• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 февраля 2022 г. N Ф09-10315/21 по делу N А07-20439/2018

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.07.2017, суду независимо от наименования договора следует установить его действительное содержание, исходя как из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, так и из существа сделки с учетом действительной общей воли сторон, цели договора и фактически сложившихся отношений сторон. Если установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей требованиям Закона об участии в долевом строительстве, в действительности имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения этого закона, в том числе предусмотренные им меры ответственности.

В данном случае суды фактически ограничились констатацией того факта, что жилой дом по адресу: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, г. Ишимбай, ул. Молодежная, д. 12, дом 2, не существует, требование Чиликиной А.А. трансформировалось в денежное.

Вместе с тем обстоятельства, подлежащие включению в предмет исследования по данному спору, а именно - существо сложившихся между заявителем и должником правоотношений и конечный материально-правовой интерес, преследуемый сторонами при вступлении в правоотношения друг с другом, анализ реестра требований кредиторов должника на предмет наличия в нем требований кредиторов - физических лиц, основанных на правоотношениях долевого участия в строительстве, судами не исследовались и не устанавливались.

Такой формальный подход судов не может считаться отвечающим целям действующего законодательства, направленным на обеспечение защиты жилищных прав граждан - участников строительства, в том числе от злоупотреблений застройщиков, осуществляющих манипуляции с правовыми схемами привлечения денежных средств.

Кроме того, судами не учтено, что сам по себе факт отсутствия жилого дома по адресу: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, г. Ишимбай, ул. Молодежная, д. 12, дом 2, и отсутствия у должника права на земельный участок, сам по себе, в силу положений параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве (пункт 2 статьи 201.1 Закона о банкротстве), не исключает возможности применения в отношении должника правил банкротства застройщика.

...

Отказав в применении положения параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве без исследования и установления существа сделки с учетом действительной общей воли сторон, цели договора и фактически сложившихся отношений сторон, суды надлежащим образом не обеспечили судебную защиту нарушенного права на жилье, на наличие которых указывала заявитель и не учли основную цель включения в законодательство о несостоятельности специальных правил о банкротстве застройщика, направленную на защиту жилищных прав граждан."