Екатеринбург |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А71-13375/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Краснобаевой И. А., Полуяктова А. С.
рассмотрел в судебном заседании Министерства финансов Удмуртской Республики, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2021 по делу N А71-13375/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 09.02.2022 в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с болезнью судьи Сулейменовой Т.В. произведена замена судьи Сулейменовой Т.В. на судью Краснобаеву И.А.
Судебное заседание проводится с использованием систем аудиозаписи.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа прибыли представители:
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики - Филин А.Ю. (доверенность от 24.12.2021 N 08211-05/3);
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Долотов П.А. (доверенность от 27.12.2021 N 242);
Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Антонова А.А. (удостоверение, доверенность от 20.12.2021 N 8/2-15-2021, выдана в порядке передоверия);
общества с ограниченной ответственностью "Качкашурское" - Мосолков А.Е. (доверенность от 08.12.2021 б/н).
Общество с ограниченной ответственностью "Качкашурское" (далее - общество "Качкашурское", общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Удмуртской Республике в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики о взыскании 15 720 000 руб. убытков за счет казны Удмуртской Республики.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Удмуртской Республики и Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2021 с Удмуртской Республики в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в пользу общества взыскано 15 720 000 руб. убытков, 101 500 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с обжалуемыми судебными актами, Министерство финансов Удмуртской Республики обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Как указывает кассатор, судами фактически снято временное ограничение для предоставления субсидий на строительство животноводческих зданий молочного направления в рамках недействующей редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 04.05.2016 N 185 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике", а также для предоставления субсидий на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса в рамках недействующей редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса". Заявитель указывает, что исполнение обязательств по предоставлению субсидий в 2017 и в 2018 году в рамках вышеуказанных Постановлений N 185 и N 120 ограничено соответствующим финансовым годом и объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели на 2017 и 2018 год, указанные обязательства по предоставлению субсидий в рамках соответствующих финансовых лет исполнены аналогичным способом. Министерством финансов обязательства по предоставлению истцу субсидии на технику и на строительство фермы выполнены в полном объеме согласно расчету истца, в соответствии с договорами о предоставлении субсидий, заключенных Министерством и истцом, возражений по размеру субсидий от истца не поступало. Полагает, что применение норм статей 54 и 57 Конституции РФ к правоотношениям, возникшим между Министерством и истцом в связи с предоставлением субсидии, является неверным. Кроме того, отмечает, что возмещение убытков различного рода хозяйствующим субъектам не должно приводить к неосновательному обогащению последних за счет средств соответствующего бюджета.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики также обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель полагает, что судебные акты подлежат отмене ввиду применения судами закона, не подлежащего применению и не применении закона, подлежащего применению, а именно применения неверной редакции Положения о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 04.05.2016 N 185. Считает необоснованным применение судами к рассматриваемым правоотношениям вышеуказанного Положения в редакции от 17.07.2017, которая утратила силу без учета специфики действия бюджетного и гражданского законодательства во времени. В рассматриваемом случае, по мнению кассатора, применению подлежала редакция указанного Положения от 11.09.2018, действовавшая на момент обращения общества с заявлением о предоставлении субсидии, а не примененная судами редакция от 17.07.2017 с момента выдачи обществу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Именно дата заключения договора о предоставлении субсидии является моментом возникновения у публично-правового образования обязанности по предоставлению субсидии. Податель жалобы указал, что действия истца по обращению с настоящим иском являются злоупотреблением правом и направлены на получение неосновательного обогащения, поскольку субсидия уже получена истцом. Отметил, что субсидии, предусмотренные вышеуказанным Положением, не носят обязательного характера, а истец не относится к категории хозяйствующих субъектов, предоставление субсидий которым в обязательном порядке предусмотрено законом. По мнению заявителя, истцом не доказано наличие у него убытков. Более того, недополучение субсидии не является убытками истца, поскольку не является результатом экономической деятельности истца, а компенсация части затрат не может приравниваться к получению дохода. Ссылаясь на нормы бюджетного законодательства, указал, что Министерство не вправе было распределять субсидии в 2018 году исходя из объемов финансирования, предусмотренных бюджетом Удмуртской Республики в 2017 году. Полагает, что ссылка судов на судебные акты по делу N А71-18688/2018 является неправильной, поскольку судебные акты приняты с учетом иных установленных судами обстоятельств и не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела. Кроме того, отмечает, что Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13 истолковано судами неверно.
