Екатеринбург |
|
04 марта 2022 г. |
Дело N А71-8061/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Черкезова Е. О., Гавриленко О. Л.
при ведении протокола помощником судьи Бычковской А.С. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.09.2021 по делу N А71-8061/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики участвуют представители:
общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" - Переверзин А.С.(доверенность от 01.02.2022);
прокуратуры Завьяловского района Удмуртской Республики - Федорова Д.С. (представлено удостоверение);
прокуратуры Удмуртской Республики - Русских И.Ю. (представлено удостоверение).
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - общество "САХ", региональный оператор, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным представления прокуратуры Завьяловского района Удмуртской Республики (далее также - Прокуратура, заинтересованное лицо) от 19.05.2021 N 199ж-2021 в части требования произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за летний период времени (с мая по октябрь).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Прокуратура Удмуртской Республики, Ямилов Дамир Талгатович (далее - Ямилов Д.Т.).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.09.2021, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование своей позиции податель жалобы, приводя требования статей 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 2, 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, настаивает на неправомерности оспариваемого представления Прокуратуры, поскольку начисление платы за услугу по обращению с ТКО, в данном случае, является обоснованным, по той причине, что в результате деятельности лиц, владеющих земельными участками, образуются ТКО.
Податель жалобы, возражая против выводов судов относительно наличия права у регионального оператора начисления за указанную услугу лишь с момента возникновения (регистрации) права собственности на жилой дом, утверждает о том, что обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях.
Заявитель полагает, что факт образования ТКО на спорных земельных участках доказан тем, что составленными 08.12.2020 и 11.05.2021 актами осмотра, подтверждается, что земельный участок посещается потребителем в весенне-летний период времени для проведения сельскохозяйственных работ.
Как следует из материалов дела, в Прокуратуру 14.04.2021 поступила жалоба гражданина Ямилова Д.Т. с доводами о несогласии с начислением платы за обращение с ТКО в отношении принадлежащего ему земельного участка в отсутствие на нем жилых помещений, а также зарегистрированных и проживающих лиц.
Согласно обращению Ямилова Д.Т., он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Старое Михайловское, ул. Весенняя, д. 20. На данном участке капитальных строений нет (теплица не на фундаменте, бытовка, бортовой кузов на раме), в зимний период он по данному адресу не находится. По месту прописки в г. Ижевске обращение с ТКО оплачивает ежемесячно.
Прокуратурой Завьяловского района Удмуртской Республики проведена проверка, в ходе которой установлено, что общество "САХ" является региональным оператором по обращению с ТКО на территорий Удмуртской Республики.
Удмуртским филиалом АО "ЭнергосбыТ Плюс" начиная с 01.09.2020, по поручению общества "САХ" начисляется плата за указанную коммунальную услугу Ямилову Д.Т., являющемуся собственником вышеуказанного земельного участка.
В ходе проверки Прокуратурой также установлено, что на указанном земельном участке отсутствуют жилые дома, а также иные постройки, в которых возможно постоянное проживание граждан. При этом документы об установлении фактов образования ТКО на земельном участке, принадлежащем Ямилову Д.Т., у общества "САХ" и Удмуртского филиала АО "ЭнергосбыТ Плюс" отсутствуют.
Исходя из изложенного, Прокуратура пришла к выводу об отсутствии у регионального оператора основания для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отношении указанного земельного участка, поскольку на нем отсутствуют зарегистрированные жилые помещения, а факт образования ТКО региональным оператором не подтвержден.
Кроме того, обследование земельного участка на предмет наличия на нем жилого помещения произведено обществом "САХ" 11.05.2021, при этом плата за коммунальную услугу начислена и за предшествующие обследованию периоды (с сентября 2020 года).
По итогам проверки обращения Ямилова Д.Т. Прокуратурой 19.05.2021 было вынесено представление N 199ж-2021 об устранении нарушений жилищного законодательства в части необоснованного начисления платы за коммунальные услуги, в соответствии с которым обществу "САХ" предлагалось безотлагательно рассмотреть данное представление и незамедлительно принять меры по устранению допущенных нарушений закона, произвести перерасчет платы за обращение с ТКО Ямилову Д.Т., а также принять меры по устранению причин и условий, способствующих данным нарушениям.
Полагая, что оспариваемое представление заинтересованного лица нарушает права и законные интересы регионального оператора, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из правомерности обжалованного представления Прокуратуры, поскольку совокупность установленных обстоятельств в их взаимной связи свидетельствует о доказанности Прокуратурой необоснованности начисления платы за услугу по обращению с ТКО в отношении спорного земельного участка.
