Екатеринбург |
|
16 марта 2022 г. |
Дело N А47-6025/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области, Управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.09.2021 по делу N А47-6025/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" (далее - заявитель, ООО "Руссоль") - Нигматулин Т.Р. (доверенность от 20.12.2021);
Управления - ЦыплаковаИ.Н. (доверенность от 10.02.2022), Миронова М.С. (доверенность от 15.03.2022).
ООО "Руссоль" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Оренбургской области о признании недействительным и отмене предписания б/н от 02.03.2021.
Решением суда первой инстанции от 07.09.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит решение и постановление судов отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что Декларация о соответствии упаковки полимерной, сертификат соответствия N РОСС RU.HA36.H00274 сроком действия с 22.10.2018 по 21.10.2021, о соответствии пленки полиэтиленовой нормативным требованиям, свидетельство о государственной регистрации пленки полиэтиленовой окрашенной и неокрашенной N RU.16 11.13.019.У.000133.05.12 от 14.05.2021 о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) подлежит отклонению, так как указанные документы и декларация не имеют отношения к материалам проверки Управления. Указывает, что протоколы лабораторных исследований и экспертных заключений подтверждают факт того, что на этапах реализации упаковка не обеспечивает сохранность внесенной пищевой добавки. Обязанность по сохранению пищевой добавки (йода) в йодированной соли до окончания срока годности возложена на производителя, согласно нормативному документу, в соответствии с которым она произведена, а не на потребителя, путем нанесения надписи на упаковке "хранить в темном месте". Также не согласно с выводами судов о том, что заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что упаковка, используемая ООО "Руссоль", не обеспечивает сохранность добавки (йод) при условии надлежащего хранения продукции". Так, сбор подобных доказательств не является обоснованным, так как изначально производителем на упаковке указаны условия хранения, противоречащие нормативному документу ГОСТ Р 51574-2018, в соответствии с которым выработана йодированная соль. Согласно требованиям п. 7.2 ГОСТ Р 51574-2018 при хранении йодированной соли необходимо избегать попадания прямых солнечных лучей. При этом производителем указано на упаковке "хранить в темном месте", что не является тождественным с требованием по условиям хранения, указанным в ГОСТ 51574-2018.
В представленном отзыве общество указывает на законность и обоснованность судебных актов.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает основания для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что при осуществлении процессов производства пищевой продукции обществом в рамках процедур, основанных на принципах ХАССП предприятия, не обоснован выбор и использование потребительской упаковки для пищевой продукции соль пищевая молотая йодированная Помол N 1 с целью обеспечения сохранности количества внесенной для профилактических целей добавки (йод) до истечения срока годности.
Главным специалистом-экспертом Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Масловой А.А. по результатам проведенного административного расследования установлены нарушения статьи 10 ТР ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", вынесено предписание б/н от 02.03.2021.
В соответствии с предписанием б/н от 02.03.2021 ООО "Руссоль" предписано при осуществлении процессов производства пищевой продукции в рамках процедур, основанных на принципах ХАССП, обеспечить выбор и использование потребительской упаковки для пищевой продукции (соль пищевая молотая йодированная Помол N 1), обеспечивающей сохранность количества внесенной для профилактических целей добавки (йод) до истечения срока годности. Срок устранения нарушений установлен до 01.06.2021.
Полагая, что предписание б/н от 02.03.2021 вынесено необоснованно, незаконно, не соответствует критерию исполнимости, ООО "Руссоль" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции при разрешении спора установил предусмотренную ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ совокупность оснований для признания оспариваемого предписания в части недействительным и удовлетворил заявленные требования. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания (пункт 5.1.1 Положения).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Выявление нарушений требований санитарного законодательства или угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) (пункт 2 статьи 52 Федерального закона N 52-ФЗ), а также выявление несоответствия продукции требованиям технических регламентов и необходимость принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ)) является основанием для выдачи органом государственного контроля, обязательного к исполнению предписания.
При этом наличие указанных обстоятельств должно подтверждаться соответствующими доказательствами.
По смыслу данного положения предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 184-ФЗ технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, устанавливает объекты технического регулирования, требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования, правила идентификации объектов технического регулирования, формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.
Для целей применения ТР ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" используются понятия и их определения, в том числе, пищевая добавка - любое вещество (или смесь веществ), имеющее или не имеющее собственную пищевую ценность, обычно не употребляемое человеком непосредственно в пищу, преднамеренно вводимое в пищевую продукцию с технологической целью (функцией) при ее производстве (изготовлении), перевозке (транспортировании) и хранении, что приводит или может привести к тому, что данное вещество или продукты его превращений становятся компонентами пищевой продукции; пищевая добавка может выполнять одну или несколько технологических функций (статья 4 ТР ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции").
Согласно части 1 статьи 10 ТР ТС 021/0 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 10 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции").