Общество "Качкашурское" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Прокурор поддержал доводы заявителей кассационных жалоб, полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением закона.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с подпрограммой "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 N 102, принято "Положение о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике" N 185 (далее - Положение о предоставлении субсидий, Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения, лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что субсидии предоставляются следующим субъектам: индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции, при условии, что в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год; крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции) в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", при условии, что в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год.
Согласно пункту 8 Положения (в редакции от 17.07.2017) субсидии при увеличении на первое число месяца, в котором заявитель обратился за субсидией, численности поголовья коров не менее, чем на 25 процентов относительно количества скотомест в животноводческом здании по сравнению с численностью поголовья коров, имевшихся у заявителя на 1 января года, в котором животноводческое здание введено в эксплуатацию, предоставляются по следующим ставкам: при реконструкции - 25 000 рублей на одно скотоместо, но не более понесенных затрат на одно скотоместо; при строительстве - 50 000 рублей на одно скотоместо, но не более понесенных затрат на одно скотоместо.
Субсидия на животноводческое здание предоставляется один раз (пункт 12 Положения в редакции от 17.07.2017).
Положение предусматривает предоставление субсидий на уже понесенные заявителями расходы, по уже построенным и введенным в эксплуатацию объектам (молочным фермам), а расчет размера предоставляемой субсидии ставится в зависимость именно от количества скотомест в этой построенной молочной ферме.
Исходя из указанных условий предоставления субсидии и рассчитывая на ее получение в указанном размере, по поручению истца подрядчиком произведены строительно-монтажные работы объектов: коровник на 124 головы крупного рогатого скота, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Красногорский район, д. Старый Качкашур, коровник на 200 голов крупного рогатого скота, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Красногорский район, в 200 м по направлению на север от д. Тукташ, коровник на 200 голов крупного рогатого скота, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Красногорский район, в 230 м по направлению на северо-запад от границ с. Дёбы.
Построенный объект "коровник на 124 головы крупного рогатого скота, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Красногорский район, д. Старый Качкашур" введен в эксплуатацию 26.07.2017, о чем свидетельствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU18515000- 2-2017.
Построенный объект "коровник на 200 голов крупного рогатого скота, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Красногорский район, в 200 м по направлению на север от д. Тукташ" введен в эксплуатацию 15.11.2017, о чем свидетельствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU18515000-4-2017.
Построенный объект "коровник на 200 голов крупного рогатого скота, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Красногорский район, в 230 м по направлению на северо-запад от границ с. Дёбы" введен в эксплуатацию 16.03.2018, о чем свидетельствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 18-ru18515000-1-2018.
Общество в 2018, 2019 году обратилось в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики с заявками на предоставление субсидии, что подтверждается письмами N 1 от 19.03.2019, N 9142 от 19.09.2018, N 9137 от 20.09.2018.
Министерство рассмотрело заявления общества и приняло решение о выдаче заявителю субсидии в размере и порядке, предусмотренном Положением о предоставлении субсидий.
На момент обращения с данными заявками Положение о предоставлении субсидий действовало в редакции постановления Правительства Удмуртской 5 Республики от 11.09.2018 N 378, подпунктом 2 пункта 9 которого предусмотрено, что субсидия при строительстве предоставляется заявителю в размере 30 процентов от фактически понесенных затрат на строительство животноводческого здания, но не более 20 000 рублей за единицу мощности животноводческого здания на одну голову.
По результатам рассмотрения заявок между сторонами заключены:
- договор о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике N 1204 от 23.11.2018, в соответствии с которым из бюджета Удмуртской Республики в 2018 году истцу предоставляется субсидия в целях возмещения части затрат на строительство животноводческого здания молочного направления, построенного (реконструированного) подрядным способом на 124 головы, введенного в эксплуатацию 26 июня 2017 года (объект "коровник на 124 головы крупного рогатого скота, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Красногорский район, д. Старый Качкашур").
Согласно пункту 2.1 договора N 1204 от 23.11.2018 субсидия предоставляется в размере 2 480 000 руб.
