарушения.
Общество отмечает, что при проведении инспекцией проверки существенно нарушены процессуальные права общества, поскольку защитнику общества не была предоставлена возможность ознакомления с материалами дела об административных правонарушениях, хотя такое ходатайство было заявлено.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Согласно положениям части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения кассационной жалобы общества не установлено.
Как следует из судебных актов, основанием для привлечения к ответственности послужили выводы инспекции о нарушении обществом требований Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), выразившееся в несоблюдении сроков представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 данного Федерального закона.
Центральным банком Российской Федерации принята Инструкция от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены данной Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.
На основании пункта 3.6 Инструкции в случае осуществления валютных операций, связанных с зачислением на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, и (или) со списанием с его расчетного счета в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации в пользу нерезидента, по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в уполномоченный банк следующие документы: справку о валютных операциях; документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.
В силу пункта 3.8 Инструкции справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента.
Согласно пунктам 8.2, 8.2.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И) справка о подтверждающих документах представляется резидентов в банк УК в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
В соответствии с пунктом 8.3 Инструкции N 181-И датой оформления подтверждающего документа считается наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления или дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), содержащаяся в подтверждающем документе.
На основании части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более, чем на тридцать дней, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Часть 6.3.1 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что инспекцией доказано событие вмененного обществу правонарушения. Однако судом первой инстанции указано, что нарушение срока представления справки и подтверждающих документов, оформленных в декабре 2018 г., образует состав одного правонарушения и является основанием для назначения одного административного наказания. Соответственно, поскольку общество привлечено к административной ответственности по части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ за нарушение срока представления справки и подтверждающих документов, оформленных в декабре 2018 г., постановлением от 29.01.2021 N 04-12/04, то повторное привлечение общества к административной ответственности постановлением от 29.01.2021 N 04-12/06 признано судом первой инстанции не правомерным. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
При этом суды исходили из доказанности материалами дела нарушения обществом Федерального закона N 173-ФЗ. Судами установлено, что общество (Дилер) заключило дилерский договор от 26.01.2018 N 02-08/18 с открытым акционерным обществом "Брестмаш" Республика Беларусь (Поставщик). Договор устанавливает и регулирует правоотношения по реализации (сервисному обслуживанию) Дилером продукции Поставщика от своего имени и за свой счет. Ассортимент реализуемой Дилером продукции составляет птицеобрабатывающее и мясомолочное оборудование и запасные части к ним.
По условиям договора Дилер осуществляет реализацию продукции Поставщика в ассортименте, в сроки и партиями, согласованными сторонами в спецификациях в объемах эквивалентных 5 000 000 руб. (согласно дополнительному соглашению от 24.12.2019 N 4 объем увеличен до 20 000 000 руб.), что отражено в ведомости банковского контроля по контракту от 21.02.2018.
Каждая поставка продукции осуществляется по письменному заявлению Дилера, объем и стоимость, которой указывается в спецификации. Валюта платежа: российский рубль. Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2019 (согласно дополнительному соглашению от 24.12.2019 N 4 срок действия договора увеличен до 31.12.2020), что также отражено в ведомости банковского контроля.
Товар отгружен Поставщиком 14.12.2018 на общую сумму 291 600 руб., в том числе в соответствии со спецификацией от 06.12.2018 N 24 на сумму 145 800 руб., спецификацией от 13.12.2018 N 25 на сумму 145 800 руб. Дилеру были предоставлены документы: счета-фактуры от 14.12.2018 N 183/1-М, 189/1-М, от 14.12.2018 CMRN195, товарная накладная от 14.12.2018 N 0612405.
Постановлением инспекции по делу об административном правонарушении от 29.01.2021 N 04-12/04 общество привлечено к административной ответственности по части 6.3.1 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с нарушением срока представления форм учета по валютным операциям по вышеуказанному дилерскому договору.
В связи с вступлением в силу 31.07.2020 Федерального закона от 20.07.2020 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 КоАП РФ" согласно части 6.3.1 статьи 15.25 КоАП РФ ответственности подлежат лица, не представившие в уполномоченный банк формы учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающие документы и информацию при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.
Часть 6.3.1 КоАП РФ исключает ответственность за неисполнение в срок обязанности по представлению резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций в случае исполнения ее в течение девяноста дней после окончания установленного срока их представления. Судами указано, что квалификация нарушения по части 6.3.1 КоАП РФ говорит о том, что инспекцией при проведении проверки были взяты во внимание и проанализированы возможные смягчающие обстоятельства в связи с вступлением в силу 31.07.2020 Федерального закона от 20.07.2020 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 КоАП РФ".
При этом суды исходили из доказанности материалами дела нарушения обществом Федерального закона N 173-ФЗ, а именно несоблюдение сроков представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока. Указанные выводы судов в кассационной жалобе не опровергнуты.
В связи с этим суды правомерно пришел к выводу о том, что вменяемое обществу нарушение подлежит квалификации по части 6.3.1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено.
Судом кассационной инстанции таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288.2, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2021 по делу N А60-6095/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МолТехСнаб Комплект" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 6.3.1 КоАП РФ исключает ответственность за неисполнение в срок обязанности по представлению резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций в случае исполнения ее в течение девяноста дней после окончания установленного срока их представления. Судами указано, что квалификация нарушения по части 6.3.1 КоАП РФ говорит о том, что инспекцией при проведении проверки были взяты во внимание и проанализированы возможные смягчающие обстоятельства в связи с вступлением в силу 31.07.2020 Федерального закона от 20.07.2020 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 КоАП РФ".
При этом суды исходили из доказанности материалами дела нарушения обществом Федерального закона N 173-ФЗ, а именно несоблюдение сроков представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока. Указанные выводы судов в кассационной жалобе не опровергнуты.
В связи с этим суды правомерно пришел к выводу о том, что вменяемое обществу нарушение подлежит квалификации по части 6.3.1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 декабря 2021 г. N Ф09-9010/21 по делу N А60-6095/2021