Екатеринбург |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А60-29203/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Ященок Т. П., Вдовина Ю. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ГАЗЭКС" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2021 по делу N А60-29203/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - Дегтянников И.М. (доверенность от 26.07.2021, диплом);
акционерного общества "ГАЗЭКС" - Фокша Т.Л. (доверенность от 30.12.2021, диплом), - Алмаев А.Ю. (доверенность от 30.12.2021, диплом).
Акционерное общество "ГАЗЭКС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, антимонопольный орган) об обжаловании постановления от 20.05.2021 по делу N 066/04/19.5-1416/2021.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2021, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление суда отменить, направите дело на новое рассмотрение. Заявитель считает, что судами необоснованно сделан вывод о недоказанности отсутствия публичной оферты на сайте общества в период с 2018 по март 2019 года. Податель жалобы указывает, что неисполнение заявителем договора поставки сжиженного углеводородного газа в баллонах (далее также - СУГ) напрямую зависит от наличия обращений потребителей. Вместе с тем, с 01.07.2019 и до настоящего времени заявок на поставку СУГ в общество не поступало. По мнению подателя жалобы, при отсутствии заявок потребителей выводы Управления о наличии намерения общества не возобновлять исполнение договоров поставки СУГ в баллонах с потребителями Сосьвинского и Шалинского городского округа не обоснованы.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит решение и постановление судов оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Управлением по результатам рассмотрения дела N 066/01/10-3962/2019 вынесено решение от 23.07.2020, которым признан факт нарушения в действиях (бездействии) общества пункта 5 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ выразившегося в направлении (вручении) актов о приостановлении поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах в 2018 г. потребителям Сосьвинского городского округа Свердловской области, выставлении в 2018 г. владельцам жилых помещений в многоквартирных домах и домовладений Сосьвинского городского округа требований о соблюдении положений Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), в отсутствие полномочий по проверке соблюдения вышеуказанных правил и в отсутствие заключенных договоров на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, что является уклонением от исполнения договоров на поставку сжиженного газа в баллонах, заключаемых путем акцепта (подачи потребителями заявки на поставку сжиженного бытового газа в баллонах) публичной оферты, размещенной на официальном сайте общества (http://gazeks.com/), результатом чего является (может являться) ущемление интересов неопределенного круга потребителей Сосьвинского городского округа Свердловской области; направлении (вручении) актов о приостановлении поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах в период с марта 2018 г. по март 2019 г. потребителям Шалинского городского округа Свердловской области, выставлении в период с марта 2018 г. по март 2019 г. владельцам жилых помещений в многоквартирных домах и домовладений Шалинского городского округа требований о соблюдении положений Правил N 390 в отсутствие полномочий по проверке соблюдения вышеуказанных правил и в отсутствие заключенных договоров на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, что является уклонением от исполнения договоров на поставку сжиженного газа в баллонах, заключаемых путем акцепта (подачи потребителями заявки на поставку сжиженного бытового газа в баллонах) публичной оферты, размещенной на официальном сайте общества (http://gazeks.com/), результатом чего является (может являться) ущемление интересов неопределенного круга потребителей Шалинского городского округа Свердловской области; а также в последующем неисполнении Предупреждения N 9 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, результатом чего является (может являться) ущемление интересов неопределенного круга потребителей Сосьвинского и Шалинского городских округов Свердловской области.
На основании указанного решения Управлением выдано предписание по делу N 066/01/10-3962/2019 о прекращении нарушения обществом пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2007 N 135-ФЗ О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем:
- отзыва актов о приостановлении поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах, врученных (направленных) потребителям Сосьвинского городского округа Свердловской области 2018 году, с которыми отсутствуют заключенные договоры на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
- отзыва актов о приостановлении поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах, врученных (направленных) потребителям Шалинского городского округа Свердловской области в период с марта 2018 года по март 2019 года, с которыми отсутствуют заключенные договоры на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
- возобновления исполнения с потребителями Сосьвинского и Шалинского городских округов Свердловской области договоров поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах для целей коммунально-бытовых нужд.
Названные решение и предписание Управления по делу N 066/01/10-3962/2019 были оспорены обществом "ГАЗЭКС" в судебном порядке (дело N А60-40783/2020) и признаны судами всех инстанций законными.
По факту неисполнения предписания в установленный в срок, Управлением в отношении общества определением от 21.04.2021 возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ, 21.04.2021 составлен протокол об административном правонарушении и 18.05.2021, по результатам рассмотрения материалов административного дел, Управлением вынесено постановление о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ с наказанием в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения. При этом судами сделан вывод о соблюдении управлением предусмотренного действующим законодательством порядка производства по делу об административном правонарушении.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
На основании статьи 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции, предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.
В силу части 2 статьи 51 Закона о защите конкуренции неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.
Согласно части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судами при рассмотрении спора принято во внимание, что вступившим в законную силу Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2020 по делу N А60-40783/2020 решение Управления от 23.07.2020 по делу N 066/01/10-3962/2019 и выданные на его основе предписания признаны соответствующими требованиям действующего законодательства.
Судами выявлено, что в установленный срок требования предписания по делу N 066/01/10-3962/2019 обществом исполнены не были.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции в случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности в данном случае наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судами, с учетом положений статьи 2.1 КоАП РФ, установлено, что, поскольку у заявителя имелась реальная возможность по соблюдению установленных действующим законодательством требований, а доказательств, подтверждающих принятие обществом "ГАЗЭКС" всех достаточных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства, а также отсутствие у него реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений требований законодательства, в материалах дела не имеется, то вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения материалами дела доказана.
Таким образом, суды, сделав вывод о доказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, указав на отсутствие оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, не выявив со стороны управления существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом "ГАЗЭКС" требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно были отклонены как недоказанные в порядке статьи 65 АПК РФ.
Судами при рассмотрении спора обоснованно отклонена ссылка общества на протоколы осмотра доказательств, произведенных Леонтьевой Д. Р. (врио нотариуса нотариального округа города Екатеринбурга Чукреевой А. С.). При этом судами сделан вывод о том, что нотариусом был зафиксирован лишь факт переписки должностных лиц общества "ГАЗЭКС", который сам по себе не свидетельствует об отсутствия оферты на сайте общества в период с 2018 года по март 2019 года.
Доводы общества об отсутствии доказательств, подтверждающих позицию Управления о том, что до июня 2019 года поставка СУГ в баллонах осуществлялась на условиях публичной оферты, отклонен судами со ссылкой на наличие в материалах дела ответа от 24.06.2019 вх. N 01-15517 из которого антимонопольным органом установлено, что договоры поставки бытового газа в баллонах с потребителями (поставка СУГ в баллонах которым осуществлялась и была прекращена ранее июня 2019) обществом не составлялись и не подписывались обществом в связи с публичной правовой природой таких договоров. К ответу заявителем приложена копия публичной оферты (предложения) о заключении договора поставки бытового газа в баллонах.
Таким образом, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебных актов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2021 по делу N А60-29203/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "ГАЗЭКС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции в случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности в данном случае наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судами, с учетом положений статьи 2.1 КоАП РФ, установлено, что, поскольку у заявителя имелась реальная возможность по соблюдению установленных действующим законодательством требований, а доказательств, подтверждающих принятие обществом "ГАЗЭКС" всех достаточных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства, а также отсутствие у него реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений требований законодательства, в материалах дела не имеется, то вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения материалами дела доказана."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 января 2022 г. N Ф09-10251/21 по делу N А60-29203/2021