Платежным поручением N 129983 от 30.11.2018 истцу перечислены денежные средства в размере 2 480 000 руб.;
- договор о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике N 1203 от 23.11.2018, в соответствии с которым из бюджета Удмуртской Республики в 2018 году истцу предоставляется субсидия в целях возмещения части затрат на строительство животноводческого здания молочного направления, построенного (реконструированного) подрядным способом на 200 голов, введенного в эксплуатацию 15 ноября 2017 года (объект "коровник на 200 голов крупного рогатого скота, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Красногорский район, в 200 м по направлению на север от д. Тукташ").
Согласно пункту 2.1 договора N 1203 от 23.11.2018 субсидия предоставляется в размере 4 000 000 руб.
Платежным поручением N 129982 от 30.11.2018 истцу перечислены денежные средства в размере 4 000 000 руб.;
- договор о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике N 9 от 08.04.2019, в соответствии с которым из бюджета Удмуртской Республики в 2019 году истцу предоставляется субсидия в целях возмещения части затрат на строительство животноводческого здания молочного направления, построенное подрядным способом на 200 голов, введенного в эксплуатацию 16 марта 2018 года (объект "коровник на 200 голов крупного рогатого скота, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Красногорский район, в 230 м по направлению на северо-запад от границ с. Дёбы").
Согласно п. 2.1 договора N 9 от 08.04.2019 субсидия предоставляется в размере 4 000 000 руб.
Платежным поручением N 34843 от 11.04.2019 истцу перечислены денежные средства в размере 4 000 000 руб.
По расчету истца размер субсидии составляет 26 200 000 руб. (в том числе по объекту "коровник на 124 головы крупного рогатого скота, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Красногорский район, д. Старый Качкашур" - 6 200 000 руб., по объекту "коровник на 200 голов крупного рогатого скота, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Красногорский район, в 200 м по направлению на север от д. Тукташ" - 10 000 000 руб., по объекту "коровник на 200 голов крупного рогатого скота, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Красногорский район, в 230 м по направлению на северо-запад от границ с. Дёбы" - 10 000 000 руб.), исходя из пункта 8 Положения в редакции от 17.07.2017, поскольку строительство объектов произведено в 2017,2018 годы, следовательно, должны применяться правила, установленные Положением в редакции от 17.07.2017, в то время как Постановление Правительства Удмуртской Республики от 11.09.2018 N 378 вступило в законную силу с 11.09.2018.
Ссылаясь на то, что при расчете субсидии ответчик неправомерно применил Положение о субсидии в редакции от 11.09.2018, полагая, что применению подлежит редакция указанного Положения от 17.07.2017, указывая на наличие убытков в виде недополученной субсидии, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что отказ Министерства в предоставлении субсидии истцу является неправомерным, поскольку строительство и введение в эксплуатацию коровников осуществлялось в 2017 и 2018 годах, в связи с чем к истцу должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 17.07.2017, указав, что новые Правила о предоставлении субсидий в редакции от 11.09.2018 не имеют обратной силы и не могут применяться к правоотношениям, возникшим до издания этой редакции. Кроме того, суды сочли возможным применить к настоящему спору по аналогии толкование пункта 6 Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, сделанное Верховным Судом Российской Федерации в определении от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13, согласно которому приобретение и модернизация техники, оборудования предприятиями и организациями агропромышленного комплекса на условиях предоставления субсидии на данные цели, действующих до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, не приводит к возникновению права на предоставление субсидии, в случае если ее получатель не отвечает вновь введенным требованиям, не соответствует истолкованию оспариваемых норм, выявленному судом с учетом места оспариваемого нормативного правового акта в системе нормативных правовых актов. Также суды пришли к выводу о доказанности материалами дела состава гражданского правонарушения: неправомерности действий министерства и наличия у истца убытков в результате таких действий. Суды указали, что экономическая целесообразность деятельности истца не имеет правового значения при рассмотрении вопроса о его праве на предоставление субсидии в установленном размере.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителей кассационных жалоб в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет бюджетные ассигнования как предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в числе прочего, из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными программами) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Положение о предоставлении субсидий было принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, в соответствии с названными правовыми нормами.
Данное Положение (в редакции от 17.07.2017) устанавливало период приема заявок на получение субсидии с 25.07.2017 по 07.08.2017.
Как видно из материалов дела, за получением субсидии общество обратилось только в сентябре 2018 и марте 2019 годах, когда Положение о представлении субсидий действовало в редакции от 11.09.2018.
При этом изменение условий предоставления субсидии, предусмотренное этой редакцией Положения, не привело к ущемлению прав истца, поскольку его заявки были признаны обоснованными, с обществом был заключен договор о предоставлении субсидии.
