Екатеринбург |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А07-10561/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - истец, ГУ РО ФСС РФ по РБ, Фонд) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.08.2021 по делу N А07-10561/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Фонда - Кулимбетова Н.Р. (доверенность от 10.01.2022);
общества с ограниченной ответственностью "КЕСКО-Уфа" (далее - ответчик, ООО "КЕСКО-Уфа", общество) - Спиридонова Э.Г. (доверенность от 16.12.2021).
ГУ РО ФСС РФ по РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к ООО "КЕСКО-Уфа" о взыскании убытков в виде принятых к зачету средств на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2020 году в размере 198471,15 руб.
Решением суда первой инстанции от 17.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В кассационной жалобе административный орган указывает на ошибочность выводов судов, так как с 01.07.2020 Республика Башкортостан является участником пилотного проекта, в рамках которого особенности возмещения расходов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (далее - Постановление N 294); но Постановление N 294 определяет лишь механизм возмещения расходов страхователя, тогда как порядок и условия финансового обеспечения регулируются Правилами N 580н, в силу пункта 2 которых финансовое обеспечение осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда на текущий финансовый год, за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в текущем финансовом году; то есть сумма, разрешенная на финансирование предупредительных мер в текущем году, не должна превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в этом же году; по расчету общества по форме 4-ФСС за 12 месяцев 2019 года сумма уплаченных страховых взносов составила 931486,71 руб., при этом расходы на обязательное социальное страхование в 2019 году общество не осуществляло, в связи с чем предельная сумма финансового обеспечения должна составлять 279446 руб. (что составляет 30% от 931486,71 руб.); обществом 01.08.2020 подано заявление о предоставлении финансового обеспечения в сумме 274400 руб., то есть на дату подачи такого заявления условия предоставления финансового обеспечения были соблюдены, в связи с чем Фонд возместил страхователю указанную сумму; однако, по форме 4-ФСС за 2020 год, сумма страховых взносов составила всего 75928,85 руб., то есть, разрешенная сумма превысила сумму страховых взносов, что противоречит требованиям правил N 580н; излишнее перечисление средств составило 198471,5 руб., которые подлежат возврату Фонду в качестве убытков.
Общество в представленном отзыве просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.08.2020 общество обратилось в ГУ РО ФСС РФ по РБ с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в сумме 274400 руб., представив документы, подтверждающие расходы на оплату санаторно-курортного лечения работников в указанной сумме.
Приказом Фонда от 24.08.2020 N 1480-Ф обществу разрешено направить на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников 274400 руб.
Приказом Фонда от 04.12.2020 N 264-ПВ заявленные обществом расходы в размере 274400 руб. возмещены.
Согласно расчету по форме 4-ФСС за 2020 год, размер начисленных обществом в 2020 году страховых взносов составил 75928,85 руб.
В этой связи Фонд пришел к выводу о том, что предоставленная обществу сумма финансового обеспечения превысила сумму страховых взносов, подлежащую перечислению в 2020 году, что противоречит пункту 2 Правил N 580н. Излишне перечисленные обществу средства, по мнению истца, составили 198471,15 руб., которые подлежат возврату Фонду.
Претензией от 04.02.2021 истец предложил ответчику возвратить указанные средства в добровольном порядке.
Неисполнение обществом содержащегося в претензии требования послужило основанием для обращения истцом в суд с рассматриваемым иском о взыскании указанной суммы в качестве убытков.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения.
Решение суда поддержано судом апелляционной инстанции.
Выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований являются законными и обоснованными в силу следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, в силу указанной статьи возмещение вреда допускается при доказанности факта причинения вреда и его размера (наличие вреда), противоправности действий (бездействия), наличии причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями, вины причинителя вреда.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец, требуя возмещения ущерба, должен доказать наличие всех указанных элементов ответственности в их совокупности. В отсутствие хотя бы одного из указанных условий не возникает обязанность лица возместить причиненный вред.
Статьей 1 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает в том числе обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Согласно статье 18 Закона N 125-ФЗ страховщик (Фонд) имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 Республика Башкортостан с 01.07.2020 участвует в реализации пилотного проекта.
Этим же Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012-2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
В силу пункта 1 Положения N 294 это Положение устанавливает порядок возмещения расходов страхователей, зарегистрированных в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, в 2012-2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Согласно пункту 3 Положения N 294 оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета Фонда произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда на эти цели.
Объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень предупредительных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются Правилами N 580н (действовавших до 18.09.2021).
