Екатеринбург |
|
20 января 2022 г. |
Дело N А07-7140/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Полуяктова А.С., при ведении протокола судебного заседания помощником Красовской М.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дуслык" (далее - общество "Дуслык", общество, заявитель жалобы) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.07.2021 по делу N А07-7140/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле N А07-7140/2021, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Дуслык" - Иванов А.О. (доверенность от 01.11.2021).
Иные лица, участвующие в деле, не направили своих представителей в судебное заседание суда округа. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Общество "Дуслык" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра по Республике Башкортостан, Управление, заинтересованное лицо) от 04.03.2021 N 35 (исх. N 21-04310/217-28) об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: 02:55:050229:115, об обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения по настоящему заявлению устранить допущенные нарушения прав общества "Дуслык", а именно: принять и рассмотреть по существу заявление общества "Дуслык" о пересмотре кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером: 02:55:050229:115.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление земельных/ и имущественных отношений).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.07.2021 в удовлетворении заявленных требований обществу "Дуслык" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами по делу, общество "Дуслык" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить как принятые с нарушением норм материального права (часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает заявитель жалобы, оспариваемое уведомление Управления Росреестра по Республике Башкортостан от 04.03.2021 N 35 препятствует ему в соблюдении претензионного порядка для обращения в Верховный суд Республики Башкортостан с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:050229:115, равной рыночной стоимости. Апелляционный суд, установив, что фактически в оспариваемом уведомлении содержится отказ в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка по причине утраты актуальности сведений, пришел к неверному выводу о том, что претензионный порядок урегулирования спора, необходимый для подачи иска в Верховный суд Республики Башкортостан, обществом "Дуслык" соблюден. Сделав такой вывод, апелляционный суд вышел за рамки своего усмотрения, поскольку вопрос соблюдения претензионного порядка урегулирования спора относится к компетенции Верховного суда Республики Башкортостан. В этой связи заявитель жалобы настаивает на доказанности нарушения своих прав и охраняемых законом интересов оспариваемым уведомлением Управления Росреестра по Республике Башкортостан от 04.03.2021 N 35.
Помимо этого, как считает заявитель жалобы, поскольку в рамках дела N А07-25721/2020 рассматривается иск Управления земельных и имущественных отношений о взыскании с общества "Дуслык" арендной платы по договору аренды земельного участка N 283-17 за период, в котором для целей расчета стоимости аренды применяется кадастровая стоимость земельного участка, установленная на 01.06.2014, общество имеет право на пересмотр указанной кадастровой стоимости, ставшей архивной. Между тем от рассмотрения по существу требования общества "Дуслык" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, установленной на 01.06.2014, Управление Росреестра по Республике Башкортостан фактически незаконно уклонилось.
По мнению заявителя жалобы, при разрешении спора в пользу заинтересованного лица судами не были учтены положения, изложенные в абзаце 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума N 28), о том что, требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Заявитель жалобы ссылается также на нарушение судами норм материального права, а именно: применение положений Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ), согласно пункту 6 статьи 24 которого, положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Отмечает, что утверждение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:050229:115 по состоянию на 01.06.2014 было проведено до даты вступления в законную силу Федерального закона N 237-ФЗ, в связи с чем полагает применение судами названного Федерального закона неправомерно.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, оснований для их отмены не выявлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Дуслык" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:55:050229:115 с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский район, южнее пос. 8 Марта, - на основании договора аренды земельного участка N 283-17.
В соответствии с пунктом 4.2 названного договора аренды размер арендной платы исчисляется путем умножения ставки арендной платы за землю на кадастровую стоимость земельного участка.
Общество "Дуслык" обратилось в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:050229:115, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.06.2014.
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 01.02.2021 указанное заявление оставлено без движения, по заявителю предложено представить: выписку из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах а земельный участок; выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на даты определения кадастровой стоимости, которая оспаривается; решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан по результатам оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.
Общество "Дуслык" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан (далее - Комиссия) с заявлением от 24.02.2021 (вх. N 9716 от 01.03.2021) по основанию установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:050229:115 его рыночной стоимости в размере 67 847 000 руб. на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость - 01.06.2014.
Уведомлением от 04.03.2021 N 35 вышеуказанное заявление не принято Комиссией и документы возвращены ввиду того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:050229:115 в момент рассмотрения заявления имеет статус "архивная" и не является актуальной.
