Екатеринбург |
|
17 января 2022 г. |
Дело N А07-23679/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Жаворонкова Д. В., Гавриленко О. Л.
при ведении протокола помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. посредством использования системы веб-конференции рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.07.2021 по делу N А07-23679/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции принял участие представитель управления - Скотников К.В. (доверенность от 10.01.2022 N 3).
В судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча" (далее - общество "Башнефть-Добыча", общество, заявитель) - Дятлов Д.Н. (доверенность от 03.12.2020).
Общество "Башнефть-Добыча" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к управлению о признании недействительным акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 20 от 14.07.2020, требования об уплате задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду N 02/1956 от 31.08.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.07.2021 (судья Мигранова Г.Р.) заявление удовлетворено, акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 14.07.2020N 20, требование об уплате задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду N 02/1956 от 31.08.2020 признаны недействительными.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 (судьи Бояршинова Е.В., Плаксина Н.Г., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на необоснованное неприменение положений письма Росприроднадзора РФ от 16.01.2017 N АС-03-01-31/502, письма Минприроды РФ от 29.11.2019 N 19-47/29878, которыми выброс таких веществ как пыль абразивная, углерод (сажа), диоксид железа, по своим физическим свойствам, относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества. Кроме того, управление полагает, что непредоставление права на возражения относительно акта не является существенным процессуальным нарушением, лишающим заявителя защиты своих интересов при проведении контрольных мероприятий.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки представленной обществом "Башнефть-Добыча" декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год (далее - декларация) управление составило акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - HBOC) от 14.07.2020 N 20, который получен обществом 28.07.2020.
Акт содержит указание на выявленные недостатки и нарушения, а именно: отсутствие расчета платы по загрязняющим веществам "углерод (сажа)", "диЖелезо триоксид (железа оксид)".
Указанное нарушение мотивировано тем, что согласно письму Росприроднадзора от 16 января 2017 года N АС-03-01-31/502, выброс таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам, относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества. По мнению управления, в разделе 1 декларации расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в столбце 9 ставка платы (руб./тонна) по загрязняющим веществам "углерод (сажа)", "дижелезо триоксид (железа оксид)" необходимо указать ставку - 36,6 руб./тонна, а размер исчисленной платы занижен на 710 785 руб. 31 коп.
В акте также содержится требования обществу на необходимость проведения корректировки расчетов по замечаниям:
-правильно применить ставки платы при расчете суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по загрязняющим веществам углерод (сажа), диЖелезо триоксид (железа оксид);
-в течение 10 календарных дней с момента получения настоящего акта произвести перерасчета плат за HBOC с учетом замечаний и предоставить уточненную декларации о плате за HBOC за 2019 год.
Общество направило возражения на акт (письмо N РФ-0506 от 04.08.2020), указав на отсутствие установленных ставок платы для веществ: углерод (сажа), диЖелезо триоксид (железа оксид) и нормативного обоснования для перерасчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и внесения платы за выбросы, а также на нарушения управлением порядка составления акта.
Управление выставило требование об уплате задолженности по плате за HBOC от 31.08.2020 N 02/1956 за 2019 год в сумме 710 785 руб. 31 коп., которое поступило к заявителю 09.09.2020.
Не согласившись с требованием, общество направило в адрес Управления возражения письмом N РФ-0650 от 17.09.2020 на основании позиции, изложенной в ответе на акт.
Полагая, что акт и требование нарушают права общества в сфере предпринимательской деятельности, вынесены с нарушением закона, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о допущенных управлением нарушениях при составлении акта, а также отметили отсутствие по веществам углерод (сажа), диЖелезо триоксид (железа оксид) указания в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", связи с чем исключили применение ставок платы за НВОС к указанным веществам.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным; плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Пунктом 3 статьи 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 13.09.2016 N 913 утвердило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (применяются при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду с 01.01.2016) (далее - Постановление N 913), а постановлением от 03.03.2017 N 255 - Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016) (далее - Правила N 255).
