г. Челябинск |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А76-18339/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Аникина И.А., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.07.2021 по делу N А76-18339/2021.
Публичное акционерное общество "Челябинский трубопрокатный завод" (далее - ПАО "ЧТПЗ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий, выразившиеся в уклонении от утверждения акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер 74/0103-56 (1002002200), реестровый федеральный номер П12740018255, номер реестра в МЧС 39736, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Машиностроителей,21; обязании Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения Акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер 74/0103-56 (1002002200), реестровый федеральный номер П12740018255, номер реестра в МЧС 39736, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Машиностроителей, 21.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.07.2021 (резолютивная часть от 13.07.2021) требования удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением суда не согласилось МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апеллянт полагает, что поскольку спорное защитное сооружение передано на ответственное хранение и в безвозмездное пользование заявителю, акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) подлежит утверждению руководителем ПАО "ЧТПЗ".
Акты о снятии с учета ЗС ГО подлежат утверждению руководителями организаций-балансодержателей (пользователи), а не руководителями территориальных управлений Росимущества, за исключением актов в отношении объектов ЗС ГО, составляющих имущество государственной казны Российской Федерации и не переданных в пользование иным лицам в установленном порядке, в том числе на основании договоров о правах и обязанностях.
В письме МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 20.12.2019 N 06/43434 также содержится указание на то, что акты о снятии с учета ЗС ГО подлежат утверждению руководителями организаций-балансодержателей (пользователи).
Согласно письму от 21.04.2021 N 07/12686 МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях обратило внимание на то, что утверждение актов о снятии с учета ЗС ГО осуществляется территориальными органами Росимущества исключительно в отношении ЗС ГО, составляющих имущество государственной казны Российской Федерации и неиспользуемых третьими лицами.
Таким образом, по мнению апеллянта, действия МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях по возврату ПАО "ЧТПЗ" акта о снятии с учета ЗС ГО с инвентарным номером 74/0103-56 без утверждения, являются законными и обоснованными.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании 16.09.2021.
К дате судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.04.1996 на основании распоряжения Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом N 215 (л.д. 12) с ПАО "ЧТПЗ" заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов имущества гражданской обороны, а также выполнения мероприятий гражданской обороны (л.д. 42-46).
В соответствии с указанным договором ПАО "ЧТПЗ" (в настоящее время - ПАО "ЧТПЗ") в том числе принято на ответственное хранение и в безвозмездное пользование защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Машиностроителей, 21, инвентарный номер 74/0103-56 (1002002200), реестровый федеральный номер П12740018255, номер реестра в МЧС 39736.
Сведения о защитном сооружении гражданской обороны с инвентарным номером 74/0103-56 учтены в реестре федерального имущества под номером П12740018255 (л.д. 13).
В соответствии с требованиями приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" приказом от 23.10.2020 N 181 ПАО "ЧТПЗ" была создана комиссия по обследованию состояния объекта гражданской обороны в целях подготовки документов по снятию его с учета. В состав комиссии включены представители Заявителя, Главного управления МЧС России по Челябинской области, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях.
ООО "ФЛТ сервис" в 2019 году для ПАО "ЧТПЗ" составлено Техническое заключение по результатам детального (инструментального) комплексного обследования технического состояния защитного сооружения гражданской обороны инв.N 74/0103-56 (л.д. 18-21).
Согласно выводам, приведенным в Техническом заключении по результатам детального (инструментального обследования) ограждающие и несущие строительные конструкции в результате физического износа утратили расчетные защитные свойства, инженерные системы убежища вышли из строя, восстановление убежища экономически нецелесообразно.
По результатам работы комиссии составлен акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер 74/0103-56 (1002002200), реестровый федеральный номер П12740018255, номер реестра в МЧС 39736, расположенного по адресу г. Челябинск, ул. Машиностроителей, 21 в связи с утратой расчетных защитных свойств и экономической нецелесообразностью восстановления. Указанный акт подписан членами комиссии и согласован комиссией ГУ МЧС РФ по Челябинской области (л.д. 23-24).
