Екатеринбург |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А76-18339/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Беляевой Н.Г., Суспициной Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества, Управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.07.2021 по делу N А76-18339/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Публичное акционерное общество "Челябинский трубопрокатный завод" (далее - общество "ЧТПЗ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к МТУ Росимущества о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от утверждения акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер 74/0103-56 (1002002200), реестровый федеральный номер П12740018255, номер реестра в МЧС 39736, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Машиностроителей, 21; обязании МТУ Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер 74/0103-56 (1002002200), реестровый федеральный номер П12740018255, номер реестра в МЧС 39736, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Машиностроителей, 21.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.07.2021 требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами не дана оценка доводу заявителя о том, что поскольку спорное защитное сооружение передано на ответственное хранение и в безвозмездное пользование заявителю, акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) подлежит утверждению руководителем общества "ЧТПЗ".
Акты о снятии с учета ЗС ГО подлежат утверждению руководителями организаций-балансодержателей (пользователи), а не руководителями территориальных управлений Росимущества, за исключением актов в отношении объектов ЗС ГО, составляющих имущество государственной казны Российской Федерации и не переданных в пользование иным лицам в установленном порядке, в том числе на основании договоров о правах и обязанностях.
Заявитель указывает, что письмом Росимущества от 31.10.2017 N ИБ-06/41811 по итогам проведенной в 2015 Генеральной прокуратурой Российской Федерации проверки в области соблюдения Росимуществом законодательства Российской Федерации о гражданской обороне обществу было разъяснено, что в случае, если объекты ЗС ГО переданы в пользование иным лицам, то акты о снятии и с учета ЗС ГО должны утверждаться руководителями организаций (начальниками гражданской обороны), в пользование которых переданы ЗС ГО. В письме МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 20.12.2019 N 06/43434 также содержится указание на то, что акты о снятии с учета ЗС ГО подлежат утверждению руководителями организаций-балансодержателей (пользователи). В письме от 21.04.2021 N 07/12686 указано, что утверждение актов о снятии с учета ЗС ГО осуществляется территориальными органами Росимущества исключительно в отношении ЗС ГО, составляющих имущество государственной казны Российской Федерации и неиспользуемых третьими лицами.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18.04.1996 на основании распоряжения Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом N 215 с обществом "ЧТПЗ" заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов имущества гражданской обороны, а также выполнения мероприятий гражданской обороны.
В соответствии с указанным договором обществом "ЧТПЗ" принято на ответственное хранение и в безвозмездное пользование защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Машиностроителей, 21, инвентарный номер 74/0103-56 (1002002200), реестровый федеральный номер П12740018255, номер реестра в МЧС 39736.
Сведения о защитном сооружении гражданской обороны с инвентарным номером 74/0103-56 учтены в реестре федерального имущества под номером П12740018255.
В соответствии с требованиями приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" приказом от 23.10.2020 N 181 обществом "ЧТПЗ" была создана комиссия по обследованию состояния объекта гражданской обороны в целях подготовки документов по снятию его с учета.
В состав комиссии включены представители заявителя, Главного управления МЧС России по Челябинской области, МТУ Росимущества.
Обществом с ограниченной ответственностью "ФЛТ сервис" в 2019 году для общества "ЧТПЗ" составлено техническое заключение по результатам детального (инструментального) комплексного обследования технического состояния защитного сооружения гражданской обороны N 74/0103-56.
Согласно выводам, приведенным в техническом заключении по результатам детального (инструментального обследования) ограждающие и несущие строительные конструкции в результате физического износа утратили расчетные защитные свойства, инженерные системы убежища вышли из строя, восстановление убежища экономически нецелесообразно.
По результатам работы комиссии составлен акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер 74/0103-56 (1002002200), реестровый федеральный номер П12740018255, номер реестра в МЧС 39736, расположенного по адресу г. Челябинск, ул. Машиностроителей, д. 21 в связи с утратой расчетных защитных свойств и экономической нецелесообразностью восстановления. Указанный акт подписан членами комиссии и согласован комиссией ГУ МЧС РФ по Челябинской области.
Обществом "ЧТПЗ" 09.03.2021 в адрес МТУ Росимущества указанный акт направлен для утверждения.
В ответ на указанное обращение МТУ Росимущества возвратило направленный обществом "ЧТПЗ" акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны, без утверждения, сообщив, что в соответствии с заключенным договором "О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны" от 18.04.1996 N 215 акты о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны подлежат утверждению руководителем общества "ЧТПЗ", а не руководителем Межрегионального территориального управления.
Посчитав, что действия МТУ Росимущества, выразившиеся в уклонении от утверждения акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны являются незаконными, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Законом о гражданской обороне, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 3 указанного закона).
Согласно части 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в числе прочего, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (часть 1.1 статьи 11 Закона о гражданской обороне), которым является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N 583).
Учет защитных сооружений ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитных сооружений, в журнале учета защитных сооружений (пункт 2.1 Правил N 583).
Согласно пункту 2.5 Правил N 583 ЗС ГО снимаются с учета, в том числе, при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно.
В пунктах 2.6 - 2.8 Правил N 583 определено, что в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия, в том числе решением руководителя организации - в отношении ЗС ГО, закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
В состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО, включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО.
Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО (приложение N 20 к Правилам) или акт об изменении типа ЗС ГО (приложение N 23 к Правилам), или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (изменении типа данного ЗС ГО).
До утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России (пункт 2.10 Правил N 583).
В силу пункта 2.11 Правил N 583 согласованные акты о снятии с учета ЗС ГО утверждаются для ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, - Росимуществом (территориальным органом Росимущества); для ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится снимаемое с учета ЗС ГО; для ЗС ГО, находящихся в собственности организации, - руководителем этой организации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что Правилами от 15.12.2002 N 583 предусмотрено утверждение акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны, находящегося в федеральной собственности, именно территориальным органом Росимушества, установив, что спорное защитное сооружение находится в федеральной собственности, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 09.11.2020 N 898/1, что МТУ Росимущества не опровергнуто, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Ссылка Управления на рекомендации Росимущества обоснованно признана судами несостоятельной, поскольку порядок снятия с учета ЗС ГО регламентирован Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, как органом, уполномоченным в сфере гражданской обороны и режима защитных сооружений, к компетенции которого отнесено методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны.
Доводы Управления, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, а равно и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.07.2021 по делу N А76-18339/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что Правилами от 15.12.2002 N 583 предусмотрено утверждение акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны, находящегося в федеральной собственности, именно территориальным органом Росимушества, установив, что спорное защитное сооружение находится в федеральной собственности, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 09.11.2020 N 898/1, что МТУ Росимущества не опровергнуто, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Ссылка Управления на рекомендации Росимущества обоснованно признана судами несостоятельной, поскольку порядок снятия с учета ЗС ГО регламентирован Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, как органом, уполномоченным в сфере гражданской обороны и режима защитных сооружений, к компетенции которого отнесено методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 февраля 2022 г. N Ф09-10276/21 по делу N А76-18339/2021