Екатеринбург |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А34-129/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Сидоровой А.В., Громовой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маркарян Ж.С., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транзит-Техсервис" (далее - общество "Транзит-Техсервис") на решение Арбитражного суда Курганской области от 05.07.2021 по делу N А34-129/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Водный союз" (далее - общество "Водный союз") - Курлов И.Н. (доверенность от 01.01.2022 N 52).
Общество "Водный союз" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением о взыскании с общества "Транзит-Техсервис" задолженности, образовавшейся в период с июля по октябрь 2020 года по договору от 16.10.2012 N 3184 в сумме 24 891 руб. 25 коп., пени за период с 11.08.2020 по 11.01.2021 в сумме 746 руб. 74 коп. (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 05.07.2021 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Транзит-Техсервис" просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы полагает неправомерным начисление истцом платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Общество "Транзит-Техсервис" указывает, что судами не дана надлежащая оценка его доводам о том, что деятельностью по содержанию гостиницы и сауны он в спорный период не занимался, указанный вид дополнительной деятельности исключен из Единого государственного реестра юридических лиц. Заявитель обращает внимание на то, что решениями Оперативного штаба по профилактике коронавируса в Курганской области деятельность бань и саун была запрещена вплоть до 13.08.2020.
Кроме того, ссылаясь на неправомерность начисления истцом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, заявитель жалобы указывает, что в соответствии с протоколом результатов испытаний от 22.03.2021, проведенных по инициативе общества "Транзит-Техсервис", наличие в сточных водах загрязняющих веществ соответствует допустимым концентрациям и не превышает установленные нормативы.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Водный союз" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, между открытым акционерным обществом "Курганводоканал" (предприятие) и обществом "Транзит-Техсервис" (абонент) заключен договор от 16.11.2012 N 3184 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, по условиям которого предприятие обязалось осуществлять отпуск питьевой воды из систем коммунального водоснабжения и прием сточных вод в систему канализации, а абонент обязался принять и оплатить услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором (пункт 1.1 договора).
По соглашению от 01.03.2013 о перемене стороны в договоре на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 16.11.2012 N 3184 произведена замена открытого акционерного общества "Курганводоканал" на общество "Водный Союз" с 01.03.2013.
Договорные объемы отпуска питьевой воды из систем коммунального водоснабжения и приема сточных вод в систему канализации от всех источников (систем) водоснабжения устанавливаются на год по 100 куб. м в месяц (пункт 1.2 договора).
Перечень объектов водоснабжения и водоотведения, в отношении которых заключен договор, согласован сторонами в пункте 1.3 договора (нежилое здание по адресу: г. Курган, пр. Конституции, 25а).
Порядок учета количества отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод согласован сторонами в разделе 5 договора.
Согласно пункту 7.1 договора оплата фактически полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится абонентом ежемесячно до десятого числа каждого месяца. Окончательный расчет по факту потребления за квартал производится абонентом до десятого числа первого месяца квартала, следующего за расчетным на основании данных учета и сальдо между произведенными платежами и начислениями за водопотребление и водоотведение.
Во исполнение обязательств по договору общество "Водный союз" в период с июля по октябрь 2020 года поставило обществу "Транзит-Техсервис" холодную воду и оказало услуги по приему сточных вод.
Обществом "Водный союз" выставлены обществу "Транзит-Техсервис" для оплаты счета и счета-фактуры от 31.07.2020 N 21743/3, от 31.08.2020 N 24797/3, от 30.09.2020 N 27910/3, от 31.10.2020 N 30884/3 в которых включил плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс сверх установленных нормативов, плату за водоотведение и холодную (питьевую) воду на общую сумму 36 945 руб. 60 коп.
С учетом частичной оплаты задолженность общества "Транзит-Техсервис" составила 24 891 руб. 25 коп.
Ненадлежащее исполнение обществом "Транзит-Техсервис" обязательств по договору послужило основанием для обращения общества "Водный союз" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался нормами статей 309, 310, 330, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-Ф) и исходил из того, что факт поставки ресурса, негативного воздействие на работу централизованной системы водоотведения, сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод подтверждены материалами дела, доказательства внесения платы ответчиком не представлены.
Суд апелляционной инстанции решение суда поддержал, признал его законным и обоснованным.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, пункта 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
В пункте 119 Правил N 644 предусмотрено, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
С учетом изложенного в соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы на основании результатов отборов проб производится в соответствии с пунктом 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) Правил, а при наличии условий, указанных в пункте 123(4) - без отборов проб.