Полагая, что данный отказ является незаконным, противоречит действующему законодательству и нарушает его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "Дуслык" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (с изменениями и дополнениями), регулирующий отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, вступил в законную силу 01.01.2017.
Названным Федеральным законом N 237-ФЗ был установлен новый порядок проведения государственной кадастровой оценки, включающий в себя введение института государственных кадастровых оценщиков, которые на постоянной основе будут определять кадастровую стоимость объектов недвижимости.
На территории Республики Башкортостан в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 01.02.2017 N 53-р такими полномочиями наделено государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация".
Вместе с тем, как верно установлено судами при исследовании фактических обстоятельств дела, на текущую дату в ЕРГН содержатся сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:050229:115 в размере 306 640 759 руб. 81 коп., определение которой осуществлялось в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ. Данное значение кадастровой стоимости утверждено Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18.10.2019 N 1443 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 01.01.2019" (дата применения 01.01.2020, дата внесения в ЕГРН 09.01.2020).
При этом статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Как выявлено судами, на сегодняшний день указанная Комиссия создана в соответствии с приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30.09.2020 N 1438 "О создании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан".
Полномочиями по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки, а также иными полномочиями исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на принятие решений о проведении государственной кадастровой оценки, предусмотренные Федеральным законом N 237-ФЗ согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 24.04.2017 N 183, наделено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
В рамках реализации положений Федерального закона N 237-ФЗ на территории республики в 2019 году были проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель водного фонда и земель населенных пунктов Республики Башкортостан в соответствии с приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 22.03.2018 N 284.
В соответствии с действующим законодательством перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2019 году, был сформирован по данным ЕГРН и предоставлен Управлением Росреестра по Республике Башкортостан в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050229:115 был включен в указанный перечень, и его кадастровая стоимость была актуализирована. По результатам оценочных работ кадастровая стоимость участка составила 306 640 759 руб. 81 коп., утверждена приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18.10.2019 N 1443 и 09.01.2020 внесена в ЕГРН для применения в целях, установленных законодательством, с 01.01.2020.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ1 к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 01.01.2017 до 01.01.2020 (далее - переходный период).
Согласно пункту 14 Постановления Пленума N 28 в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Согласно абзацу пятому статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац).
В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума N 28 дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Из оспариваемого уведомления от 04.03.2021 N 35 следует, что заявление общества "Дуслык" не принято Комиссией к рассмотрению и документы возвращены, ввиду того, что оспариваемая кадастровая стоимость в момент рассмотрения заявления имеет статус "архивная" и не является актуальной.
Вместе с тем того обстоятельства, что в сложившейся ситуации права общества "Дуслык" являются нарушенными, судами не установлено.
Отклоняя довод общества "Дуслык" о том, что оспариваемое уведомление от 04.03.2021 N 35 препятствует ему соблюсти порядок обращения с соответствующим административным иском в Верховный Суд Республики Башкортостан, поскольку заявитель должен представить решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан по результатам оспаривания кадастровой стоимости земельного участка, апелляционный суд верно отметил, что из буквального толкования данного уведомления усматривается фактическое выражение отказа в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:050229:115 по причине утраты актуальности сведений. Следовательно, необходимый для подачи административного искового заявления в Верховный Суд Республики Башкортостан претензионный порядок урегулирования спора обществом "Дуслык" соблюден.
Более того, как следует из "Картотеки арбитражных дел", производство по делу N А07-25721/2020 по иску Управления земельных и имущественных отношений к обществу "Дуслык", на которое имеется ссылка в кассационной жалобе, по состоянию на настоящее время приостановлено до вступления в законную силу решения Верховного суда Республики Башкортостан по административному иску общества об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При установленной нижестоящими судами совокупности обстоятельств настоящего дела суд округа не усматривает оснований для переоценки сделанных судами выводов о том, что уведомление Управления Росреестра по Республике Башкортостан от 04.03.2021 N 35 не нарушает права и законные интересы истца.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом округа, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам, о допущенной судебной ошибке не свидетельствуют, кроме того, указанные доводы, по существу, направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.07.2021 по делу N А07-7140/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дуслык" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума N 28 дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2022 г. N Ф09-9291/21 по делу N А07-7140/2021