Частью 3 статьи 10 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" установлено, что для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:
1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;
2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;
3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;
8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции;
10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
12) прослеживаемость пищевой продукции.
Требования, обеспечивающие безопасность пищевой соли, а также требования к ее качеству установлены "ГОСТ Р 51574-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Соль пищевая. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 51574-2018).
В соответствии с пунктом 4.3.1 ГОСТ Р 51574-2018 Пищевую соль фасуют и упаковывают в потребительскую и транспортную упаковку, соответствующую требованиям.
Упаковка должна обеспечивать сохранность продукции при ее транспортировании и хранении, а именно:
- должна быть прочной, сухой и чистой;
- не допускать проникания влаги и просыпания;
- обеспечивать целостность упаковки до истечения срока годности продукта;
- обеспечивать сохранность количества внесенной для профилактических целей добавки до истечения срока годности.
Обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к упаковке (укупорочным средствам) и связанные с ними требования к процессам хранения, транспортирования и утилизации, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных, растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей упаковки (укупорочных средств) относительно ее назначения и безопасности установлены ТР ТС 005/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769.
Согласно статье 4 ТР ТС 005/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" соответствие упаковки (укупорочных средств) настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований непосредственно либо выполнением требований стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента, и стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований настоящего технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
Пунктом 6.3 статьи 5 ТР ТС 005/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" установлены требования к полимерной упаковке. Полимерная упаковка должна обеспечивать герметичность; выдерживать установленное количество ударов при свободном падении с высоты без разрушения (для укупоренных изделий, кроме парфюмерно-косметической продукции); выдерживать сжимающее усилие в направлении вертикальной оси корпуса упаковки (кроме пакетов и мешков); не должна деформироваться и растрескиваться при воздействии горячей воды (кроме пакетов и мешков); ручки упаковки должны быть прочно прикреплены к ней и выдерживать установленную нагрузку; сварной и клеевой швы упаковки не должны пропускать воду; должна выдерживать установленную статическую нагрузку при растяжении (для пакетов и мешков); внутренняя поверхность упаковки должна быть стойкой к воздействию упаковываемой продукции.
Согласно части 1 - 2 статьи 7 ТР ТС 005/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" перед выпуском в обращение на таможенной территории Таможенного союза упаковка (укупорочные средства) должна быть подвергнута процедуре подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента. Подтверждение соответствия упаковки (укупорочных средств) требованиям настоящего технического регламента носит обязательный характер и осуществляется в форме декларирования.
Как установлено судами и следует из материалов дела, при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, ООО "Руссоль" разработаны, внедрены и поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП.
Оспариваемым предписанием установлено, что процедуры, разработанные ООО "Руссоль" на принципах ХАССП, не содержат информацию о выборе необходимых для безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции, об определении контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) пищевой продукции, о проведении контроля за упаковочными материалами, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, об обеспечении документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и пищевой продукции.
По результатам административного расследования заинтересованное лицо установило, что упаковка ООО "Руссоль" не обеспечивает сохранность количества внесенной добавки (йод). Указанный вывод основан на протоколах лабораторных испытаний, экспертных заключениях (протокол N 2688-Б от 16.03.2020, экспертное заключение N 28.02-26/361 от 20.03.2020; протокол N 19846 от 16.11.2020, экспертное заключение N 66-20-014/12-2343-2020 от 26.11.2020; протокол N 8973 от 26.11.2020, экспертное заключение N 19846 от 16.11.2020; протокол N 19047 от 30.10.2020, экспертное заключение N 19047 от 30.10.2020; протокол N 20684 от 27.11.2020, экспертное заключение N 20684 от 30.11.2020; протокол N 35212 от 04.12.2020, N 34354 от 01.04.2020, заключениями экспертов N М.507.1093.К.П.20 и N М.478.1093.К.П.20 от 01.12.2020 от 04.12.2020; протокол, заключение N 3673 от 09.03.2021; протокол N 10-01-1773-412 от 18.03.2021; заключение N 56.ГО.02.01-03.2021-0057/0059 от 18.03.2021; протокол N 10-03-1975-416 от 18.03.2021).
В резолютивной части оспариваемого ненормативного правового акта ООО "Руссоль" предписано при осуществлении процессов производства пищевой продукции в рамках процедур, основанных на принципах ХАССП, обеспечить выбор и использование потребительской упаковки для пищевой продукции (соль пищевая молотая йодированная Помол N 1), обеспечивающей сохранность количества внесенной для профилактических целей добавки (йод) до истечения срока годности.
Вместе с тем, как установлено судами, из материалов дела не следует и заинтересованным лицом не доказано, что несоответствие проб соли, отобранных в местах общественного питания, является следствием действий заявителя.
Так, согласно пункту 12 статьи 7 ТР ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
При хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (пункт 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции").
