Екатеринбург |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А60-22654/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Жаворонкова Д. В., Лукьянова В. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская дезинфекционная станция" (далее - общество "ГДС") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.08.2021 по делу N А60-22654/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации Пышминского городского округа (далее - администрация, заявитель) - Кисова О.В. (доверенность от 10.01.2022 N 3);
общества "ГДС" - Булыкина Г.В. (доверенность от 13.10.2021 N 73).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган, управление) о признании недействительными решения и предписания от 12.02.2021 N 066/06/82.4-576/2021.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "ГДС", а также общества с ограниченной ответственностью "Санас", "Космос" (далее - общества "Санас", "Космос", третьи лица).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.08.2021 (судья Колинько А.О.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемые решение и предписание признаны недействительными.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 (судьи Голубцов В.Г., Васильева Е.В., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ГДС" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что выводы судов об отсутствии нарушения порядка допуска участников к процедуре закупки ошибочны, сделаны с неверным применением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) Постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (далее - Постановление N957).
В обоснование доводов заявитель кассационной жалобы указывает, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность на территории субъекта Российской Федерации, отличного от указанного в выданной лицензии, наличие письменного предварительного уведомления лицензирующих органов субъектов Российской Федерации в силу части 5 статьи 9 Закона N 99-ФЗ является обязательным условием, в связи с этим, по мнению общества "ГДС", осуществление деятельности на территории иного региона носит разрешительный, а не уведомительный характер.
В представленных отзывах на кассационную жалобу администрация и общество "Санас" поддерживают выводы нижестоящих инстанций, просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу общества "ГДС" - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, 29.01.2021 на официальном сайте опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 016230000530003002 на услуги по дератизации и акарицидной обработке кладбищ Пышминского городского округа, заказчик: муниципальное казенное учреждение Пышминского городского округа "Хозяйственно-эксплуатационная служба" (далее - МКУ ПГО "Хозяйственно-эксплуатационная служба").
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме от 08.02.2021 N ПР01 заявки, поданные обществами "ГДС", "Санас", "Космос", признаны соответствующими требованиям закупки: 1 место - общество "Санас"; 2 место - общество "ГДС"; 3 место - общество "Космос".
Не согласившись с вышеуказанными результатами, общество "ГДС" обратилось в антимонопольный орган с жалобой, по результатам которой управление вынесло оспариваемое решение о признании жалобы обоснованной.
В основу данного решения антимонопольного органа положены выводы о нарушении заказчиком МКУ ПГО "Хозяйственно-эксплуатационная служба", уполномоченным органом в лице администрации, в том числе, положений пункта 1 части 3 статьи 82.4 Закона N 44-ФЗ: участниками закупки обществами "Санас" и "Космос" в составе заявки представлены лицензии, в которых адрес оказания услуг не соответствует адресу, указанному в положении об извещении, тогда как имеет место законодательный запрет на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия.
На основании изложенного антимонопольным органом выдано обжалуемое предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в срок до 05.03.2021 путем отмены составленных протоколов, назначения новой даты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме.
Не согласившись с названными решением и предписанием антимонопольного органа в части вышеуказанного нарушения, администрация оспорила их в арбитражном суде.
Удовлетворяя требования администрации, суды исходили из того, что обществами "Санас" и "Космос" представлены действующие лицензии на осуществление медицинской деятельности на работы (услуги) дезинфектологии с местонахождением и осуществлением деятельности в Челябинской области; наличие данных лицензий достаточно для выполнения необходимых заказчику услуг на территории Пышминского городского округа Свердловской области.
При этом суды руководствовались частью 1.1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ, в силу которой Положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение и оказание которых не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, не требует переоформления лицензии.
При постановке указанного вывода суды также исходили из пункта 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, в силу которого выполнение работ (услуг) может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в лицензии в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности.
Проанализировав вышеуказанные правовые нормы, суды заключили, что поскольку место осуществления лицензируемого вида деятельности может не совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата, постольку федеральным законодательством установлены случаи и виды работ (услуг) при осуществлении которых не требуется переоформление действующей лицензии в связи с изменением адреса, в частности, выполнение работ (услуг) по дератизации и акарицидной обработке.
Кроме того, в основу судебных актов были положены выводы о том, что условием допуска для участия в конкурсном отборе является наличие соответствующей лицензии; факт уведомления лицензирующего органа о намерении осуществлять деятельность на территории иного субъекта относится к сфере соблюдения лицензионных условий, отсутствие такого уведомления не может являться препятствием для участия в конкурсных процедурах.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно части 5 статьи 9 Закона N 99-ФЗ деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации только при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" содержится аналогичное условие: предварительное уведомление в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении. Данным пунктом определены обязательные для указания сведения, а также необходимые для представления документы (оригинал лицензии, заявление о переоформлении лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению, в том числе в случае изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 названной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 этой статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии (часть 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).
При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (часть 7 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается тот факт, что что в составе документов обществом "Санас" предъявлена лицензия, в которой указано место нахождения и место осуществления медицинской деятельности: г. Златоуст, Челябинская область; обществом "Космос" - лицензия, в которой указано место нахождения и место осуществления медицинской деятельности: г. Челябинск, Челябинская область.
Однако местом оказания услуг согласно опубликованному извещению является Свердловская область, территория кладбищ Пышминского района.
Таким образом, в нарушение положений статьи 18 Закона N 99-ФЗ представленные обществом "Санас" и обществом "Космос" лицензии сведений о возможности осуществления лицензируемого вида деятельности на иной территории (не Челябинской области) не содержат, равно как и в целях осуществления спорной деятельности по иному адресу (Свердловская область) не произведено переоформление лицензии на момент рассмотрения закупочной комиссией заказчика заявок участников.
Ссылка судов на пункт 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности о несостоятельна, поскольку дополнение названного пункта абзацем 2 соотносится не только с возможностью лицензиата выполнить без переоформления лицензии работы (услуги), организовав в своей структуре мобильную медицинскую бригаду по месту, не указанному в лицензии в качестве адреса места осуществления медицинской деятельности (доказательства наличия которой не представлены), но и с конкретным видом таких услуг: для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации (определения Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2020 N 302-ЭС20-1755, от 28.01.2022 N 307-ЭС21-28478).
Выводы судов об уведомительном характере заявления о переоформлении лицензии также основаны на ошибочном толковании вышеуказанных положений статьи 18 Закона N 99-ФЗ, из совокупности которых следует законодательный запрет на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии до того момента, как будет переоформлена лицензия; право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.
Учитывая изложенное, выводы судов о том, что отсутствие в представленных лицензиях указания на место осуществления деятельности - Свердловская область не исключает возможность осуществления в дальнейшем деятельности в данном регионе посредством переоформления лицензии, являются ошибочными и противоречат требованиям Закона N 99-ФЗ.
Судами не принято во внимание, что переоформление лицензии осуществляется в сроки, определенные в статье 18 Закона N 99-ФЗ, которые могут превышать срок оказания услуг, предусмотренный контрактом (в данном случае документацией о закупке установлен срок оказания услуг - до 25.04.2021) (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2018 N 301-КГ18-2640).
С учетом изложенного у судов отсутствовали правовые основания для признания решения и предписания антимонопольного органа в оспоренной части недействительными.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты судов первой, апелляционной инстанций подлежат отмене на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных администрацией требований.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.08.2021 по делу N А60-22654/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Администрации Пышминского городского округа в пользу общества с ограниченной ответственностью "Городская дезинфекционная станция" 3 000 (три тысячи) рублей в возмещение судебных расходов на оплату государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов об уведомительном характере заявления о переоформлении лицензии также основаны на ошибочном толковании вышеуказанных положений статьи 18 Закона N 99-ФЗ, из совокупности которых следует законодательный запрет на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии до того момента, как будет переоформлена лицензия; право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.
Учитывая изложенное, выводы судов о том, что отсутствие в представленных лицензиях указания на место осуществления деятельности - Свердловская область не исключает возможность осуществления в дальнейшем деятельности в данном регионе посредством переоформления лицензии, являются ошибочными и противоречат требованиям Закона N 99-ФЗ.
Судами не принято во внимание, что переоформление лицензии осуществляется в сроки, определенные в статье 18 Закона N 99-ФЗ, которые могут превышать срок оказания услуг, предусмотренный контрактом (в данном случае документацией о закупке установлен срок оказания услуг - до 25.04.2021) (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2018 N 301-КГ18-2640)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2022 г. N Ф09-549/22 по делу N А60-22654/2021