Екатеринбург |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А07-10311/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Сухановой Н. Н., Жаворонкова Д. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Красный Яр" (далее - общество "ЖКХ "Красный Яр", заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2021 по делу N А07-10311/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От общества "ЖКХ "Красный Яр" в Арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд удовлетворил его на основании норм статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "ЖКХ "Красный Яр" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет, заинтересованное лицо), принятого приказом от 30.04.2019 N 751 "О внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан", и предписания от 05.03.2021 N ЦО19-451-045 (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2021 (судья Азаматов А.Д.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 (судьи Киреев П.Н., Арямов А.А., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ЖКХ "Красный Яр" просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан, ссылаясь на неверное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель не согласен с выводами судов о наличии правовых оснований для возникновения обязательств по управлению многоквартирным домом N 10 по ул. Мира в с. Чернолесовский Уфимского района, Республики Башкортостан (далее - МКД). В обоснование доводов общество "ЖКХ "Красный Яр" ссылается на недействительность договора управления от 28.02.2019 по причине подписания его неуполномоченным лицом (Протокол от 30.11.2017 N 10, на основании которого действует представитель собственников помещений МКД, судами в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовался; представитель не является собственником, обладающим более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме). Соответственно, по мнению заявителя, ввиду недействительности договора управления заявление о внесении изменений в реестр лицензий от 28.02.2019 N 10 принято Госкомитетом с нарушением пунктов 5,8,9 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Кроме того, заявитель отмечает, что само по себе наличие лицензии не вменяет лицензиату (обществу "ЖКХ "Красный Яр") обязанность осуществлять лицензируемую деятельность и не может свидетельствовать о том, что общество осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению спорным МКД.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, 17.04.2019 общество "ЖКХ Красный Яр" обратилось в Госкомитет с заявлением о внесении изменений в Реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договоров управления 6, 10 по ул. Мира, N 2 по ул. Школьная с. Чернолесовский Уфимского района Республики Башкортостан.
По итогам рассмотрения заявления общества о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан Госкомитет вынес приказ от 30.04.2019 N 751 о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан.
В рамках лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами на территории Республики Башкортостан по соответствующему обращению Госкомитетом на основании распоряжения от 20.02.2021 N 643 проведена внеплановая проверка в отношении общества "ЖКХ Красный Яр" (лицензия от 19.09.2017 N002000509).
В ходе проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований, предусмотренных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170):
- местами неисправность кровли (наличие следов протечек на потолке и стенах лестничных клеток) (п.4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.12 Правил);
местами неисправность оконных отливов (п.4.2.1.8 Правил);
- неисправность пола крыльца (наличие разрушенных мест) (п. 4.4.15, 4.8.1 Правил);
- нарушение периодичности ремонта лестничной клетки (этажных коридоров) (отслоение штукатурного и окрасочного слоя стен и потолков в местах общего пользования) (п.п.3.2.8, 3.2.9 Правил);
- неисправность полов в местах общего пользования (этажные коридоры) (повреждения линолеума, отслоения плитки и т.д.) (п.п.4.4.1, 4.4.13, 4.4.14 Правил);
- неисправность дверей (местами отсутствие дверных полотен) в местах общего пользования (этажные коридоры) (п. 4.7.1,4.7.2 Правил);
- имеются неисправности внутренних систем электроснабжения и электроустановки жилого дома (отсутствие плафонов на осветительных приборах, отсутствуют закрывающие устройства электрощитовых) (п.5.6.1, п. 5.6.2, п. 5.6.4 Правил);
- отсутствие радиатора отопления в местах общего пользования (п.5.1.2 Правил);
- неисправности заполнения оконных проемов (наличие разбитых стекол, отсутствует двойное остекление), местами неисправность фурнитуры на окнах (п. 4.8.14, п.2.6.2 Правил);
- наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки выполнены с нарушением требований п. 3.2.11 Правил и (прил. N 4 Правил) (не установлены самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы).
- неисправности крыши (имеются просветы), местами неисправности кровельного материала (толь), отсутствие и (или) неисправность лестниц к слуховым окнам, отсутствие слуховых окон, захламленность помещения чердака бытовым и строительным мусором (п. 3.3.1, п. 3.3.4, п. 4.6.1.1, п. 4.6.1.18, п. 3.3.1, п. 3.3.3, п.4.6.1.1, п. 4.6.1.2, п. 4.6.1.12, п.2.6.2 Правил)
- фановые трубы не выведены за пределы кровли (нарушен п.4.6.3.1. Правил);
- отсутствуют ходовые доски (п. 3.3.3 Правил);
- повсеместно не приведена в технически исправное состояние территория домовладения с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков (п.2.6.2 Правил);
- отсутствие закрывающих устройств входного люка на чердак, люк не закреплен (нарушен п.4.1.14, п.3.4.5 Правил).
По результатам проверки составлен акт от 05.03.2021 N 21-643- 451-001 и выдано предписание от 05.03.2021 NЦО-19-451-045.
Не согласившись с вынесенным приказом и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций, руководствуясь, в том числе статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 161, 162, 195, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Порядком N 938/пр, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), исходили из действительности договора управления от 28.02.2019, наличия оснований для внесения изменения в реестр лицензий, предусмотренных Порядком N 938/пр, подверженности материалами дела выявленных нарушений, связи с чем признали приказ от 30.04.2019 N 751 и предписание от 05.03.2021 NЦО-19-451-045 законными, при этом указав на пропуск срока на обжалование приказа от 30.04.2019 N 751, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется в виду следующего.