09.03.2021 ПАО "ЧТПЗ" в адрес МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях указанный акт направлен для утверждения (л.д. 9).
В ответ на указанное обращение МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях возвратило направленный ПАО "ЧТПЗ" акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны, без утверждения, сообщив, что в соответствии с заключенным договором "О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны" от 18.04.1996 N 215 акты о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны подлежат утверждению руководителем ПАО "ЧТПЗ", а не руководителем Межрегионального территориального управления (л.д. 10).
Посчитав, что действия МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, выразившиеся в уклонении от утверждения акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны являются незаконными, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", пришел к выводу об обязанности территориального органа Росимущества утвердить акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны, находящегося в федеральной собственности.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Законом о гражданской обороне, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 3 указанного закона).
Согласно части 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в числе прочего, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (часть 1.1 статьи 11 Закона о гражданской обороне), которым является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N 583).
Учет защитных сооружений ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитных сооружений, в журнале учета защитных сооружений (пункт 2.1 Правил N 583).
Согласно п. 2.5 Правил N 583 ЗС ГО снимаются с учета, в том числе, при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно.
В пунктах 2.6 - 2.8 Правил N 583 определено, что в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия, в том числе решением руководителя организации - в отношении ЗС ГО, закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
В состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО, включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО.
Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО (приложение N 20 к настоящим Правилам) или акт об изменении типа ЗС ГО (приложение N 23 к настоящим Правилам), или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (изменении типа данного ЗС ГО).
До утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России (пункт 2.10 Правил N 583).
В силу пункта 2.11 Правил N 583 согласованные акты о снятии с учета ЗС ГО утверждаются для ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, - Росимуществом (территориальным органом Росимущества); для ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится снимаемое с учета ЗС ГО; для ЗС ГО, находящихся в собственности организации, - руководителем этой организации.
Как следует из материалов дела,09.03.2021 ПАО "ЧТПЗ" направило в адрес заинтересованного лица акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер 74/0103-56 (1002002200), реестровый федеральный номер П12740018255, номер реестра в МЧС 39736, расположенного по адресу г. Челябинск, ул. Машиностроителей, 21 в связи с утратой расчетных защитных свойств и экономической нецелесообразностью восстановления (л.д. 9).
Утрата расчетных защитных свойств и невозможность дальнейшей эксплуатации спорного ЗС ГО как убежища подтверждена техническим заключением по результатам детального (инструментального) комплексного обследования технического состояния защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер 74/0103-56 (1002002200), реестровый федеральный номер П12740018255, номер реестра в МЧС 39736, расположенного по адресу г. Челябинск, ул. Машиностроителей, 21 (л.д. 18-21), и ответчиком не оспаривается.
Факт нахождения спорного защитного сооружения в федеральной собственности подтвержден выпиской из реестра федерального имущества N 898/1 от 09.11.2020 (л.д.13) и МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях не опровергнут.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, утвержденного Приказом Росимущества от 16.12.2016 N 452 территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что на МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, осуществляющее полномочия собственника от имени Российской Федерации, в силу закона возложена обязанность по утверждению акта о снятии с учета названного защитного сооружения.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны, является МЧС России, в силу чего методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны Правительством Российской Федерации отнесено к безусловной компетенции МЧС России.
Таким образом, рекомендации Росимущества, на которые ссылается заинтересованное лицо, не является органом, уполномоченным на разъяснение вопросов в сфере гражданской обороны и режима защитных сооружений, и не имеют более высокую юридическую силу, чем действующий приказ уполномоченного на решение этого вопроса МЧС России.
Доводы апеллянта подлежат отклонению апелляционным судом как основанные на неверном толковании норм материального права.
С учетом изложенных мотивов решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, взыскание государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявителя не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.07.2021 по делу N А76-18339/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-18339/2021
Истец: ПАО "ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТРУБОПРОКАТНЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ И КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТЯХ