Екатеринбург |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Поротниковой Е.А., Лукьянова В.А.,
при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральская энергосбытовая компания" (далее - общество "Уралэнергосбыт", заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2021 по делу N А76-8175/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыли представители:
общества "Уралэнергосбыт" - Подивилова Ю.В. (доверенность от 31.12.2020);
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала") - Мекерина Е.С. (доверенность от 22.12.2020);
Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС") - Ветрова А.А. (доверенность от 29.12.2020).
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Уральского округа прибыл представитель Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Управление Росстандарта, административный орган) - Колтышева Н.А. (паспорт, доверенность от 30.12.2021, диплом).
Общество "Уралэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Росстандарта об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.02.2021 N 14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ОАО "МРСК Урала", ФГУП "РТРС" филиал "Челябинский ОРТПЦ".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество "Уралэнергосбыт" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов заявитель указывает на недоказанность наличия в действиях общества "Уралэнергосбыт" состава вменяемого административного правонарушения.
Податель жалобы считает, что судами не дана оценка фактическому содержанию постановления; в рассматриваемом случае произведена замена предусмотренной законодательством ответственности за нарушение технических регламентов на ответственность гарантирующего поставщика перед потребителем, таким образом, фактически рассмотрено дело о нарушений гарантирующим поставщиком гражданско-правового договора электроснабжения, а не порядка осуществления административным органом государственного контроля за соблюдением технического регламента.
Из содержания постановления следует, что правонарушение, вмененное обществу "Уралэнергосбыт", совершено вследствие ненадлежащего контроля со стороны общества за качеством электроэнергии в точке поставки на объекте РТС Миньяр, то есть заявителю вменено бездействие по необеспечению контроля. Вместе с тем, административным органом не приведено нормативно-правового обоснования того, как контроль электроэнергии может обеспечить ее качество.
Общество отмечает, что гарантирующий поставщик не может быть субъектом административного правонарушения по статье 14.43 КоАП РФ в части неисполнения (ненадлежащего исполнения) требований Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 в целях обеспечения качества электроэнергии требованиям ГОСТ 32144-2013 при передаче потребителям электрической энергии.
По мнению подателя жалобы, с его стороны приняты все зависящие меры по обеспечению поставки электроэнергии потребителям надлежащего качества. Так, заявитель приобрел электроэнергию на оптовом рынке, урегулировал в интересах потребителя отношения по передаче электроэнергии с сетевой организацией, включив в договор оказания услуг по передаче электрической энергии обязанность и ответственность сетевой организации по соблюдению качества электроэнергии требованиям ГОСТ 32144-2013, обеспечено поддержание сетевой организацией показателей качества электроэнергии посредством предложения об установке стабилизаторов напряжения.
Управление Росстандарта и ФГУП "РТРС" представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением обращения ФГУП "РТРС" о несоответствии поставляемой обществом "Уралэнергосбыт" на объект ФГУП "РТРС" электроэнергии требованиям ГОСТ 32144-2013, Управлением Росстандарта в отношении общества "Уралэнергосбыт" проведена проверка по качеству электрической энергии при энергоснабжении указанного объекта.
Согласно акту обследования электроустановок от 29.05.2020 N 09-56-24 на основании протокола испытаний электрической энергии от 29.05.2020 N ЗЭС/05.20/08, установлено, что фазные напряжения на границе балансовой принадлежности сетей превышают допустимые значения по отрицательному отклонению напряжения и составляют 182,16 В.
Согласно актам обследования электроустановок от 13.08.2020 N 09-14-197, от 28.10.2020 N 09-14-229 параметры качества электроэнергии также не соответствовали требованиям ГОСТ 32144-2013 по отрицательному и положительному отклонению напряжения (185,92-245,16) В, при нормированном значении напряжения (198-242) В, что подтверждено протоколами испытаний электрической энергии от 13.08.2020 N ЗЭС/08.20/02, от 02.10.2020 N ЗЭС/10.20/01, от 19.10.2020 N УЭС/10.20/03.
По результатам обследования комиссией установлено: потребитель соблюдает характеристики технологического присоединения; место возникновения нарушения в границах балансовой принадлежности ОАО "МРСК Урала" - филиала "Челябэнерго"; причиной отклонения показателей качества электроэнергии является длина воздушной линии от ТП-1090 до границы балансовой принадлежности, более 650 м; ОАО "МРСК Урала" - филиала "Челябэнерго" не выполнены мероприятия предыдущего акта обследования.
Также производственному отделению западных электрических сетей (далее - ПО ЗЭС) филиала ОАО "МРСК Урала" повторно предписано выполнить организационно-технические мероприятия по обеспечению передачи электрической энергии ФГУП "РТРС" филиала "Челябинский ОРТПЦ" с параметрами качества, соответствующими ГОСТ 32144-2013 в срок до 01.12.2020.
Управлением Росстандарта в рамках проверки установлено, что Приказом Минэнерго России от 03.06.2019 N 557 и постановлением Министерства тарифного регулирования энергетики Челябинской области от 13.06.20219 N 46/4 общество "Уралэнергосбыт" с 01.07.2019 осуществляет функции гарантирующего поставщика электрической энергии в административных границах Челябинской области.
В адрес общества "Уралэнергосбыт" направлено требование от 14.01.2021 N 07-17/18 о необходимости представить материалы указанной проверки в течение 10 дней в Управление Росстандарта. Общество "Уралэнергосбыт" письмом сообщило о создании комиссии по расследованию качества электроснабжения на РТС Тюлюки и необходимости продления срока предоставления информации до 26.02.2021.