Пунктом 2 Правил N 580н предусмотрено, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год (абзац 1). Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году (абзац 2). Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно (абзац 3). Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством (абзац 4).
Руководствуясь указанными нормативными положениями ООО "КЕСКО-Уфа", исходя из размера уплаченных страховых взносов за 2019 год (931486,71 руб.), с учетом отсутствия расходов на обязательное социальное страхование, 01.08.2020 заявило о предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер (оплата санаторно-курортного лечения работников) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 274400 руб., что не превышает установленного законом предела, составляющего 279446 руб. ((931486,71 руб. - 0 руб.) х 30% = 279446 руб.).
Установленная Правилами N 580н и Положением N 294 процедура возмещения расходов на оплату предупредительных мер обществом соблюдена, в части полноты и достоверности представленного обществом пакета документов Фонд претензий не предъявляет.
Указанная заявленная обществом сумма финансового обеспечения согласована приказом ГУ РО ФСС РФ по РБ от 24.08.2020 N 1480-Ф. Приказом ГУ РО ФСС РФ по РБ от 04.12.2020 N 264-ПВ эта сумма обществу расходы возмещена в полном объеме за счет средств Фонда.
Истец полагает, что 198471,15 руб. приняты Фондом к зачету в отсутствие законных оснований, так как согласно расчету общества по форме 4-ФСС за 2020 год, размер начисленных обществом в 2020 году страховых взносов фактически составил 75928,85 руб., то есть принятая Фондом к зачету сумма превысила сумму начисленных в 2020 году страховых взносов.
Однако, как обоснованно отмечено судами, возмещение расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, отличается от общего порядка. Участвующими в пилотном проекте страхователями оплата предупредительных мер осуществляется за счет собственных средств с последующим возмещением расходов Фондом социального страхования в пределах согласованной суммы, а в общем порядке предупредительные меры финансируются за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в текущем году. При этом, в абзаце 2 пункте 2 Правил N 580н указан не объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер (как на то ссылается истец), а раскрывается общий механизм такого финансового обеспечения, измененный в рамках пилотного проекта, который для страхователя, участвующего в реализации пилотного проекта, применению не подлежит. Объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, определен абзацем 4 пункта 2 Правил N 580н и определяется в пределах суммы, согласованной с Фондом на эти цели, в соответствии с пунктом 3 Положения N 294.
В этой связи общество в 2020 году правомерно заявило о предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер за счет средств Фонда в размере, не превышающем установленного законом предела, определенного в порядке абзаца 4 пункта 2 Правил N 580н, исходя из размера страховых взносов, уплаченных в предыдущем период - 2019 году.
С учетом соблюдения обществом установленного порядка предоставления финансового обеспечения предупредительных мер и принятия Фондом решения о согласовании такого финансового обеспечения предоставлении финансового обеспечения, оснований полагать возмещенную ответчику сумму финансового обеспечения в заявленной истцом части излишней и, соответственно, оснований для ее взыскания с ответчика в качестве убытков, у судов не было.
Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.08.2021 по делу N А07-10561/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истец полагает, что 198471,15 руб. приняты Фондом к зачету в отсутствие законных оснований, так как согласно расчету общества по форме 4-ФСС за 2020 год, размер начисленных обществом в 2020 году страховых взносов фактически составил 75928,85 руб., то есть принятая Фондом к зачету сумма превысила сумму начисленных в 2020 году страховых взносов.
Однако, как обоснованно отмечено судами, возмещение расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, отличается от общего порядка. Участвующими в пилотном проекте страхователями оплата предупредительных мер осуществляется за счет собственных средств с последующим возмещением расходов Фондом социального страхования в пределах согласованной суммы, а в общем порядке предупредительные меры финансируются за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в текущем году. При этом, в абзаце 2 пункте 2 Правил N 580н указан не объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер (как на то ссылается истец), а раскрывается общий механизм такого финансового обеспечения, измененный в рамках пилотного проекта, который для страхователя, участвующего в реализации пилотного проекта, применению не подлежит. Объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, определен абзацем 4 пункта 2 Правил N 580н и определяется в пределах суммы, согласованной с Фондом на эти цели, в соответствии с пунктом 3 Положения N 294.
В этой связи общество в 2020 году правомерно заявило о предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер за счет средств Фонда в размере, не превышающем установленного законом предела, определенного в порядке абзаца 4 пункта 2 Правил N 580н, исходя из размера страховых взносов, уплаченных в предыдущем период - 2019 году."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 марта 2022 г. N Ф09-797/22 по делу N А07-10561/2021