В соответствии со статьей 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1); в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, в том числе на основании заявления о внесении изменений в реестр. Заявление должно содержать, в том числе: адрес многоквартирного дома; основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; реквизиты договора управления многоквартирным домом; данные о заявителе.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, содержится в пункте 3 Порядка N 938/пр, в частности, к заявлению должна быть приложена копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Условия, при которых орган государственного жилищного надзора вправе внести соответствующие изменения в реестр либо отказать во внесении изменений и возвратить документы, содержатся в пункте 5 и 9 Порядка N 938/пр.
В частности, согласно подпункту "а" пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка. Как следует из пункта 3 Порядка N 938/пр, на общество возложена обязанность приложить к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий необходимые документы.
Судами установлено и из материалов дела следует, что заявитель 17.04.2019 обратился в Госкомитет с заявлением (вх. N 10200) о внесении изменений в реестр лицензий в связи с заключением договоров управления многоквартирными домами N 6, 10 по ул. Мира и N 2 по ул. Школьная с. Чернолесовский Уфимского района Республики Башкортостан.
К указанному заявлению обществом "ЖКХ "Красный Яр" был приложен протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 22.02.2019 и договор управления от 28.02.2019.
Проанализировав договор управления от 28.02.2019, суды заключили, что на момент принятия оспариваемого приказа, результаты конкурса по выбору управляющей организации, оформленные протоколом от 22.02.2019, не оспорены, договор управления многоквартирным домом от 28.02.2019 недействительным не признан, условия договора управления утверждены в установленном законом порядке, из содержания договора управления многоквартирным домом от 28.02.2019 следует, что он заключен между обществом "ЖКХ Красный Яр" в лице директора Габидуллина Р.Г. и собственниками помещений в доме в лице председателя совета дома - Бадретдиновой В.Р., при этом в договоре управления и приложениях к нему имеются подписи сторон и печать общества "ЖКХ Красный Яр".
Судами учтено, что процедура внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации не является предметом жилищного надзора или лицензионного контроля; внесение изменений в реестр лицензий было волеизъявлением исключительно самого заявителя, который к необходимому пакету документов самостоятельно приложил договор управления от 28.02.2019.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие иных доказательств, свидетельствующих о незаключенности договора управления, суды пришли к выводу о соблюдении обществом "ЖКХ Красный Яр" требований, установленных пунктом 5 Порядка N 938/пр, и отсутствия оснований для отказа во внесении изменений в реестр.
Кроме того, установив, что оспариваемый приказ N 751 вынесен 30.04.2019, а с заявлением о его оспаривании общество "ЖКХ "Красный Яр" обратилось 22.04.2021, не заявив при этом ходатайства о восстановлении срока, суд первой инстанции указал на пропуск трехмесячного срока на обжалование ненормативного правового акта, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно не усмотрели оснований для признания приказа от 30.04.2019 N 751 недействительным.
В отношении предписания от 05.03.2021 N ЦО19-451-045 суды указали следующее.
Обязанность по соблюдению требований правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме возложена на общество "ЖКХ "Красный Яр" как на управляющую компанию в силу положений жилищного законодательства (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ), Правил N 491, договора управления многоквартирным домом.
Факт допущенных обществом "ЖКХ "Красный Яр" нарушений требований Правил N 491 и Правил N 170 (неисправность кровли, оконных отливов, пола крыльца, полов, дверей в местах общего пользования, внутренних систем электроснабжения и электроустановки жилого дома, заполнения оконных проемов, крыши, нарушение периодичности ремонта лестничной клетки, отсутствие радиатора отопления в местах общего пользования, ходовых досок, закрывающих устройств входного люка на чердак, не выведение фановых труб за пределы кровли) подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 05.03.2021 N 21-643-451-001, заявителем не опровергнут.
Выявленные Госкомитетом в ходе проверки нарушения позволили сделать вывод о том, что общее имущество содержится не в соответствии с требованиями законодательства, в состоянии, не обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасности проживающих в нем граждан.
Установив, что предписание выдано уполномоченным органом надлежащему субъекту, является исполнимым, направлено на устранение нарушений, факт которых подтвержден материалами дела, суды обеих инстанций правомерно отклонили требования общества "ЖКХ "Красный Яр".
Доводы заявителя об отсутствии правовых и фактических оснований для возникновения обязательств по управлению многоквартирным домом не состоятельны, поскольку материалами дела подтверждается, что на момент выдачи предписания от 05.03.2021 N 21-643-451-001 спорный МКД N 10 по ул. Мира с. Чернолесовский Уфимского района РБ был включен в реестр лицензий, деятельность по управлению которым осуществляется обществом "ЖКХ Красный Яр".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2021 по делу N А07-10311/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Красный Яр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Условия, при которых орган государственного жилищного надзора вправе внести соответствующие изменения в реестр либо отказать во внесении изменений и возвратить документы, содержатся в пункте 5 и 9 Порядка N 938/пр.
В частности, согласно подпункту "а" пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка. Как следует из пункта 3 Порядка N 938/пр, на общество возложена обязанность приложить к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий необходимые документы.
...
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие иных доказательств, свидетельствующих о незаключенности договора управления, суды пришли к выводу о соблюдении обществом "ЖКХ Красный Яр" требований, установленных пунктом 5 Порядка N 938/пр, и отсутствия оснований для отказа во внесении изменений в реестр.
...
Обязанность по соблюдению требований правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме возложена на общество "ЖКХ "Красный Яр" как на управляющую компанию в силу положений жилищного законодательства (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ), Правил N 491, договора управления многоквартирным домом."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2022 г. N Ф09-19/22 по делу N А07-10311/2021