Согласно пункту 9 Правил N 255 платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; в отношении каждого класса опасности отходов.
В силу пунктов 11, 12 Правил N 255 информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - декларация о плате), порядок представления и форма которой устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. При отсутствии у природопользователя действующих разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21 Правил N 255 (то есть с применением коэффициента 25).
В силу статьи 4.1 Закона об охране окружающей среды загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды" (далее - Перечень N 1316-р), в соответствии со статьей 4.1 Закона об охране окружающей среде утвержден прилагаемый перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Указанный перечень является закрытым. Загрязняющие вещества "углерод (сажа)", "диЖелезо триоксид (железа оксид)" в указанном перечне отсутствуют.
Доводы о необходимости применения соответствующих разъяснений Росприроднадзора РФ и Минприроды РФ были отклонены судом апелляционной инстанции.
Суд исходил из того, что выявленные загрязняющие вещества не являются недиффиренцированной по составу пылью, содержащейся в воздухе населенных пунктов (ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений").
ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений" в соответствующем приложении устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений (п. 111 приложения-среднесуточная концентрация по взвешенным веществам).
Согласно п. 2.1, 2.2. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. В жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
В соответствии с ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений" ПДК взвешенных веществ не распространяются на аэрозоли органических и неорганических соединений (металлов, их солей, пластмасс, биологических, лекарственных препаратов и др.), для которых устанавливаются соответствующие ПДК.
В соответствии с п. 111 указанного нормативного правового акта установлены ПДК для взвешенных веществ:
- максимально-разовая - 0,5 мг/м3;
- среднесуточные - 0,15 мг/м3.
Спорные вещества, согласно ГН 2.1.6.3492-17 дифференцированы и для них установлены иные, отличные от "взвешенных веществ", ПДК: в п. 551 для углерода (сажи):
- максимально-разовая - 0,15 мг/м3;
- среднесуточные - 0,05 мг/м3.
в п. 260 для диЖелеза триоксид (железо оксид):
- среднесуточные - 0,04 мг/м3.
При таких обстоятельствах суд обоснованно заключил, что в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены самостоятельные ПДК или ОБУВ, законодательством не предусмотрено использование гигиенических нормативов, установленных для других загрязняющих веществ или их групп, наличие различного нормирования при определении ПДК позволяют прийти к выводу о невозможности при определении платы за НВОС применять ставки платы для взвешенных веществ к углероду (саже) и диЖелеза триоксид (железо оксид).
При этом апелляционным судом отмечено, что подобное приравнивание загрязняющих веществ может привести к необходимости определения иных проектов предельно-допустимого воздействия и получения иных разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ, которые будут отвечать требованиям, предъявляемым к взвешенным веществам, однако не будут отражать реального влияния на атмосферный воздух выделяемых в результате деятельности общества загрязняющих веществ.
С учетом изложенного следует признать верным выводы судов о том, что оснований для исчисления платы за HBOC по указанным веществам по ставке для взвешенных веществ у общества не имелось.
Рассматривая довод управления об отсутствии существенных процедурных нарушений при проведении контрольного мероприятия, суды установили следующее.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 255 в случае, если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
В порядке, установленном пунктом 44 Правил N 255, при проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы. Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
Судами установлено, что в нарушение указанного пункта Правил N 255 управление не сообщало обществу о выявленном, по его мнению, несоответствии, пояснения не были запрошены. Акт составлен управлением без рассмотрения пояснений общества и выяснения всех обстоятельств по делу, при этом не дана оценка предоставленной обществом информации, общество было лишено права на защиту своих интересов при проведении контрольных мероприятий.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к повторению позиции управления по спору, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.07.2021 по делу N А07-23679/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В порядке, установленном пунктом 44 Правил N 255, при проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы. Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 января 2022 г. N Ф09-10327/21 по делу N А07-23679/2020