Екатеринбург |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А50-13679/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Сафроновой А.А.,
рассмотрел кассационную жалобу Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.08.2021 по делу N А50-13679/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства (мотивированное решение изготовлено 18.08.2021) и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2021 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявленим к индивидуальному предпринимателю Спирину Алексею Валерьевичу (далее - предприниматель Спирин А.В., ответчик) о взыскании неустойки в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом на поставку автоматизированных рабочих мест от 05.11.2020 N 3320-40 в сумме 3 176 руб. 88 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.08.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2021 решение суда оставлено без изменения.
Управление МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы указывает на то, что согласно пункту 7 Правил, осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783) решение о списании неустойки в связи с нарушением срока поставки, если поставщик не подтвердил ее наличие, не допускается. В связи с чем, поскольку, из письма ответчика от 22.12.2020 N 22-01/12-20 не следовало, что предприниматель Спирин А.В. подтверждает обоснованность и законность неустойки, начисленной истцом, выводы судов первой и апелляционной инстанций необоснованны.
От предпринимателя Спирина А.В. поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором ответчик просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2 названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, между Управлением МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (государственный заказчик) и предпринимателем Спириным А.В. (поставщик) заключен государственный контракт от 05.11.2020 N 3320-40 на поставку автоматизированных рабочих мест для нужд истца.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта обязательство по поставке должно быть исполнено в течение 15 рабочих дней с даты заключения контракта, то есть до 25.11.2020.
Согласно представленной в материалы дела товарной накладной от 10.12.2020 N 485 обязательство по поставке товара исполнено ответчиком 18.12.2020.
Пунктом 6.3 контракта установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, поставщик уплачивает заказчику пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств. Размер пени составляет: одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапам исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком.
В связи с допущенной просрочкой исполнения обязательств по контракту, истец направил в адрес ответчика претензию от 22.12.2020 исх. N ИВ230-1512 с требованием уплатить начисленную на основании пункта 6.3 контракта неустойку.
В ответ на претензию ответчик письмом от 22.12.2020 исх. N 22-01/12-20 просил произвести списание начисленной суммы неустойки в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком требований претензии, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что обязательство поставщика перед заказчиком выполнено в полном объеме в 2020 году, сумма заявленной неустойки не превышает 5% цены контракта, в связи с чем, заказчик должен произвести списание начисленной неустойки на основании Правил N 783.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Гражданского кодекса).
В силу части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом заказчик самостоятельно устанавливает срок действия контракта (при необходимости) исходя из особенностей осуществления закупки.
Из части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливаются контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапам исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 Правил N 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами.
В силу подпункта "а" пункта 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 4 Правил N 783 закреплено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается (пункту 7 Правил N 783).
По смыслу названных положений, государственный (муниципальный) заказчик обязан произвести списание сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах государственного (муниципального) контракта по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" данного пункта.
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства. В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что сумма начисленной истцом неустойки не превысила 5% от цены контракта, контракт исполнен ответчиком в 2020 году в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, о том что истец обязан списать сумму неустойки в соответствии с положениями Правил N 783, а не взыскивать в судебном порядке.
Доводы заявителя жалобы о невозможности списания неустойки в соответствии с пунктом 3 Правил N 783 по причине не подтверждения со стороны ответчика обоснованности и законности неустойки, рассчитанной истцом, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонены, как несоответствующие материалам дела.
Вопреки доводам истца, в ответном на претензию письме от 22.12.2020 исх. N 22-01/12-20 ответчик, не оспаривая факт допущенной просрочки исполнения обязательств по контракту, подтвердил правомерность начисления неустойки и, более того, просил заказчика произвести списание суммы неустойки в соответствии с Правилами N 783.
На основании изложенного, учитывая, что объективные препятствия для исполнения требований части 42.1 статьи 112 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 3, пункта 13 Правил N 783 истцом не приведены и не доказаны, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований являются обоснованными и соответствуют действующему законодательству.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают обоснованность выводов судов, не свидетельствуют о неправильном применении норм действующего законодательства, основаны на ошибочном толковании норм права и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, в связи чем соответствующие доводы подлежат отклонению.
Обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 7 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации содержат мотивированное обоснование отклонения заявленных учреждением доводов.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу нормы части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.08.2021 по делу N А50-13679/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства (мотивированное решение изготовлено 18.08.2021) и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
А.А. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя жалобы о невозможности списания неустойки в соответствии с пунктом 3 Правил N 783 по причине не подтверждения со стороны ответчика обоснованности и законности неустойки, рассчитанной истцом, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонены, как несоответствующие материалам дела.
Вопреки доводам истца, в ответном на претензию письме от 22.12.2020 исх. N 22-01/12-20 ответчик, не оспаривая факт допущенной просрочки исполнения обязательств по контракту, подтвердил правомерность начисления неустойки и, более того, просил заказчика произвести списание суммы неустойки в соответствии с Правилами N 783.
На основании изложенного, учитывая, что объективные препятствия для исполнения требований части 42.1 статьи 112 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 3, пункта 13 Правил N 783 истцом не приведены и не доказаны, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований являются обоснованными и соответствуют действующему законодательству."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2022 г. N Ф09-10795/21 по делу N А50-13679/2021