В рамках проверки достоверности полученной информации, административным органом признана достоверным информация о несоответствии качества электрической энергии требованиям пункта 4.2.2. ГОСТ 32144-2013 по отрицательному отклонению напряжения электропитания в точке поставки электрической энергии от номинального значения. В связи с подтверждением достоверности информации о несоответствии электрической энергии требованиям ГОСТ 32144-2013 обществу "Уралэнергосбыт" выдано обязательное к исполнению предписание о разработке Программы мероприятий по предотвращению причинения вреда. Обществом "Уралэнергосбыт" разработана Программа мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласована с Управлением Росстандарта. Программа включает в себя мероприятия по оповещению потребителей, а также сроки реализации таких мероприятий.
Однако, обществом "Уралэнергосбыт" не были урегулированы отношения, связанные с поставкой и передачей качественной электрической энергии обслуживаемому им потребителю.
Общество "Уралэнергосбыт" не обеспечило поддержание Сетевой организацией на границе балансовой принадлежности электросети и эксплуатационной ответственности показателей качества электрической энергии требованиям ГОСТ 32144-2013 согласно договору энергоснабжения от 05.08.2019 N 74010111001000, заключенному с ФГУП "РТРС" филиала "Челябинский "ОРТПЦ".
Таким образом, общество "Уралэнергосбыт" допустило поставку Потребителю продукции ненадлежащего качества по показателям безопасности, следовательно, нарушило обязательные требования п. п. 4.2.2. ГОСТ 32144-2013.
По результатам проведенной проверки 10.02.2021 в отношении общества "Уралэнергосбыт" составлен протокол об административном правонарушении N 07-17/146ЮЛ, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ и постановлением от 05.03.2021 N 17 общество "Уралэнергосбыт" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Полагая, что названное постановление нарушает его права и законные интересы, общество "Уралэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из доказанности в действиях общества "Уралэнергосбыт" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по административному делу.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 "Об электроэнергетики" (далее - Закон N 35-ФЗ), под гарантирующим поставщиком электрической энергии понимается коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В силу части 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Постановление N 442), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7 Постановления N 442).
В рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (пункт 30 Постановление N 442).
Таким образом, суды обоснованно заключили, что общество "Уралэнергосбыт", как гарантирующий поставщик, осуществляя реализацию электрической энергии, несет ответственность перед потребителями, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с обязательными требованиями технических регламентов и государственных стандартов.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2014 N 1948-ст введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств Электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения, которым установлены основные положения по организации и проведению контроля качества электрической энергии в точках передачи/поставки электроэнергии пользователям.
В соответствии с требованиями пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю. При этом в электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания равно 220 В (между фазным и нейтральным проводниками для однофазных и четырехпроводных трехфазных систем) и 380 В (между фазными проводниками для трех- и четырехпроводных трехфазных систем).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что между обществом "Уралэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ОАО "МРСК Урала" (сетевая организация) заключен договор покупки электроэнергии в целях компенсации потерь от 01.07.2019 N 2019-09, в соответствии с условиями которого сетевая организация должна обеспечить потребителю передачу электроэнергии качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики.
Между обществом "Уралэнергосбыт" и ФГУП "РТРС" заключен договор энергоснабжения от 05.08.2019 N 74010111001000, в силу пункта 3.1.4 которого заявитель обязался обеспечивать содержание сетевой организацией на границе балансовой принадлежности электросети и эксплуатационной ответственности показателей качества электрической энергии и мощности, соответствующих требованиям, установленным действующим законодательством.
Судами верно указано, что при исполнении указанного договора энергоснабжения заявителем допущена реализация потребителю электрической энергии, показатели качества которой не соответствуют требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-13.
При таких обстоятельствах, установив, что факт нарушения обществом приведенных выше требований технического регламента подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, суды обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам общества о принятии мер по приведению электроэнергии в соответствие с требованиями ГОСТ 32144-13, из материалов дела следует, что показатели качества электроэнергии в соответствие с нормативными требованиями не приведены. Кроме того, повторными протоколами испытаний от 21.09.2020 подтверждена передача заявителем электроэнергии ненадлежащего качества.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суды, действуя в рамках своих полномочий, не усмотрели возможности для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Штраф определен административным органом с применением части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ ниже минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в размере 150 000 рублей, с чем суды согласились.
При этом суды, руководствуясь положениями статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ применительно к административному правонарушению, создающему угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, правомерно указали на отсутствие совокупности условий для замены штрафа на предупреждение.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Доводы общества "Уралэнергосбыт" о том, что общество не является субъектом вмененного административного правонарушения, были рассмотрены и отклонены кассационным судом, как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку общество "Уралэнергосбыт" в силу части 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ являясь лицом, самостоятельно ответственным перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество, допустило в своей зоне ответственности реализацию (поставку) потребителям продукции электрической энергии ненадлежащего качества.
Производство, передача и продажа электрической энергии взаимосвязаны и являются элементами единого процесса, а организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, обязаны поставить потребителю электроэнергию, качество и параметры которой в точке поставки потребителя услуг должны соответствовать требованиям ГОСТ 32144-2013.
Иные, приведенные в кассационной жалобе, доводы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку выводов судов, сделанных в ходе рассмотрения дела по существу, в то время как в силу статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2021 по делу N А76-8175/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, действуя в рамках своих полномочий, не усмотрели возможности для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Штраф определен административным органом с применением части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ ниже минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в размере 150 000 рублей, с чем суды согласились.
При этом суды, руководствуясь положениями статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ применительно к административному правонарушению, создающему угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, правомерно указали на отсутствие совокупности условий для замены штрафа на предупреждение.
...
Производство, передача и продажа электрической энергии взаимосвязаны и являются элементами единого процесса, а организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, обязаны поставить потребителю электроэнергию, качество и параметры которой в точке поставки потребителя услуг должны соответствовать требованиям ГОСТ 32144-2013."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 марта 2022 г. N Ф09-10415/21 по делу N А76-8175/2021