Согласно пункту 123(4) Правил N 644 в частности для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1.
В соответствии с пунктом 124 Правил N 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, из содержания пункта 123(4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
При этом если объем сбрасываемых сточных вод с объектов абонента за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет менее 30 куб. м в сутки, имеются основания для начисления платы по пункту 123(4) Правил N 644 без отбора проб сточных вод, то есть без подтверждения факта наличия загрязняющих веществ лабораторными анализами.
Законодателем установлена презумпция наличия загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения, в сточных водах абонентов, категории которых определены в пункте 119 Правил N 644.
На основании вышеизложенного, проанализировав представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив, что, что объем сбрасываемых сточных вод с объектов общества "Транзит-Техсервис" за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составлял менее 30 куб. м в сутки, суды пришли к верному выводу, что обществом "Водный союз" обоснованно в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 начислена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитанная в соответствии с формулой, содержащейся в указанном пункте.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии доказательств негативного воздействия на систему водоотведения подлежат отклонению судом округа на основании следующего.
Соответствующие возражения общества "Транзит-Техсервис" являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и были обоснованно отклонены ими с указанием на то, что материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о проведения именно в спорный период (а не в марте 2021 года) проверки сточных вод ответчика, результаты которой свидетельствовали бы о соответствии сточных вод абонента установленным нормативам сброса.
Данные доводы, по существу, не затрагивают вопросов правильности применения судами при рассмотрения норм материального права, а выражают несогласие заявителя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств, что не может быть положено в основу отмены принятых по делу судебных актов по результатам кассационного производства. Переоценка установленных судами фактических обстоятельств и принятых доказательств не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции в силу норм статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, требования общества "Водный союз" в части взыскания с ответчика платы в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения правомерно удовлетворены судом.
Согласно пункту 194 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В соответствии с пунктом 203 Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 данных Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
- расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем названного пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 Правил.
Таким образом, пунктом 203 Правил N 644 предусмотрен аналогичный вмененный порядок начисления (без отборов проб) платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод при наличии вышеперечисленных условий.
С учетом изложенного, установив, что объем сбрасываемых сточных вод с объектов общества "Транзит-Техсервис" за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составлял менее 30 куб. м в сутки, при этом ответчик осуществляет в частности деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, согласно актам от 28.04.2017, 12.02.2019 на объекте ответчика по адресу: г. Курган, пр-т Конституции, 25А, имеются: сауна, тренажерный зал, два гостевых номера, административное помещение, суды пришли к верному выводу, что обществом "Водный союз" обоснованно в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 начислена ответчику плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В отсутствие доказательств внесения обществом "Транзит-Техсервис" платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод требования общества "Водный союз" в данной части также обоснованно удовлетворены судами.
Доводу общества "Транзит-Техсервис" о том, что в спорный период им не осуществлялась деятельность по содержанию гостиницы и сауны, дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции. Как указал апелляционный суд, факт осуществления обществом "Транзит-Техсервис" в здании по адресу: г. Курган, пр. Конституции, 25А деятельности по предоставлению гостиничных услуг и услуг сауны, подтверждается материалами дела, в частности актом проверки от 02.10.2020, актом ввода в эксплуатацию узла учета от 21.12.2020.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то обстоятельство, что решениями Оперативного штаба по профилактике коронавируса в Курганской области деятельность бань и саун была запрещена вплоть до 13.08.2020, данных выводов не опровергает, поскольку не свидетельствует об отсутствии в спорный период деятельности общества "Транзит-Техсервис" по содержанию гостиницы по указанному адресу.
Таким образом, нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статяьми 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 05.07.2021 по делу N А34-129/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транзит-Техсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
А.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем названного пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 Правил.
Таким образом, пунктом 203 Правил N 644 предусмотрен аналогичный вмененный порядок начисления (без отборов проб) платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод при наличии вышеперечисленных условий.
С учетом изложенного, установив, что объем сбрасываемых сточных вод с объектов общества "Транзит-Техсервис" за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составлял менее 30 куб. м в сутки, при этом ответчик осуществляет в частности деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, согласно актам от 28.04.2017, 12.02.2019 на объекте ответчика по адресу: г. Курган, пр-т Конституции, 25А, имеются: сауна, тренажерный зал, два гостевых номера, административное помещение, суды пришли к верному выводу, что обществом "Водный союз" обоснованно в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 начислена ответчику плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 февраля 2022 г. N Ф09-54/22 по делу N А34-129/2021