Екатеринбург |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А07-1933/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Сулейменовой Т.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2021 по делу N А07-1933/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Агидельтрансавто" (далее - общество "Агидельтрансавто") - Наборщиков Ю.Г. (директор, протокол от 22.11.2021).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан представила в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя инспекции. Ходатайство судом удовлетворено.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан (далее - налоговой орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу "Агидельтрансавто" о взыскании суммы неосновательного обогащения (неосновательно полученной субсидии) в размере 242 600 руб.
Решением суда от 05.08.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2021 решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе налоговый орган просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на несоответствие вывода суда апелляционной инстанции установленным по делу обстоятельствам и неправильное применение норм материального права. Заявитель считает, что субсидия обществом "Агидельтрансавто" получена неправомерно и применительно к положениям статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации является его неосновательным обогащением, однако обществом неправомерно полученные суммы субсидий добровольно не возвращены. Заявитель отмечает, что, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о несоответствии налогоплательщика критерию по количеству работников, сформировано уведомление об отказе; при этом по технической ошибке произведен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии. Впоследствии, в ходе мониторинга исполнения налоговым органом постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 установлено, что в нарушение подпункта "е" пункта 3 Правил, утвержденных указанным постановлением N 576, количество работников общества в апреле 2020 года составило 65% количества работников в марте 2020 года, а именно, в марте 2020 года количество работников составляло 20 человек, а в апреле - 13 человек.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Агидельтрансавто" просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, общество "Агидельтрансавто" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.06.1998, дата присвоения ОГРН 30.08.2002, состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан.
Основным видом деятельности общества "Агидельтрансавто" с 11.12.2018 является перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами (код по ОКВЭД - 49.41.1).
Общество "Агидельтрансавто" дважды обращалось в налоговый орган с заявлением о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 субсидии за апрель, май 2020 года на сумму 242 600 руб.
По итогам рассмотрения указанных заявлений общества "Агидельтрансавто" в программном комплексе налогового органа были сформированы сообщения от 18.05.2020 N 120632, от 18.06.2020 N 428687 об отказе в предоставлении субсидии.
Причинами отказа явились: в первой случае - несовпадение КПП в заявлении с КПП в ЕГРЮЛ, количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года; во втором случае - количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года.
Вместе с тем впоследствии сумма заявленной субсидии за апрель и май 2020 года включена в реестр получателей субсидии, который направлен в электронном виде в территориальный орган Федерального казначейства.
Из полученной налоговым органом от территориального органа Федерального казначейства информации следует, что ответчику как получателю субсидии сообщено о факте перечисления субсидии (уведомление о перечислении субсидии от 01.06.2020), средства субсидии в сумме 242 600 руб. поступили на банковский счет общества "Агидельтрансавто", указанный в его заявлении.
По результатам мониторинга исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 налоговым органом выявлено неправомерное (ошибочное) перечисление обществу "Агидельтрансавто" субсидии в связи с несоблюдением предусмотренных указанным постановлением условий для ее получения, в связи с чем в адрес общества направлено уведомление от 20.07.2020 N 03-22/05274 о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии с предложением возвратить полученные средства субсидии по соответствующим реквизитам.
В ответ на указанное уведомление письмом исх. N 34 от 28.07.2020 общество "Агидельтрансавто" сообщило, что им получена 01.06.2020 и использована по назначению субсидия в размере 242 600 руб. для выплаты заработной платы работникам; просило списать данную субсидию как невозвратную.
Ссылаясь на неправомерное получение средств субсидии в сумме 242 600 руб., на отказ общества "Агидельтрансавто" от добровольного возврата полученной субсидии, налоговый орган обратился арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что денежные средства в размере 242 600 руб. получены ответчиком в отсутствие правовых оснований, поскольку ответчик не является лицом, имеющим право на получение субсидии из федерального бюджета на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из недоказанности истцом факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, сделав вывод об отсутствии в действиях ответчика признаков недобросовестного поведения и, соответственно, отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и норм процессуального права, суд округа полагает, что оснований для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
По смыслу названной нормы закона содержанием обязательств вследствие неосновательного обогащения являются право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему.
Как верно было отмечено апелляционным судом, обязательства вследствие неосновательного обогащения относятся к числу охранительных, вне договорных правоотношений. Задачей этих обязательств является защита имущественных прав и интересов стороны в виде обеспечения потерпевшему восстановления его имущественной сферы путем возврата имущества неосновательно обогатившимся лицом.
Между тем подпунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, разъяснено, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности получателя названных в данной норме видов выплат лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за установленными в этой норме исключениями), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).
Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 1 Правил).
В целях применения настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.
Основной вид деятельности общества "Агидельтрансавто" включен в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.
В соответствии с пунктом 3 Правил условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
- направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика, или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2;
- включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
- количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
В силу пункта 5 Правил для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 5 Правил).
После указанной проверки налоговый орган либо отказывает заявителю в предоставлении субсидии, либо включает его в реестр для перечисления субсидий (приложение N 1 к Правилам).
Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный пунктом 6 Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 4 Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи и направляет его в Федеральное казначейство.
Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии (пункт 8 Правил).
В силу пункта 11 Правил субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации только в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце пятом пункта 4 настоящих Правил.
Как установлено судом апелляционной инстанции при исследовании фактических обстоятельств настоящего дела, из представленных налоговым органом документов следует, что искаженных сведений в заявлении общества "Агидельтрансавто" не содержится, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент принятия решения о перечислении субсидии налоговый орган обладал всей необходимой информацией о налогоплательщике, произведен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.
При этом налоговым органом не подтвержден документально факт допущения технической ошибки при перечислении субсидии обществу "Агидельтрансавто" (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усмотрел признаков недобросовестности в действиях общества "Агидельтрансавто" при подаче заявления о предоставлении субсидии, вследствие чего заключил, что оснований для возврата субсидии в качестве неосновательного обогащения у общества не имеется.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных налоговым органом к обществу "Агидельтрансавто" требований.
Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления. Кроме того, доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2021 по делу N А07-1933/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом апелляционной инстанции при исследовании фактических обстоятельств настоящего дела, из представленных налоговым органом документов следует, что искаженных сведений в заявлении общества "Агидельтрансавто" не содержится, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент принятия решения о перечислении субсидии налоговый орган обладал всей необходимой информацией о налогоплательщике, произведен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.
При этом налоговым органом не подтвержден документально факт допущения технической ошибки при перечислении субсидии обществу "Агидельтрансавто" (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усмотрел признаков недобросовестности в действиях общества "Агидельтрансавто" при подаче заявления о предоставлении субсидии, вследствие чего заключил, что оснований для возврата субсидии в качестве неосновательного обогащения у общества не имеется.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных налоговым органом к обществу "Агидельтрансавто" требований."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 февраля 2022 г. N Ф09-201/22 по делу N А07-1933/2021