На производстве ООО "Руссоль" утверждены и действуют Схема контроля качества выпускаемой продукции, Стандарт предприятия "Контроль качества и безопасности тароупаковочных материалов" СТП N 02-2014, устанавливающий порядок проведения контроля параметров качества и безопасности тароупаковочных материалов, критерии их пригодности к использованию, Стандарт предприятия "Контроль качества выпускаемой продукции" СТП N 19-2018, устанавливающий порядок контроля качества выпускаемой продукции на всех стадиях производства.
Протоколы лабораторных исследований, заключения экспертов не содержат информацию о порядке и условиях хранения соли в местах отбора проб, при составлении заключений экспертные организации не анализировали причины несоответствия, не исключили влияние условий транспортировки, реализации и последующего хранения на местах.
В материалы дела не представлено доказательств, что упаковка, используемая ООО "Руссоль", не обеспечивает сохранность добавки (йод) при условии надлежащего хранения продукции.
Также указанные выводы подтверждены в заключении ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" N 56.ФБУЗ.01.02-02.2021-0541 от 26.02.2021, в соответствии с которым содержание доли йода составляет 0,032 +/- 0,006 мг/г при допустимом уровне 0,04 +/- 0,015, что соответствует ТР ТС 021/2011 Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
Кроме того, заявителем были представлены протоколы испытаний N 147 от 05.06.2019, 06.11.2020, 03.03.2021, протоколы лабораторных исследований N 02-3396-п от 12.03.2021, N 02-3397-п от 12.03.2021, которыми подтверждается сохранность пищевой добавки (йод) на разных временных отрезках хранения соли (в том числе, по истечении срока годности).
В материалы дела также представлены Декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.АЖ22.В.08495/18 о соответствии упаковки полимерной: пленка многослойная для пищевой продукции требованиям ТР ТС 005/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки", сертификат соответствия N РОСС RU.НА 36.Н00274, сроком действия с 22.10.2018 по 21.10.2021, о соответствии пленки полиэтиленовой нормативным требованиям, свидетельство о государственной регистрации пленки полиэтиленовой окрашенной и неокрашенной N RU.16 11.13.019.У.000133.05.12 от 14.05.2021 о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается соответствие упаковки требованиям ТР ТС 005/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки".
В отношении доводов заявителя жалобы о том, что согласно требованиям пункта 7.2 ГОСТ Р 51574-2018 при хранении йодированной соли необходимо избегать попадания прямых солнечных лучей, обязанность по сохранению пищевой добавки (йода) в йодированной соли до окончания срока годности возложена на производителя, а не на потребителя, путем нанесения надписи на упаковке "хранить в темном месте", что не является тождественным с требованием по условиям хранения, указанным в ГОСТ 51574-2018.
Механизмом соблюдения обязанности изготовителя по обеспечению сохранности пищевой добавки является его право на установление порядка хранения продукта.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность.
В силу части 7 статьи 17 Технического регламента ТР ТС 021/2011 Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям указанного технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Заявитель имеет право на установление условий хранения как изготовитель и обязан обеспечивать сохранность добавки пищевой продукции.
В настоящем случае требования к условиям хранения соли пищевой молотой йодированной Помол N 1 обозначены на упаковке продукта и обязывают хранить продукт в сухом темном месте, что согласуется с требованиями пункта 7.2 ГОСТ Р 51574-2018 (при хранении йодированной соли необходимо избегать попадания прямых солнечных лучей).
Кроме всего прочего, в материалах дела отсутствуют доказательства, что конечный потребитель соли пищевой молотой йодированной Помол N 1 был введен в заблуждения относительно условия хранения и сроков годности йодированной соли, установленные ее изготовителем, в соответствии с пунктом 12 статьи 7 ТР ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
При таких обстоятельствах, факт нарушения ООО "Руссоль" ТР ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" не доказан Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области, основания для выдачи предписания отсутствуют.
Поскольку нарушения, установленные Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области и отраженные в оспариваемом предписании, материалами дела не подтверждаются, предписание выдано в отсутствие предусмотренных законом оснований для его выдачи, предписание б/н от 02.03.2021, выданное Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области правомерно признано судами недействительным.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.09.2021 по делу N А47-6025/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В настоящем случае требования к условиям хранения соли пищевой молотой йодированной Помол N 1 обозначены на упаковке продукта и обязывают хранить продукт в сухом темном месте, что согласуется с требованиями пункта 7.2 ГОСТ Р 51574-2018 (при хранении йодированной соли необходимо избегать попадания прямых солнечных лучей).
Кроме всего прочего, в материалах дела отсутствуют доказательства, что конечный потребитель соли пищевой молотой йодированной Помол N 1 был введен в заблуждения относительно условия хранения и сроков годности йодированной соли, установленные ее изготовителем, в соответствии с пунктом 12 статьи 7 ТР ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
При таких обстоятельствах, факт нарушения ООО "Руссоль" ТР ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" не доказан Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области, основания для выдачи предписания отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2022 г. N Ф09-931/22 по делу N А47-6025/2021