В договорах указана сумма субсидии, они подписаны обществом без возражений, от получения субсидии общество не отказалось.
При этом у истца не могло быть разумных ожиданий относительно предоставления ему субсидии по Положению в редакции от 17.07.2017, поскольку прием заявок был закончен в августе 2017 года.
Таким образом, учитывая даты обращения общества с заявками на предоставление субсидии, вывод судов о придании Положению о предоставлении субсидий в редакции от 11.09.2018 обратной силы, а также, что субсидия, предоставляемая обществу, должна была рассчитываться на условиях Положения о предоставлении субсидий в редакции от 17.07.2017, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Истец полагал, что в 2017 году между ним и министерством возникли правоотношения по предоставлению субсидии, поскольку общество ввело в эксплуатацию два коровника в 2017 году и один - в 2018 году, а Удмуртская Республика приняла на себя обязательства по предоставлению хозяйствующим субъектам государственной поддержки путем издания Закона о бюджете и утверждения соответствующих сумм бюджетных ассигнований и издания нормативных правовых актов, которые министерство должно исполнить.
В силу пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Для предоставления субсидии общество должно было обратиться в министерство с соответствующими заявками в установленный срок, приложив к ним необходимые документы. На основании рассмотрения указанных заявок министерство заключает договор с обществом на предоставление субсидии.
В срок, установленный Положением о предоставлении субсидий в редакции от 17.07.2017, общество с такими заявками в министерство не обращалась, то есть никаких обязательств у министерства перед обществом в 2017 году не возникло.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Между тем истец не доказал, что действия министерства являются незаконными, нарушающими его право на получение субсидии, в связи с чем вывод судов о наличии юридического состава для взыскания убытков не соответствует представленным доказательствам.
Судами ошибочно не принят во внимание довод заявителей о том, что предоставленная обществу субсидия является стимулирующей.
Природа стимулирующих субсидий определена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 17.07.2019.
Природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующей субсидии при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.
Взаимосвязанные положения статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают возможность государства оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публичных задач.
С учетом изложенного право на получение стимулирующей субсидии не является абсолютным, поскольку субсидии выделяются строго на определенные цели, лицо, претендующее на получение субсидии, обязано использовать эту субсидию по строго целевому назначению, а в случае нарушения условий, целей и порядка, установленных для предоставления субсидии, эти денежные средства подлежат возврату.
Таким образом, субсидия, на которую претендовало общество, не является безусловной, полученная субсидия не является результатом хозяйственной деятельности общества, компенсация части затрат не может рассматриваться как получение дохода, а финансовые последствия, связанные с получением субсидии не в том размере, на который рассчитывало общество, не могут квалифицироваться, как убытки.
При таких обстоятельствах суд округа полагает, что судами неправильно определена природа спорной субсидии, принятые судебные акты не соответствуют нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2022 N 309-ЭС21-18136).
Ссылка судов на апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13, является несостоятельной, поскольку это определение принято по делу с иными фактическими обстоятельствами.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2021 по делу N А71-13375/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021 по тому же делу отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Взаимосвязанные положения статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают возможность государства оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публичных задач.
С учетом изложенного право на получение стимулирующей субсидии не является абсолютным, поскольку субсидии выделяются строго на определенные цели, лицо, претендующее на получение субсидии, обязано использовать эту субсидию по строго целевому назначению, а в случае нарушения условий, целей и порядка, установленных для предоставления субсидии, эти денежные средства подлежат возврату.
Таким образом, субсидия, на которую претендовало общество, не является безусловной, полученная субсидия не является результатом хозяйственной деятельности общества, компенсация части затрат не может рассматриваться как получение дохода, а финансовые последствия, связанные с получением субсидии не в том размере, на который рассчитывало общество, не могут квалифицироваться, как убытки.
При таких обстоятельствах суд округа полагает, что судами неправильно определена природа спорной субсидии, принятые судебные акты не соответствуют нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2022 N 309-ЭС21-18136).
Ссылка судов на апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13, является несостоятельной, поскольку это определение принято по делу с иными фактическими обстоятельствами."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 февраля 2022 г. N Ф09-7126/21 по делу N А71-13375/2020
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7126/2021
17.08.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6630/2021
09.02.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7126/2021
30.06.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6630/2021
24.03.2021 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-13375/20