При рассмотрении спора, суды исходили из следующего.
Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 153, части 4 статьи 154, части 9 статьи 155 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (далее - Правила N 354).
В соответствии с понятиями, приведенными в пункте 2 Правил N 354 домовладение - это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты); коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга как обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Общество "САХ" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Как следует из материалов дела и было указано ранее, между обществом "САХ" и Удмуртским филиалом акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" 01.12.2018 заключен договор, в соответствии с которым последний начисляет и выставляет плату жителям Удмуртской Республики за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Судами установлено, что Ямилов Д.Т. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Старое Михайловское, ул. Весенняя, д. 20. С сентября 2020 года Ямилову Д.Т. начисляется плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Руководствуясь вышеприведенными нормами, основываясь на положениях Правил N 354, в частности установленного ими порядка определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, суды заключили, что начисление платы за коммунальную услугу по ТКО обусловлено наличием права собственности или иного законного права пользования жилым домом (домовладением), постоянно или временно проживающих в жилом доме граждан.
С учетом того, что на спорном земельном участке жилые дома отсутствуют, права собственности на какие-либо объекты не зарегистрированы, имеющиеся постройки статусом жилого дома не обладают, судами сделан вывод об отсутствии в таком случае у регионального оператора законных оснований для начисления платы за обращение с ТКО.
Между тем, указанный вывод судов, поддерживающий позицию Прокуратуры, сам по себе недостаточно обоснован, поскольку действующее правовое регулирование не ставит обязанность по заключению договора и оплате услуг по обращению с ТКО в зависимости именно от нахождения или не нахождения на земельном участке жилых или нежилых помещений, на которые зарегистрировано право собственности лица, которому предъявляются к оплате соответствующие платежи.
Наряду с вышеуказанным выводом, суд первой инстанции сделал также и иной вывод, с которым суд кассационной инстанции соглашается - о том, что, в силу пункта 8 (1) "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуется ТКО.
Так Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2018 N 528 утверждены годовые нормативы накопления ТКО для категории "Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан", что свидетельствует о том, что обязанность оплаты за вывоз мусора, образующегося в связи с пользованием гражданами принадлежащими им земельными участками не зависит только от нахождения на этих участках зарегистрированных объектов недвижимости.
Такой вывод соответствует пункту 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, в этой связи отсутствие на земельном участке жилых или нежилых помещений, которые получили государственную регистрацию, не свидетельствует о не накоплении ТКО владельцами указанных земельных участков, в том случае, если доказано нахождение на земельном участке объектов, пригодных для проживания, в том числе временного, но не зарегистрированных в государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Вместе с тем, в данном конкретном случае, суды правомерно не признали недействительным представление прокуратуры Завьяловского района Удмуртской Республики, вынесенное по результатам проведения проверки, в ходе которой выявлено, что на земельном участке по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Старое Михайловское, ул. Весенняя, д. 20, образование ТКО не происходит, поскольку расположенные на участке объекты (теплица без фундамента, бытовка, бортовой кузов на раме) не позволяют сделать вывод о возможности в периоде, подвергнутом проверке, проживания, в том числе временного, на данном участке; проведенной проверкой факт образования ТКО не выявлен.
Соответственно, у Ямилова Д.Т. в спорном периоде, как у собственника возможных к образованию ТКО в связи с эксплуатацией земельного участка, не возникла обязанность по заключению договора на оказание соответствующих услуг. Иного региональным оператором суду не доказано.
При установленных обстоятельствах обжалуемое представление заинтересованного лица в части требования произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО является правомерным.
Таким образом, судами обеих инстанций правомерно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются по основаниям, приведенным в мотивировочной части настоящего постановления. Кроме того, указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, выводов судов не опровергают, о нарушении судами норм права не свидетельствуют и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.09.2021 по делу N А71-8061/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наряду с вышеуказанным выводом, суд первой инстанции сделал также и иной вывод, с которым суд кассационной инстанции соглашается - о том, что, в силу пункта 8 (1) "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуется ТКО.
Так Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2018 N 528 утверждены годовые нормативы накопления ТКО для категории "Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан", что свидетельствует о том, что обязанность оплаты за вывоз мусора, образующегося в связи с пользованием гражданами принадлежащими им земельными участками не зависит только от нахождения на этих участках зарегистрированных объектов недвижимости.
Такой вывод соответствует пункту 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 марта 2022 г. N Ф09-684/22 по делу N А71-8061/2021